Статья посвящена обсуждению проблемы разрешения конфликтных ситуаций детей, в период их нахождения в детском оздоровительном лагере. В ней отдельно рассматриваются должностные обязанности и функции вожатых. А так же в статье приводится пример тренинговых упражнений по подготовке вожатых разрешать конфликты детей.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, вожатый, социально-психологический тренинг, конфликт, должностные обязанности, дети
Детский оздоровительный лагерь — это стационарное детское учреждение, которое выполняет функции отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 до 17 лет.
В детском лагере происходит общение детей со сверстниками, участие в коллективно-творческих делах отряда и лагеря, приобретаются навыки взаимодействия со взрослыми, развиваются навыки самостоятельности, происходит индивидуальное взросление и развитие. Задача воспитателей и вожатых при этом заключается в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей в лагере и организации их досуга.
Вожатый выполняет следующие должностные обязанности:
‒ создает благоприятные условия, позволяющие детям реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;
‒ использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания;
‒ изучает индивидуальные способности, интересы и склонности воспитанников;
‒ поддерживает инициативы детей в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;
‒ организует воспитательные дела, игры, праздники, экскурсии и т. п.;
‒ организует выход детей на зарядку и совместно с инструктором по физической культуре обеспечивает ее проведение;
‒ помогает руководителю студии (кружка) во время занятий;
‒ организует и обеспечивает участие детей в культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях;
‒ обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом;
‒ организовывает самоуправление в коллективе воспитанников;
‒ соблюдает права и свободы воспитанников;
‒ ведет в установленном порядке документацию и отчетность;
‒ проходит периодические медицинские обследования;
‒ соблюдает этические нормы поведения в лагере, в быту;
‒ обеспечивает безопасное проведение воспитательного процесса, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил; немедленно ставит в известность администрацию лагеря об обнаружении у воспитанников оружия, пожаро- и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей;
‒ оперативно извещает администрацию лагеря о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
‒ вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма воспитанников [2, с.1].
Так же вожатые должны разрешать конфликты воспитанников и стараться работать над их профилактикой. Конфликты среди детей в загородном лагере зависят от возрастных особенностей детей, индивидуальных особенностей личности, опыта взаимодействия с другими детьми, воспитания в семье. Но, в связи с тем, что загородный лагерь имеет ряд особенностей (нахождение вдали от семьи, плановость деятельности, новые требования и условия жизнедеятельности…), конфликты отличаются от школьных конфликтов.
Дети, попадая в новые условия существования, должны быстро привыкнуть к распорядку, быту, окружению. Но некоторым детям бывает сложно быстро адаптироваться в новом коллективе, поэтому возможно проявление у некоторых детей капризов, желание уехать, ни с кем не общаться. На таких детей вожатые должны обращать внимание и стараться успокоить детей, снизить их тревожность, быстрее включить их в жизнедеятельность.
Большую роль в том, как общаются дети во временном коллективе, готовы ли оказать помощь другим детям, часто ли конфликтуют, играют вожатые и воспитатели.
Поэтому, еще до начала работы в загородном лагере необходимо подготовить педагогический персонал адекватно разрешать конфликтные ситуации, проводить мероприятия по профилактики конфликтов и ссор.
Для этого можно до приезда детей в лагерь провести с вожатыми тренинговые занятия.
Социально-психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Тренинги находят широкое применение при оказании психологической помощи, в преподавании психологии, при организации работы в молодежных клубах, детских оздоровительных лагерях и т. д. [1, с.5].
Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия. Эти аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте [1, с.6].
Приведем пример нескольких таким упражнений.
Первое упражнение «Нарисуй конфликт». Инструкция: «Разделившись на микрогруппы по 4–5 вожатых, нарисуйте конфликты детей в лагере на ватмане». После того как вожатые нарисовали конфликты используя цветные карандаши и фломастеры, они объясняют свои рисунки. Вторая часть упражнения заключается в следующем: необходимо группам обменять ватманами и на стиках нарисовать выходы из этих ситуаций с точки зрения вожатого. Стики прикрепляются рядом с нарисованным конфликтом. Далее каждая группа объясняет, что они хотели отобразить. Рефлексией упражнения является обсуждение основных конфликтных ситуаций в лагере и нахождении адекватных выходов из этих ситуаций.
Второе упражнение «Конфликтные ситуации». Разделившись на микрогруппы по 4 вожатых, необходимо разделить роли: «вожатый», «дети». Инструкция: «Необходимо разыграть с начало в микрогруппах, а потом по очереди при всех участниках следующие конфликтные ситуации:
- Два мальчика из вашего отряда подрались из-за того, что один мальчик обозвал второго, а второй мальчик ударил его ногой.
- Две девочки из вашего отряда поссорились из-за того, что одна девочка нашла свою гигиеническую помаду в шкафчике другой девочки.
- Один ваш воспитанник убежал за пределы лагеря. Отряд директор лагеря лишил за это баллов. Дети отряда не довольны.
- Вашему отряду сантройка поставила низкую оценку, так как один мальчик не убрал свою постель и свой шкафчик. Дети стали его обзывать.
- Время уже полпервого-ночи, а в одной из комнат не спят два мальчика, которые будят остальных ребят и шумят.
- Перед выступлением вашего отряда на концерте, один мальчик-артист отказывается выходить на сцену. Выступающие с ним дети из-за этого нервничают.
После проигрывания данных ситуаций необходимо проанализировать действия вожатого: чем он может помочь, на чью сторону встанет, какие методы применит, нужна ли ему будет чья-то помощь…
Третье упражнение «Инструкция ведения переговоров с детьми». Вожатые делятся на микрогруппы по 4–5 человек. Каждая группа, исходя из опытов участия в предыдущих упражнениях, должна разработать инструкцию ведения переговоров при разрешениях конфликтных ситуаций с детьми. Затем эти инструкции обсуждаются всеми участниками, и окончательный вариант пишется на ватмане и вывешивается на видном месте.
Четвертое упражнение «Мои черты характера». Лист бумаги необходимо разделить на две части. На левой стороне листа бумаги вожатые должны прописать свои качества личности, черты характера, которые позволяют им успешно работать с детьми в загородном лагере, а в правой стороне, которые мешают работать с детьми. В каждом столбце должно быть прописано 10 черт характера. Потом вожатые в микрогруппах обсуждают, какие у них были прописаны общие черты. Затем обсуждение выносится на всю группу. Рефлексией является обсуждение часто встречаемых черт характера и способов контроля над чертами, которые мешают работать с детьми.
Пятое упражнение «Ложь-правда». Инструкция: «При ссорах и конфликтах дети могут рассказывать свое видение проблемы, иногда придумывая свое происхождение ссоры. Сейчас каждый участник должен рассказать небольшую историю, о каком-либо событии, касающегося себя, но при этом сам решает, будет это вымышленный рассказ или полностью правда. Группа после рассказа должна сказать ложь это или, правда. После вынесения мнения всей группой, участник говорит, что же это был за рассказ. Рефлексия включает в себя обсуждение по следующим вопросам: как вы определяли, что это ложь? как ведет себя человек, который врет? как ведет себя человек, говорящий правду?
Шестое упражнение «Передай информацию». Инструкция: «Часто бывает, что при разрешении конфликтных ситуаций, приходится узнавать информацию у третьих лиц, как точно начинался конфликт. Давайте посмотрим, как при этом передается информация. Нам нужно, что бы пять человек вышли за дверь. Одному участнику я скажу информацию, которую он потом должен передать второму участнику, которого мы позовем из-за двери, второй участник, услышав данную информацию должен будет передать ее следующему участнику и так далее. Последний участник рассказывает нам, что он услышал». После того как пять участников выйдут за дверь, первом участнику читается следующая информация: «Маша и Кирилл были на дискотеке. Но сначала пришел Кирилл в 20.23 вместе с Денисом, Максимом и Алексеем. И только в 20.40 пришла Маша с Таней, Любой и Светой. Маша была очень красивой, она одела светину красную футболку со стразами, танины розовые балетки и взяла у Любы бусы. Как только девочки подошли на танцплощадку, то увидели, как Кирилл танцует с Наташей. У Маши сразу же испортилось настроение, и она решила отомстить Кириллу. Она знала, что у Кирилла есть любимые синие кроссовки с красными полосками, которые он одевал только по важным случаям. Маша прошла в отряд, зашла в комнату Кирилла и разрезала кроссовки ножницами. А потом в 20.55 прошла к себе в комнату и там сидела, плакала. Кирилл был очень недоволен, когда после дискотеки увидел кроссовки. Ему рассказали мальчики, что это сделала Маша. Кирилл в 21.45 пришел в комнату Маши и начал ее оскорблять. Маша так же оскорбляла Кирилла». После того как все участники выслушали информацию и ее передали проводится анализ информации: что стало с информацией? куда делись точные данные? как информация исказилась?
Подобные социально-психологические тренинги дают возможность подготовиться к разрешению конфликтных ситуаций, выработать стратегии ведения переговоров и индивидуальных бесед, посмотреть, как это делают другие вожатые.
Так же социально-психологические тренинги можно использовать с детьми отрядов для профилактики конфликтных ситуаций. В ходе них можно научить детей понимать других, находить компромиссы, не конфликтно отстаивать свое мнение…
Итак, вожатый становится доминантным человеком в период нахождения детей в загородном лагере, он выполняет множество функций и одна из них — профилактика конфликтов в отряде, быстрое и оптимальное разрешение уже возникший ссор и конфликтов. Для того чтобы подготовить вожатых к выполнению данной функции, может быть использован такой метод работы, как социально-психологический тренинг, который в кратчайшие сроки даст возможность выработать нужный стиль поведения и позволит овладеть навыками разрешения конфликтов.
Литература:
- Грецов А. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. — С.П.: Питер, 2011. — 123 с.
- Должностные инструкции вожатого [Электронный ресурс]. — URL: http://forum.planerochka.org/?showtopic=2101 (дата обращения: 13.11.2016).