Трагедия русской интеллигенции 1920–30-х гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 15.11.2016

Статья просмотрена: 17954 раза

Библиографическое описание:

Иванова, Е. Ю. Трагедия русской интеллигенции 1920–30-х гг. / Е. Ю. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 385-388. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35325/ (дата обращения: 23.11.2024).



Октябрьская революция 1917 года — одно из самых значимых событий в истории России. Оно оказало влияние на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Рассмотрим последствия совершенного переворота на примере судеб интеллигенции эпохи Серебряного века.

Почему именно большевики во главе с В. И. Лениным победили в борьбе за власть в 1917 г.? Основа пропаганды большевиков — лозунги о требовании мира, власти Советов, 8-часового рабочего дня, рабочего контроля. Временное правительство не проводило социальных реформ в интересах большинства народа. Все это позволило большевикам привлечь на свою сторону рабочих, солдат и крестьянство. Именно с помощью народных масс России В. И. Ленину удалось прийти к власти. Эта мысль, а также суждения о личности главы большевиков прозвучали в статье М. Горького, вышедшей 10 ноября 1917 года в газете «Новая жизнь»: «Вообразив себя наполеонами от социализма, ленинцы рвут и мечут, довершая разрушение России, — русский народ заплатит за это озерами крови. Сам Ленин, конечно, человек исключительной силы, человек талантливый; он обладает всеми свойствами «вождя», а также и необходимым для этой роли отсутствием морали и чисто барским, безжалостным отношением к жизни народных масс... Рабочий класс для Ленина то, что для металлиста руда. Возможно ли при всех данных условиях отлить из этой руды социалистическое государство? По-видимому, невозможно; однако — отчего не попробовать?.. Он работает какхимикв лаборатории, с тою разницей, чтохимикпользуется мертвой материей, а Ленин работает над живым материалом».

Стоит упомянуть о В. И. Ленине как о личности. По натуре он был человеком жестоким, высокомерным и эгоистичным, способным оскорбить и унизить. Как говорилось выше, В. И. Ленин совершил переворот с помощью народных масс, но при этом он не заботился о судьбах бедняков. Пришел к власти не без помощи финансовых средств Германии: обвинения в сторону большевиков о получении «немецких денег» прозвучали ещё в апреле, а позже и в июле 1917 года. У В. И. Ленина не было друзей, он был окружен только единомышленниками по большевистской идеологии, многие из которых впоследствии были либо репрессированы, либо приговорены к смертной казни из-за обвинений в антисоветских заговорах, предательствах советской власти.

Отношение большинства российской интеллигенции к революции было негативным как вследствие ее крайней политизации, так и в связи с личностью самого вождя. Более того, строительство новой культуры не базировалось на прежних достижениях, а лишь разрушало культурные ценности предыдущих веков (сносились памятники царям, генералам, помещичьи усадьбы). С этим фактом не могли смириться представители интеллигенции. Решение социальных, экономических и технических задач вышли на первый план, а проблемы свободы мысли и творчества, многообразия форм культуры, отношения политики и нравственности остались нерешенными.

За XVIII-XIX вв. в России сформировался широкий слой интеллигентов, людей, способных мыслить и анализировать. Большинство из них не принимали революцию, так как осознавали, что насильственный переворот повлечет за собой экономические и социальные трудности. Следовательно, этот факт изменит убеждения народных масс, а значит, лишит большевиков основной поддержки. Именно поэтому российская интеллигенция составляла угрозу для В. И. Ленина, незаконно пришедшего к власти. Им было принято решение о ликвидации интеллигентов посредством репрессий и чистки. М. Горький писал о поступках большевиков в «Новой жизни»: «С сегодняшнего дня даже для самого наивного простеца становится ясно, что не только о каком-нибудь мужестве и революционном достоинстве, но даже о самой элементарной честности применительно к политике народных комиссаров говорить не приходится. Перед нами компания авантюристов, которые ради собственных интересов, ради промедления ещё на несколько недель, агонии своего гибнущего самодержавия, готовы на самые постыдные предательства интересов родины и революции, интересов российского пролетариата, именем которого они бесчинствуют на вакантном троне Романовых».

Перед образованными людьми встал выбор: принимать или не принимать революцию. О выборе такого пути В. В. Маяковский писал: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал». Лишь 50 тыс. деятелей культуры и искусства, т. е. менее, чем каждый двадцатый, поддержали большевиков. В их число входят литераторы В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, Андрей Белый, театральные режиссеры В. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский, ученые К. Э. Циолковский, И. В. Мичурин, К. А. Тимирязев и др.

Интеллигенты, не принявшие большевистский режим, в 1920-е годы попали под давление цензуры на все произведения искусства. Не подлежали изданию философские статьи, написанные с немарксистских или религиозных позиций. В 1923 году Главный репертуарный комитет запретил несколько опер из репертуара Большого театра. Но основной удар пришелся на художественную литературу. Кроме того, по приказам властей книги не просто не издавались, а изымались из библиотек. Так с полок пропали работы И. А. Бунина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. В 1921 году Е. И. Замятин писал: "...я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: ее прошлое». Усиление цензуры и развитие новой действительности лишило представителей старой интеллигенции свободы мысли и слова, права на собственное мнение. О. Н. Михайлов писал, что интеллигенты были вынуждены отказаться от самих себя — от человеческого достоинства, чести и совести.

Невозможность реализации таланта и идей вынуждают эмигрировать сотни тысяч интеллигентов. По различным данным в течение нескольких лет покинули Россию от 1.2 до 2 млн человек. Интеллигенция России стала очень малочисленна уже к 1923 году, она составляла около 5 % городского населения, поэтому интеллектуальные возможности и потенциал государства ослабились. Е. И. Замятин признавал: «Писатель, который не может стать юрким, должен ходить на службу с портфелем, если он хочет жить». Детей интеллигенции не принимали в вузы, для рабочих были созданы рабфаки. Из этого факта следует, что Россия не просто лишилась огромного количества мыслящих и образованных людей, но и надежд на развитие духовной сферы жизни общества. Эту мысль подтвердил и О. Н. Михайлов: «Революция оторвала от России, от русской почвы, вырвала из сердца России наиболее крупных писателей, обескровила, обеднила русскую интеллигенцию»...

На интеллигенцию начались гонения со стороны новой власти. Исключением являлся академик И. П. Павлов, единственный лауреат Нобелевской премии. В. И. Ленин писал Зиновьеву: «Отпустить за границу Павлова едва ли рационально... ученый этот представляет собой такую большую культурную ценность, что невозможно допускать насильственного удержания его в России при условии материальной необеспеченности».

10 августа 1922 г. ВЦИКом был принят декрет «Об административной высылке», по которому в административном порядке решено было выслать «контрреволюционные элементы».

Вследствие борьбы с инакомыслием 29–30 сентября 1922 года на «Философском пароходе» более 160 философов и мыслителей принудительно были высланы за границу, у которых предварительно конфисковали деньги и другое ценное имущество. Стоит заметить, что Советская власть пыталась достичь, во-первых, признания других стран, поэтому провела «гуманную» акцию, заменив расстрел деятелей литературы, медицины и науки высылкой. Во-вторых, общеевропейская известность некоторых представителей российской интеллигенции не позволила властям применить привычные методы борьбы с ними.

Однако представители интеллигенции, не получившие популярность за границей и не эмигрировавшие после революции, были приговорены к расстрелу. Муж А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилёв, в 1921 году был арестован, а позже казнен по подозрению в участии в заговоре "Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева". Вместе с ним были расстреляны ещё 56 осужденных. Репрессии, чистки и расстрелы принесли горе во многие семьи. А. А. Ахматова в поэме «Реквием» писала:

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Революция и первая волна эмиграции перевернули судьбы многих деятелей эпохи Серебряного века. В мае 1934 года арестовали первый раз и отправили в ссылку в Чердынь Пермского края О. Э. Мандельштама в связи с созданной им антисталинской эпиграммой «Мы живем, под собою не чуя страны»... Б. Л. Пастернак отозвался о стихах как об «акте самоубийства». Доведенный травлей до отчаяния, поэт действительно позже предпримет попытку суицида, а в 1938 году О. Э. Мандельштам был арестован вторично и отправлен в Бутырскую тюрьму. 27 декабря 1938 года О. Э. Мандельштам скончался в пересыльном лагере. Тело поэта до весны вместе с другими усопшими лежало непогребенным, а затем похоронено в братской могиле.

Трагично сложилась и судьба И. А. Бунина, одного из самых ярких представителей эпохи Серебряного века, принявшего Октябрь враждебно. Писателя, отвергнувшего новую власть, считали злым антисоветчиком, «певцом дворянских могил». И. А. Бунин, безусловно, поднимает тему революции в произведениях. В «Жизни Арсеньева» фигурирует Россия, «погибшая на наших глазах в такой волшебно краткий срок». Также писатель яростно обличает власть большевиков в дневнике «Окаянные дни», в котором пишет:«Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье»...

После революции И. А. Бунин уехал из Москвы в Одессу, затем 26 января 1920 года отплыл в Константинополь и к марту прибыл в Париж, где и жил до конца своих дней в «одиночестве, голоде, холоде и страшной бедности». О. Н. Михайлов о И. А. Бунине отмечает: «Он покидал Россию, но не как эмигрант, а как беженец. Потому что он уносил Россию с собой». В эмиграционный период писатель остался патриотом, поэтому писал о Родине: «Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так непрерывно, так люто». Так и не вернувшись в СССР даже после нескольких запросов на разрешение въезда, в дискомфорте и безденежье ушел из жизни Нобелевский лауреат, создавший такие работы, как цикл «Темные аллеи», рассказ «Господин из Сан-Франциско», «Окаянные дни», «Суходол» и др.

Невозможно не сказать о судьбе Е. И. Замятина, уже ставшего к октябрю 1917 года крупным писателем. Он прошел через тюремное заключение до событий 1917 г., высылку. Поняв, какие бедствия принесла революция, Е. И. Замятин не принял ее. На этой почве появился роман «Мы» об обезличенных людях, безымянных «нумерах», подчиняющихся «Благодетелю». Это произведение не только обличало времена 1920-х годов, но и стало неким предсказанием дальнейшего развития политики большевиков, культа Сталина 1930-х годов. В 1920 году роман был запрещен цензурой, а с 1929 года Е. И. Замятина и вовсе перестали публиковать. Благодаря помощи М. Горького писателю удалось уехать в Париж. Несмотря на это, Е. И. Замятин не считал себя эмигрантом и сохранил советское гражданство до самой смерти.

Революция сказалась и на жизни А. И. Куприна, настоящего патриота своей Родины. Он не одобрял жестокость большевистского режима, поэтому покинул Россию в 1919 году, уехав в Париж. В одном из писем А. И. Куприн жаловался: "...Здесь скверно, как нигде и никогда ещё не было». В продолжение 17 лет эмиграции он писал именно о Родине, его произведения пронизаны чувством сожаления об уходе дореволюционной России и исчезновении богатой российской культуры. На фоне нищеты и душевных переживаний здоровье писателя ухудшилось, и его главным желанием было "...лежать в родной земле». В 1948 году А. И. Куприну было разрешено вернуться в СССР после предложения В. П. Потемкина И. В. Сталину, давшего «добро». За год и 3 месяца до своей смерти он все-таки вернулся на Родину.

Также стоит упомянуть о творчестве и жизни К. И. Чуковского. После революции в период 1920–30-х годов шла ожесточенная борьба с «чуковщиной», за которой последовал запрет на такие детские книжки писателя, как «Крокодил», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Бармалей» и др. Сказки К. И. Чуковского считались опасными и не рекомендованными для детей. Например, Крупская в 1928 году отозвалась так о творчестве писателя: «Я думаю, что «Крокодил» нашим ребятам давать не надо... потому, что это буржуазная муть». К. И. Чуковского обвиняли в одновременном служении как революции, так и контрреволюции, в «сознательной работе против дела Ленина». В «дневнике» Корней Иванович с горечью и страхом пишет о давлении цензуры, несправедливости по отношению к русской интеллигенции и произволе самовластия чиновников.

Д. С. Лихачев в «Раздумьях о России» признавал: «Русская интеллигенция в целом выдержала испытание нашим «смутным временем», и мой долг человека — восстановить справедливое к ней отношение... Какими высокими и мужественными интеллигентами были интеллигенты из потомственных дворян!"

Не все представители интеллигенции покидали Россию. Например, Н. А. Бердяев остался в стране после 1917 года, но был дважды арестован (один из арестов после допроса Дзержинского). Коллективизм — то, что отталкивало философа в идеологии большевиков. Основным его принципом был принцип личности как высшей ценности, ее независимости от общества и государства. В 1922 году Н. А. Бердяев был принудительно выслан на выше упомянутом «Философском пароходе». Большую роль в философии Н. А. Бердяева играла проблема культуры, потому что в понимании философа культура — это живой процесс, реальная судьба народа.

Государство потерпело потери также в области музыки. В 1922 эмигрировал великий русский оперный певец, который был известен всему миру, Ф. И. Шаляпин. Он уехал на гастроли, но по возвращении домой певец не был допущен в СССР, поэтому был вынужден остаться за границей. Более того, согласно постановлению РСФСР от 24 августа 1927 года Ф. И. Шаляпин был лишен звания «Народный артист». Несколькими годами ранее, в 1917 году послеревлюционную Россию покинул С. В. Рахманинов, композитор и пианист, так же не вернувшись после гастролей. Он оставил все имущество на Родине, прожив в США до конца своих дней.

В технической области Россией был утрачен талант И. И. Сикорского, выдающегося авиаконструктора, создавшего ещё до эмиграции самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». После Октябрьской революции из-за угрозы для жизни И. И. Сикорский вынужден был уехать в 1919 году в США, лишившись всего состояния. Начав с нуля, к 1939 году авиаконструктор достиг того, что он стал разработчиком 15 типов самолетов, а по им созданному принципу и по сей день создается большинство вертолетов в мире.

Таким образом, Октябрьская революция 1917 года стала переломным моментом в судьбе России, ставшей Советским Союзом с приходом большевиков. Это событие оказало огромное, но, к сожалению, пагубное влияние на духовную и интеллектуальную сферу жизни. Государство посредством ожесточенных методов лишилось практически всего слоя интеллигенции, нанеся непоправимый удар по российскому обществу.

Литература:

  1. Михайлов, О. Н. Литература русского Зарубежья / О. Н. Михайлов. — М.: Просвещение, 1995. — 432 с.
  2. Безелянский, Ю.Н. 99 имен Серебряного века / Ю. Безелянский. — М.: Эксмо, 2009. — 640 с.
  3. Ходяков, М. В. Новейшая история России. 1914–2010: учеб. пособие для бакалавров / М. В. Ходяков, В. А. Кутузов, И. С. Ратьковский [и др.]; под ред. проф. М. В. Ходякова. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 538 с. — Серия: Бакалавр.
  4. Кацва, Л. А. История России. Советский период: 1917–1941 гг. Учебник для 10–11 классов средней школы. — М.: МИРОС, Антиква. 2002. — 448 с.
  5. Лихачев, Д. С. Раздумья о России / Д. С. Лихачев. — 2-е изд., испр. — СПб.: Logos, 2004. — 667 с.
  6. Новиков, А. И. История русской философии X — XX веков / А. И. Новиков. — СПб.: Лань, 1998. — 320 с.
  7. Бунин, И. А. Окаянные дни: Неизвестный Бунин / Сост., предисл. О. Михайлова. — М.: Мол. гвардия, 1991. — 335 с. — («Возвращение»), том 10, книга 2.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, революция, Михайлов, Октябрьская революция, Париж, представитель интеллигенции, российская интеллигенция, Русская интеллигенция, Серебряный век, СССР.


Задать вопрос