В условиях кардинальных перемен российского общества вырастает количество сензитивных страт населения, не готовых и не умеющих жить в новой социальной реальности. Как следствие, увеличивается число молодых людей, имеющих маргинальное поведение, не дающее возможность социализироваться и саморазвиваться. Вместо просоциального поведения, социологи, педагоги и психологи констатируют рост преступности среди молодежи, аддиктивного и делинквентного поведения. Это свидетельство отчуждения большинства населения от права, отсутствия должного уважения к закону. Курсанты вузов Федеральной службы исполнения наказаний, признающие правомерное поведение, имеют безусловные преимущества перед другими обучающимися, позволяющие им более эффективно объективировать намеченные витальные цели. Маргинальное правосознание мы трактуем как фрустрационный сигнал анамии дающий представление о том, что функции права не реализуются в полной мере, и поэтому детерминанты правотворчества надо соотносить с реальными условиями и нуждами социума.
В этой статье мы рассматриваем профилактику маргинального поведения курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний с точки зрения педагогического знания.
Маргинальность — результат мобильности социальной структуры общества, состояние его неопределенности. Но не всякая мобильность является маргинальностью. Для этого необходимо наличие не только социальной, но и психической подвижности, психического противоречия, перемены социальных ролей, статусов, кризиса социальной, личной, профессиональной идентичности.
Наше исследование показало, что кризис профессиональной идентификации характерен для социально-незрелых личностей с низким социальным интеллектом.
Для превенции маргинального поведения курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний мы разработали структурно-функциональную модель, на основе взаимных логико-смысловых связей, выделили дидактический инвариант, как последовательный этап в организации взаимодействия субъектов педагогического процесса. Компаративистское исследование различных подходов к исследованию сущности и структуры маргинального поведения курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний, позволило нам рассмотреть его как сложный многомерный феномен, включающий четыре взаимосвязанных компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный, рефлексивный, конотивный.
Моделирование педагогических условий превенции маргинального поведения курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний позволило нам выявить закономерности процесса воспитания, где констатируются 3 уровня как ведущего критерия социально-значимого качества.
Высокий уровень предполагает доминирование нравственных потребностей и мотивов в структуре личности; наличие осознанной системы этических знаний, устойчивых нравственных привычек и их интеграцию в качества, устойчивое привычное поведение активное противодействие поступкам, противоречащим социальным и нравственным правилам и нормам [1. С. 44]
Средний уровень — наличие нравственных потребностей и мотивов усвоения значительной части нравственных представлений о нравственных правилах и нормах; знание нравственных правил и норм; возможно проявление отдельных безнравственных действий.
Низкий уровень -предполагает отсутствие нравственных потребностей и мотивов; преобладание эгоистических устремлений, слабое знание нравственных правил и норм и отрицательное к ними отношение; отдельные негативные действия и аморальные поступки [2, С.73–75].
Процесс моделирования педагогических условий превенции маргинального поведения немыслим без ценностно-мотивационного компонента у курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний по следующим показателям: степень удовлетворенности своей будущей профессии и осознание её социальной значимости; разнообразие интересов, широкий взгляд на окружающий мир, наличие общественной позиции и творческого подхода к избранной профессии.
В процессе исследования мы выявили и конкретизировали как обладающие позитивным потенциалом для реального процесса превенции маргинального поведения курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний ряд педагогических условий:
‒ освоение курсантом алгоритма организации превентивных мер по коррекции маргинального поведения;
‒ формирование аттитюдов на правоприменительную деятельность у курсантов в течение всего периода профессиональной подготовки;
‒ субъект — субъективный тип ориентации в системе «курсант — преподаватель» с использование активных и интерактивных педагогических технологий.
Обозначенные нами педагогические условия обеспечивают стимулирование активности преподавателей и курсантов в различных видах правоприменительной деятельности и призваны сопровождать процесс профессиональной подготовки непрерывно в рамках функционирования соответствующей учебно-воспитательной системы. Отсюда можно сделать вывод, что необходимо постоянно поддерживать субъектами педагогического процесса оптимального влияния всех педагогических условий на профессионально-педагогическое становление потенциальных высококвалифицированных специалистов.
Литература:
- Горовая, В. И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: автореф. дис… д-ра пед. наук /Горовая В. И. — СПб., 1995. — С.44.
- Фортова Л. К. Формирование жизнеутверждающих идеалов как мера профилактики деструктивного поведения детей и подростков с ограниченными возможностями. — Сборник материалов Всероссийской конференции с международным участием «Теория и практика совершенствования специального образования». — Владимир, 21 мая 2014 г. — С.73–75.