В настоящее время в тифлопедагогической науке большое внимание уделяется вопросу социализации в общество детей с нарушениями зрения.Общение является одним из главных средств и условий социализации. Взаимодействие ребенка со сверстниками, по мнению М. И. Лисиной, — это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста. В процессе общения со сверстниками у дошкольников формируются коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Развитие этих способностей — важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни
Однако нарушения зрения, имеющие различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказываются на развитии психики ребенка, и как следствие, на формировании средств общения. Неумение выстроить адекватные социальные контакты со сверстниками проводит к ряду отклонений к формированию личности у детей с нарушениями зрения и может при отсутствии или недостаточной квалифицированном педагогическом вмешательстве вызвать появление негативных особенностей.
Г. В. Никулина, обобщая трудности межличностного взаимодействия старших дошкольников, осуществляющегося в условиях зрительной депривации, сводит их к следующему:
– проблемы в процессе формирования представлений о внешнем облике людей, что объясняется уменьшением количества ощущений и восприятий, в процессе осуществления обратной связи между партнерами;
– наличие дефицита личностно-эмоционального общения;
– неадекватные установки зрячих по отношению к детям с нарушениями зрения;
– субъективная неадекватная самооценка нарушения и его последствий;
– отсутствие опыта общения;
– низкий уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения;
– неумение воспринимать партнера на основе деятельности сохранных анализаторов [6].
Анализ результатов исследования Л. А. Дружининой, И. Ю. Зуевой, Л. Ю. Осиповой, посвященного изучению общения со сверстниками дошкольников с нарушениями зрения и их межличностного взаимодействия, позволил установить, дети данной категории проявляют неуверенность в общении с другими детьми, испытывают дискомфорт в процессе межличностных отношений, что чаще всего обусловлено заниженной самооценкой. Они слабо адаптированы в группе сверстников, больше стремятся к контакту с воспитателями, чем со сверстниками [3].
По мнению Ю. М. Байрамгуловой, Л. Б. Осиповой детям дошкольного возраста с нарушениями зрения характерны следующие трудности в общения со сверстниками: дети не могут договориться в процессе совместной деятельности, непродуктивно используют средства общения, испытывают трудности в принятии общего решения, не умеют оказывать взаимопомощь [1].
Следовательно, таким детям необходима коррекционная работа по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию способностей выстраивания эффективных взаимоотношений с другими детьми.
Основным интегративным компонентом механизма становления общения и социального опыта является деятельность, системообразующим фактором которой является сюжетно-ролевая игра, определённая в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования как основная форма организации образовательного процесса и ведущий вид деятельности дошкольника [11].
Сюжетно-ролевая игра — важное средство развития общения старших дошкольников. Она позволяет моделировать различные жизненные ситуации, развивать навыки вербального и невербального общения, эмоционально-волевую сферу, содействовать взаимопомощи между детьми и их объединению. Однако у детей с нарушениями зрения сюжетно-ролевая игра протекает несколько своеобразно и отстает в развитии. Она приобретает дополнительное значение, так как является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта [2; 3; 10]. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей с нарушениями зрения показана в различных аспектах: в формировании нравственных качеств, в формировании предметных и игровых действий, в развитии зрительного восприятия, в физическом развитии и ориентации в пространстве, в коррекции и развитии средств общения.
С. В. Проняева с соавторами выделили принципы построения сюжетно-ролевых игр для развития общения со сверстниками:
1) обеспечение места и времени для игр; возможности выбора их тематики, содержания, материала, партнёров;
2) создание условий для самостоятельной организации и длительного сохранения пространственно-предметной игровой среды;
3) обеспечение возможности свободного объединения со сверстниками по интересам, личному социальному и игровому опыту;
4) предоставление комфортных условий для коллективных игр разной динамики и содержания.
По мнению С. В. Проняевой, накопление социального опыта и развитие общения со сверстниками с помощью сюжетно-ролевой игры возможно в соответствии с определёнными педагогическими условиями:
1) воспроизведение и опора на жизненные ситуации, детские впечатления повседневной жизни;
2) вызов личной заинтересованности каждого ребёнка и понимание им социальной значимости сюжетно-ролевой игры;
3) стимулирование активных действий детей, связанных с планированием и обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;
4) стимулирование взаимопомощи, вызывание потребности в сотрудничестве [8].
Мы считаем, что приведённые принципы и условия целесообразно учитывать при организации и построении сюжетно-ролевой игры детей с нарушениями зрения.
Очевидно, что для организации сюжетно-ролевых игр детей со зрительной патологией требуются специальные условия [2; 3]. По мнению Л. И. Плаксиной, для преодоления отставания в развитии игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями зрения необходимо создавать условия, обеспечивающие детям правильное понимание и отражение в своих играх окружающего мира и поведения людей. При осуществлении руководства игрой, необходимо выстраивать этапы формирования всех операций, вербальных и предметных действий, неречевых и речевых средств общения как важных условий развития общения, в том числе со сверстниками, детей с нарушениями зрения [7].
Л. А. Дружинина, С. Л. Новосёлова, Л. Б. Осипова отводят большую роль взрослому, как помощнику в становлении общения со сверстниками старших дошкольников во время сюжетно-ролевых игр. Ученые считают, что важное значение приобретают обучающие сюжетно-ролевые игры, нацеленные на вычленение задач общения. Взрослый, выступая в роли одного из участников игры, побуждает детей к совместным обсуждениям, высказываниям, беседам, спорам, способствующим коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей [3; 4].
По мнению Л. Б. Осиповой, при организации обучающих сюжетно-ролевых необходимо создавать специальные условия для преодоления у детей с нарушениями зрения отрицательных эмоций и устранения таких черт характера, как застенчивость, неуверенность и пр.; ставить перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию умения понимать и выражать различные эмоции. Кроме того, важно осуществлять обмен ролями между детьми, так как это развивает их представление друг о друге, совершенствует способность понимать эмоциональное состояние сверстника [2; 3].
Для развития общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения И. Г. Корнилова предлагает реализовать сюжетно-ролевую игру следующим образом:
– организовать игровое пространство;
– распределить роли и выбрать атрибуты игры;
– игра дошкольников должна быть самостоятельна;
– помощь взрослого в затруднительных ситуациях (забывание сюжета, его трансформация, смешение ролей, деструктивное направление игры, трудности в её завершении и т. п.);
– завершать игры гуманным разрешением проблемы и эмоциональной разрядкой детей [5].
С. В. Проняева с соавторами предлагают составлениеиндивидуальных игровых маршрутов при организации сюжетно-ролевой игры, которые должны учитывать ведущий способ построения игровой деятельности (предметно-действенный, ролевой, сюжетосложение); игровую позицию ребенка (режиссер, исполнитель, декоратор и др.); предпочтения детей в выборе сюжета и содержания игры; уровень развития коммуникативных умений, а также личностные особенности ребенка [9]. Мы считаем, что такой подход актуален для развития общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения, в особенности для детей, имеющих наиболее выраженные затруднения в коммуникативной деятельности.
Таким образом, правильно организованная сюжетно-ролевая игра является успешным средством коррекционной работы по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения, благотворно влияет на формирование благополучных взаимоотношений, коммуникабельности, адекватного восприятия себя в коллективе сверстников.
Литература:
- Байрамгулова Ю. М., Осипова Л. Б. Роль театрализованной деятельности в развитии общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения // Фундаментальная и прикладная наука: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы за 2014 год. — Челябинск: изд-во Челяб. Гос. Пед. ун-та, 2015. — с. 57–61.
- Буцук Т. В., Осипова Л. Б. Театрализованная деятельность в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения зрения: практическое пособие для педагогов. — Челябинск: Цицеро, 2013. — 55 с.
- Зуева И. Ю., Осипова Л. Б., Дружинина Л. А. Роль сюжетно-ролевой игры в становлении межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения // Фундаментальная и прикладная наука: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы за 2015 г. — Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. — С. 90–93.
- Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др.; под ред. С. Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989. — 286 с.
- Корнилова И. Г. Игра и творчество в психокоррекции. — Москва: Научная книга, 2000. — 168 с.
- Никулина Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: дис. д-ра пед. наук. − М.: СПб, 2004. — 499 c.
- Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: учебно-методическое пособие. — М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. — 112 с.
- Проняева С. В. Игра как интегратор образовательного процесса в ДОУ // Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 10. — С.10–14.
- Проняева С. В., Королева Н. Н., Магасутова Р. А. Игровыми маршрутами (из опыта работы по формированию социальной компетентности ребенка дошкольного возраста в игре). — Челябинск, 2006. — 60 с.
- Ратнер Ф. Л., Юсупова А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 176 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/ (дата обращения: 10.11.2016).