В ходе экспериментальной работы с целью выявления эффективности введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) на основе анализа критериев, закрепленных в нем, в рамках формирующего эксперимента мною был разработан проект управления процессом реализации ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО).
Данный проект нацелен на совершенствование процесса управления введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОО.
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
Основные мероприятия:
− изучение нормативно-правовой базы ДОО, соотнесение ее с ФГОС. Этот процесс поможет совершенствованию аналитических умений педагогов;
− изучение образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов при изучении ФГОС ДО. Эта работа необходима для разработки плана повышения квалификации педагогического коллектива ДОО;
− анкетирование педагогов на предмет владения знаниями о современных педагогических технологиях, основного ресурса повышения качества современного дошкольного образования;
− разработка системы педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о педагогических технологиях.
Основной этап:
На этом этапе руководитель ДОО активно работает со старшим воспитателем и инициативной группой по проблеме разработки методических рекомендаций по работе с детьми в условиях реализации ФГОС. Эта деятельность помогает в развитии рефлексивных способностей воспитателей, а также формирует у них способность выбирать целесообразные педагогические технологии в зависимости от образовательных задач.
Заключительный этап:
На этом этапе происходит обобщение и трансляция опыта работы педагогов. Педагоги ДОО вместе со старшим воспитателем и заведующим анализируют проделанную работу, оценивают степень развития профессиональных качеств, их соответствие поставленным перед дошкольным образованием задачам.
Основные формы методической работы с воспитателями, направленные на реализацию ФГОС — это мероприятия, в которых педагоги осваивают позицию субъекта, реализующего деятельностный подход, а также способствующие формированию контрольно-оценочных навыков, развитию рефлексивной позиции. Такие формы работы это не просто консультации, где педагог ведет себя пассивно, а семинары — практикумы, проектировочные семинары, педагогические гостиные, круглые столы, работа в творческих группах и т. д. [3, с. 4]
Условия реализации проекта:
- материально — техническое обеспечение, которое выражается в приведении предметно-пространственной среды ДОО в соответствие с требованиями ФГОС;
- кадровые — повышение педагогической компетенции педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС ДО;
- методические — разработка системы мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО.
Предполагаемые риски:
- поглощение текущей работой, для минимизации риска необходимо распределение приоритетной деятельности;
- увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов;
- широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг.
Руководитель должен постараться минимизировать рассмотренные риски за счет правильно выстроенной системы руководства ДОО через систему мероприятий:
− создание инициативной группы;
− трансляция педагогического опыта как внутри коллектива, так и во внешний мир (посещение мастер-классов, открытых занятий, семинаров в других ДОО; участие в работе научно-педагогических конференций; написание статей в сборники научных трудов; участие в конкурсах педагогического мастерства);
− обсуждение возникающих затруднений и достигнутых результатов с заведующими ДОО, методистом Отдела образования с целью принятия эффективных управленческих решений.
Ожидаемые результаты выражаются в следующих параметрах:
− четкое определение изменений, которые необходимо провести в целях повышения качества дошкольного образования через содержание образовательных программ, технологии обучения и воспитания, способы и механизмы оценки результатов образовательного процесса;
− сформированная готовность педагогов к выбору программ, учебно-методических пособий, методов ведения педагогической деятельности;
− сформированность информационной, методической, технологической базы для работы педагогов ДОО с воспитанниками в соответствии с ФГОС;
− повышение уровня сформированности мотивационно — профессиональной компетентности педагогов ДОО: выработка новых ценностей, принципов взаимодействия и общения с дошкольниками;
− подведение материально-технической базы ДОО к уровню, который позволит обеспечить реализацию ООП ДО согласно ФГОС;
− ознакомление педагогов с технологиями разработки рабочих программ с учетом образовательных областей;
− расширение потребности педагогов в повышении профессиональной компетентности; реализация мероприятий по повышению профессиональной квалификации педагогов ДОО;
− повышение качества предоставляемых образовательных услуг. [1, с. 32]
Рассмотрим подробнее работу руководителя ДОО по управлению процессом реализации ФГОС ДО:
I направление. Работа с нормативно-правовой базой введения ФГОС ДО:
- создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального, муниципального уровня, а также локальные акты ДОО. С данным пакетом документов ознакомлен весь педагогический коллектив ДОО. Высокая степень технологичности реализации данного мероприятия позволила разработать дорожную карту введения ФГОС в ДОО. В данном документе представлена вся система мероприятия по различным направлениям введения ФГОС ДО;
- осуществляется постоянный контроль за процессом комплектования методического кабинета ДОО базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС ДО;
- проведение педагогических советов, том числе с приглашением специалистов отдела образования, представителей НИРО по вопросам реализации ФГОС в учебно-воспитательном процессе ДОО;
- проведение семинара-практикума на тему: «Готовность ДОО к введению ФГОС ДО. Трудности и пути решения». На семинаре-практикуме ставилась цель повышения профессиональной компетентности педагогов в процессе реализации требований ФГОС. В результате работы были выявлены затруднения, потребности и образовательные запросы педагогов ДОО для эффективной работы в соответствии с ФГОС ДО.
- еженедельные инструктивно-методические совещания педагогического коллектива по изучению ФГОС ДО, групповые и индивидуальные консультации педагогов ДОО, старшего воспитателя по написанию ООП, по изучению современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОО;
- участие заведующего ДОО, старшего воспитателя, педагогов в районных семинарах, круглых столах, конференциях, совещаниях по вопросам введения ФГОС ДО;
- изучение опыта реализации ФГОС ДО в других регионах через участие в видеоконференциях, изучение материалов научно-практических конференций, интернет-ресурсов;
- выполнение самоаудита ДОО, что позволило определить положительные и отрицательные тенденции процесса реализации ФГОС ДОО, наметить пути руководства развитием соответствия материально-технической базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.
II направление: Организационное обеспечение процесса руководства введением ФГОС ДО:
- создание рабочей группы ДОО по введению и реализации положений ФГОС ДО;
- создание и контроль работы за системой методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО в ДОО;
- создание условий для участия педагогического коллектива ДОО в работе учебно-методических объединений системы образования района;
- утверждение в ДОО ООП и локальных актов, обеспечивающих реализацию положений ФГОС ДО. [4, с. 22]
III направление: Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО в ДОО:
- прохождение всеми педагогическими работниками ДОО курсов повышения квалификации НИРО по программе «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» (объем — 72 часа);
- участие заведующего, старшего воспитателя и педагогических работников ДОО в проектах и педагогических марафонах различного уровня, например, Общероссийском проекте «Школа цифрового века».
IV направление: финансово-экономическое обеспечение управления процессом реализации ФГОС ДОО.
Здесь выполнялись следующие управленческие функции:
- планирование расходов средств учредителя и субъекта РФ на развитие ДОО;
- постоянная работа по корректировке и выполнению муниципального задания;
- управление работой по выполнению требований ФГОС ДО к реализации ООП.
V направление: информационное обеспечение введения ФГОС ДО.
- информирование родителей (законных представителей) о введении, реализации ФГОС ДО в ДОО происходит через родительские собрания, информационные стенды, персональный сайт, СМИ, а также через систему индивидуальной работы;
- проведение в ДОО общих родительских собраний по введению ФГОС ДО («Организация образовательной деятельности педагогического коллектива в 2015–2016 учебном году в соответствии с требованиями ФГОС ДО», «Взаимодействие ДОО с семьей как ресурс развития взрослых и детей», «Правовые аспекты управления качеством образования в ДОО — ФГОС ДО»).
По итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС в ДОО прослеживается организованное ознакомление педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников с особенностями организации образовательного процесса в ДОО с введением ФГОС ДО. [2]
В процессе реализации описанных выше мероприятий были отмечены следующие результаты работы по управлению процессом реализации ФГОС ДО:
- педагоги ДОО стали использовать в работе современные образовательные технологии. В ДОО постоянно происходит обмен опытом, воспитатели, успешно освоившие ту или иную образовательную технологию, охотно и успешно делятся опытом с коллегами;
- педагоги стали ориентироваться на организацию здоровьесберегающей среды;
- педагогический коллектив ДОО осознал необходимость перехода на развивающие системы воспитания и обучения.
На особый контроль со стороны заведующего ДОО были поставлены следующие направления работы педагогического коллектива:
- постоянное пополнение базы учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС ДО (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
- участие каждого члена педагогического коллектива ДОО в конференциях, сборниках статей по проблемам реализации ФГОС ДОО;
- работа по формированию психологического климата в коллективе, создание творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи;
- организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку.
Таким образом, предложенный проект управления процессом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОО будет способствовать росту педагогического мастерства коллектива ДОО, что улучшит учебно-образовательный процесс и будет способствовать формированию личности воспитанников в соответствии с современными запросами общества.
Литература:
- Королева С. В. Моделирование процесса управления качеством в дошкольной образовательной организации // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 1. — С. 31–34.
- Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОО. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Мартьянова О. П., Сиденко Е. А. Готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 4 С. 2–4.
- Полякова О. Д. ФГОС дошкольного образования: основные идеи и принципы // Научный поиск. 2014. № 2.1. С. 22.