Позитивные результаты интеграционных процессов глобализации сопровождаются культурно-цивилизационными «вызовами», выходящими за рамки национальной безопасности отдельных стран. Так, активно расширяющееся влияние на регионы России арабо-мусульманской культуры сопровождается усилением религиозной самоидентификации населения, в северокавказском регионе — доминированием мусульманской идентичности. Дальнейший рост арабо-мусульманского компонента в социокультурном пространстве северокавказского региона может сформировать приоритет арабо-мусульманской системы ценностей над светскими, в конечном итоге — вызвать потерю общегражданской идентичности. Необходимо учитывать, что «целевой аудиторией» исламизации является молодежь: именно в среде молодого поколения получили распространение духовные ценности арабо-мусульманского мира, арабский стиль в одежде, интернет-сообщества сторонников «чистого» ислама.
В данных условиях приобретает актуальность региональная культурная политика, главная задача которой — создание культурной среды, аккумулирующей достижения традиционной этнокультуры, и культуры современного индустриального мира. Концепция «мягкой силы», описывающая в специфической логике культуры в широком смысле этого слова весь современный мировой политический процесс, рассматривается как в мировой, так и в российской науке преимущественно с точки зрения двух основных измерений: регионального (практическое применение «мягкой силы» крупнейшими государствами — региональными лидерами) и функционального (изучение роли составных элементов «мягкой силы»: художественной культуры, религии, образования и науки, участие в деятельности международных неправительственных организаций) [2]. Результативность «мягкой силы» выявится в процессе роста общегражданской идентичности народов северокавказского региона через элементы массовой и элитарной европейской культуры [1].
В современную эпоху, когда мир находится в состоянии ценностного разлома, важно выбрать такое движение общественного развития (в том числе в образовательной области), которое было бы направлено от идеалов потребления и массовой культуры к системе ценностей, провозглашающих первенство духовной и интеллектуальной сфер. В утверждении этих ценностей видится важнейшая миссия современного отечественного музыкального образования, проходящего очередной этап своего развития в условиях глобализации.
Государственная культурная политика в отношении культивирования универсальных духовных ценностей, популяризации художественного, в частности, музыкального, образования, поддержки одаренных детей получила свое четкое оформление в республиканской межведомственной программе «Одаренные дети», действовавшей в рамках федеральной программы «Дети России» и программном документе «Государственная программа Республики Дагестан «Развитие культуры в Республике Дагестан на 2014–2018 годы» [4].
Эта поддержка выражалась в премиях и стипендиях Министерства культуры РД, грантах Президента РД, позднее — грантах Главы РД, в создании условий для профессионального роста молодежи. Открытие новых «звезд» на культурном Олимпе Дагестана происходило ежегодно на городских и республиканских выставках, смотрах и конкурсах, фестивалях «Юные звезды Махачкалы» и «Перепелочка», «Эта песня твоя и моя».
В «Основах государственной культурной политики», утвержденных в 2014 г., названы задачи государственной культурной политики, среди которых «повышение качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности» [9], «повышение качества подготовки научных и научно-педагогических кадров в сфере гуманитарных наук» [9, с. 11], «выявление одаренных в разных сферах детей, создание условий для их индивидуального обучения, их педагогическое и психологическое сопровождение в период получения образования, создание условий для их профессиональной деятельности после завершения образования» [9, с. 14]. В Стратегии государственной культурной политики до 2030 года среди наиболее опасных проявлений гуманитарного кризиса в Российской Федерации названо снижение интеллектуального и культурного уровня общества [11]. В Концепции региональной культурной политики в Республике Дагестан на период до 2020 года названа одна из ключевых проблем развития культуры республики: «укрепление кадровой базы, в том числе подготовка новой смены творческих работников театрально-концертных учреждений, педагогов школ и средних учебных заведений, специалистов в области музейного дела» [7]. В соответствии с локальными проблемами в области культуры Концепция региональной культурной политики учитывает необходимость в поддержке системы образования в сфере культуры и искусства, целенаправленном формировании «корпуса специалистов отраслей, призванных практически осуществлять задачи культурной политики» [7, с. 9].
В данном контексте представляется важной роль специализированных образовательных учреждений культуры, призванных формировать и развивать культурную среду региона. В качестве материала исследования нами выбраны республики СКФО — Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Чеченская республика. Данная выборка обусловлена нашим интересом к тому, как функционируют музыкальная культура и музыкальное образование в субъектах федерации, традиционно определяемых как «национальные», то есть, имеющих локальную (этническую и религиозную) специфику.
Проанализировав основные направления музыкальной культуры в республиках СКФО, мы определили некоторые особенности, региональные и системные, характерные для современного пространства музыкального образования. Поскольку центром проблемного поля определено музыкальное образование, нас интересовало состояние академического сегмента музыкальной культуры в республиках СКФО. Он представлен: 1) учреждениями образования, направленными на профессиональную подготовку (школы искусств, училища, институты искусств), 2) концертными организациями (филармонии), 3) творческими коллективами (оперные театры, оркестры).
На основе знакомства с документами региональных министерств культуры выявлено, что во всех республиках действуют госпрограммы по развитию, сохранению и популяризации культурного наследия, формированию культурной среды, приобщению жителей республик к академическим формам искусства [3; 4; 5; 6; 7].
Рассматривая историю формирования музыкального образования на территории СКФО, мы обратили внимание на даты открытия первых специализированных музыкальных учебных заведений в республиках округа. В Дагестане музыкальное училище открыто в 1926 году. В Чеченской республике (Чечено-Ингушетии) — в 1936. В Северной Осетии — в 1938. В Кабардино-Балкарии — в 1956. В Карачаево-Черкессии — в 1960. Таким образом, Махачкалинское музыкальное училище является первым музыкальным специальным учебным заведением на территории Северного Кавказа.
Мы собрали данные по приему абитуриентов и выпуску в нескольких учебных заведениях СКФО, ведущих подготовку по специальностям, связанным с музыкальным искусством. Это два музыкальных училища в Дагестане, Владикавказский колледж искусств им. В. А. Гергиева. Также мы обратились к аналогичным данным по факультету музыки Даггоспедуниверситета и факультету искусств (специальность «музыкальное образование») в Чеченском госпедуниверситете. Некоторые результаты отражены в следующих таблицах.
Таблица 1
Махачкалинское музыкальное училище. Данные по приему абитуриентов ивыпуску:
|
2009–2010 |
2010–2011 |
2011–2012 |
2012–2013 |
2013–2014 |
|||||
Специальность испециализация |
прием |
выпуск |
прием |
выпуск |
прием |
выпуск |
прием |
выпуск |
прием |
выпуск |
Фортепиано |
4 |
7 |
5 |
7 |
8 |
3 |
4 |
7 |
7 |
2 |
Оркестровые инструменты |
4 |
3 |
2 |
1 |
7 |
2 |
9 |
4 |
11 |
2 |
Народные инструменты |
5 |
2 |
6 |
2 |
10 |
8 |
13 |
9 |
15 |
3 |
Вокал |
10 |
5 |
10 |
9 |
11 |
4 |
12 |
10 |
12 |
5 |
Хоровое дирижирование |
11 |
2 |
11 |
1 |
13 |
5 |
10 |
5 |
9 |
5 |
Теория музыки |
15 |
3 |
16 |
6 |
3 |
7 |
1 |
2 |
0 |
6 |
Всего |
49 |
22 |
50 |
26 |
52 |
29 |
49 |
37 |
54 |
23 |
Таблица 2
Дербентское музыкальное училище. Данные по приему абитуриентов ивыпуску [8]:
Специальность испециализация |
2011–2012 |
2012–2013 |
2013–2014 |
2014–2015 |
2015–2016 |
2016–2017 (данные на сентябрь 2016) |
|||||
прием |
выпуск |
прием |
выпуск |
прием |
выпуск |
прием |
выпуск |
прием |
выпуск |
прием |
|
Фортепиано |
3 |
1 |
2 |
1 |
4 |
3 |
- |
3 |
- |
2 |
|
Хоровое дирижирование |
10 |
16 |
9 |
10 |
6 |
7 |
11 |
7 |
17 |
4 |
19 |
Национальная гармонь |
4 |
9 |
5 |
8 |
3 |
8 |
13 |
4 |
13 |
5 |
10 |
Кларнет |
3 |
1 |
1 |
4 |
2 |
1 |
1 |
4 |
|||
Аккордеон |
1 |
1 |
1 |
||||||||
Гитара |
1 |
1 |
1 |
||||||||
Труба |
1 |
||||||||||
Кеманча |
1 |
||||||||||
Тар |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
||||||
Баян |
|||||||||||
Итого |
17 |
29 |
16 |
22 |
13 |
19 |
35 |
13 |
37 |
10 |
37 |
Таблица 3
Дагестанский государственный педагогический университет, факультет музыки. Данные по выпуску специалистов по специальности «Учитель музыки», приему ивыпуску бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профили «Музыкальное образование», «Музыка имировая художественная культура», «Музыка идополнительное образование вобласти вокального исполнительства»):
Учебный год |
Отделение дневного обучения |
Отделение заочного обучения |
||
прием |
выпуск |
прием |
выпуск |
|
2012–2013 |
21 |
6 |
25 |
4 |
2013–2014 |
15 |
5 |
24 |
6 |
2014–2015 |
12 |
6 |
26 |
3 |
2015–2016 |
13 |
7 |
20 |
12 |
2016–2017 (данные на сентябрь 2016 г.) |
29 |
14 |
||
Таблица 4
Чеченский государственный педагогический университет. Данные по приему ивыпуску по специальности «Музыка» инаправлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыка»:
2005–2010 Специалитет |
2006–2011 Специалитет |
2007–2012 Специалитет |
2008–2013 Специалитет |
2009–2014 Специалитет |
2010–2015 Специалитет |
2011–2015 Бакалавр |
|||||||
Прием |
Выпуск |
Прием |
Выпуск |
Прием |
Выпуск |
Прием |
Выпуск |
Прием |
Выпуск |
Прием |
Выпуск |
Прием |
Выпуск |
19 |
17 |
30 |
21 |
25 |
22 |
24 |
13 |
16 |
6 |
25 |
15 |
26 |
17 |
Численные показатели, приведенные в таблицах, показывают уменьшение количества обучающихся в учебных заведениях Дагестана. Современное состояние музыкального образования в Республике Дагестан не может трактоваться в отрыве от объективных общественно-исторических закономерностей, которые выявляют себя в виде определенных тенденций, детерминированных условиями места и времени. Эти закономерности, будучи познанными, дают возможность осмыслить и диагностировать ее современное состояние и сделать вполне обоснованные предположения о дальнейшем развитии событий в дагестанской художественно-образовательной среде.
В целом, можно говорить о системном кризисе в сфере подготовки специалистов культуры и искусства, характерном для разных регионов Российской Федерации: «молодежь перестала считать профессию музыканта, тем более музыканта-педагога, в числе престижных и прибыльных» [10, с. 66].
В Дагестане одной из причин оттока абитуриентов учебных заведений из сферы музыкального искусства является, во-первых, активное влияние религиозной идеологии, не включающей музыкальное искусство в контекст ценностных приоритетов ислама, во-вторых, популярность клерикальных взглядов на художественное творчество в среде современной молодежи, культивирующей религиозный идентитет. В то же время немалая часть жителей СКФО считает для себя приоритетной светскую культуру европейского типа и готова интегрироваться в европейское культурное пространство. Примером такой интеграции является Школа Мурада Магомедовича Кажлаева в Махачкале, Национальная музыкальная школа имени Муслима Магомаева в Грозном, активное развитие Чеченского отделения Всероссийского Хорового общества, ежегодный международный фестиваль искусств во Владикавказе.
В новых социально-экономических условиях потребовалась срочная переориентация деятельности факультета музыки Даггоспедуниверситета. В этой связи в 2016 году факультет музыки был упразднен и на его базе учрежден Институт культуры и искусств, входящий в структуру ДГПУ. Новые направления подготовки, которые предполагается осуществлять в Институте, должны обеспечить воспроизводство музыкантов-исполнителей на академических и народных инструментах, народных и академических вокалистов, дирижеров академического хора, а также специалистов в области социально-культурной работы. Таким образом, в республике впервые специальное музыкальное образование будет осуществляться в непрерывном, трехзвенном процессе: школа — училище — вуз. Подготовка в Институте культуры и искусств музыкантов по направлениям «Инструментальное исполнительство» позволит укомплектовать симфонический оркестр республики, сформирует качественный преподавательский состав в музыкальных школах, обеспечив, таким образом, преемственность профессиональной подготовки.
Региональные особенности музыкального образования в СКФО не могут трактоваться в отрыве от объективных общественно-исторических закономерностей и определенных тенденций, связанных со спецификой развития общества. Адекватная оценка этих закономерностей позволит диагностировать современное состояние музыкального образования и сделать обоснованные предположения о дальнейшем развитии событий в художественно-образовательной среде республик Северо-Кавказского федерального округа.
Литература:
- Абдулаева М. Ш. Музыкальное просвещение — компонент региональной культурной политики республики Дагестан: реалии и перспективы // Фундаментальные исследования. 2014. № 8 (часть 2). С. 499–502.
- Горлова И. И., Бычкова О. И. Культура как «мягкая сила»: инструменты и точки приложения // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/18/culture/gorlova-bychkova.pdf (дата обращения: 1.09.2016).
- Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики «Культура Кабардино-Балкарии на 2013–2018 г.г» // Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mkkbr.ru/?page_id=6888 (дата обращения: 1.09.2016).
- Государственная программа Республики Дагестан «Развитие культуры в Республике Дагестан на 2014–2018 годы» // Министерство культуры Республики Дагестан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minkultrd.ru/articles/deyatelnost/gosudarstvennyye_programmy/ (дата обращения: 1.09.2016).
- Государственная программа Республики Ингушетия «Культура Ингушетии» // Министерство культуры и архивного дела Республики Ингушетия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mincultri.ru/programma/ (дата обращения: 1.09.2016).
- Концепция государственной национальной политики Чеченской Республики // Министерство культуры Чеченской Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mk-chr.ru/2014–12–11–09–14–24/programma-po-vozrozhdeniyu-chechenskoj-kultury (дата обращения: 1.09.2016).
- Концепция региональной культурной политики в Республике Дагестан на период до 2020 года // Министерство культуры Республики Дагестан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minkultrd.ru/articles/dokumenty/kulturnaya_politika/ (дата обращения: 1.09.2016).
- Мамаева Т. И., Абдулаева М. Ш. Профессиональное музыкальное образование в республике Дагестан: локальная специфика в современном социокультурном контексте // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7–2. С. 114–117.
- Основы государственной культурной политики // Министерство культуры Республики Дагестан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minkultrd.ru/articles/dokumenty/kulturnaya_politika/ (дата обращения: 1.09.2016).
- Рапацкая Л. А. Музыкальное образование в России в контексте культурных традиций // Вестник Международной Академии наук (Русская секция). 2007. № 1. С. 63–67.
- Стратегия государственной культурной политики до 2030 года // Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/09_03_2016_01.pdf (дата обращения: 1.09.2016).