Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 20.11.2016

Статья просмотрена: 448 раз

Библиографическое описание:

Костюк, Г. А. Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы) / Г. А. Костюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 469-471. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35364/ (дата обращения: 17.10.2024).



Основной ценностью современного образования является человек со всей совокупностью его особенностей как целостная развивающаяся система. В качестве центрального понятия ценности, цели и результата образования все чаще выступает понятие компетентности. В качестве основной задачи российского образования на современном этапе обозначено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, что ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социально-личностной компетентности. Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи.

Социально-личностные компетенции — это совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом.

Т. В. Ермолова выделяет наиболее важные составляющие социально — личностной компетентности:

  1. представления детей о себе как об объекте и субъекте социальных отношений;
  2. их оценка адекватности или неадекватности своего поведения при решении социальных задач;
  3. наличие в поведении детей нового способа саморегуляции;
  4. развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях.

Особое место в формировании социально-личностных компетенций у обучающихся с ОВЗ младших школьников занимает внеурочная деятельность, посредством которой дети приобретают навыки усвоения этических норм, освоения социальных отношений. Что особенно важно для детей этой категории, так как в следствии ограничения их жизнедеятельности и социальной изоляции они не обладают достаточным запасом нравственных представлений и понятий для анализа норм и правил поведения. Нередко им бывает трудно сравнить свое поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия того или иного поступка, дать правильную оценку моральным побуждениям.

Развитие социально-личностных компетенций обучающихся с ОВЗ в коррекционно-реабилитационном Центре будет более успешным при создании специальных организационно-педагогических условий — через педагогическое взаимодействие, которое будет осуществляться во внеурочной деятельности и включать:

  1. Применение развивающих технологий и методов обучения и воспитания, которые ориентированы на развитие личности; приобретение опыта; активизацию и интеграцию знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения и воспитания.
  2. Использование коллективных форм обучения и воспитания позволяет увеличить количество социальных и межличностных связей между учащимися, повысить сплоченность, взаимопонимание и взаимопомощь, развить навыки работы в группе, научить объяснять, слушать и понимать собеседника, учитывать мнение других.
  3. Проведение внеклассных занятий, направленных на самопознание и саморазвитие личности, на развитие коммуникативных качеств, что позволит оказывать развивающее влияние на личность учащихся, повышает стремление к самопознанию, удовлетворяет потребность в саморазвитии.

В решении проблем формирования и развития социально-личностных компетенций обучающихся с ОВЗ во внеурочное время хочется остановиться на возможностях театральной деятельности. Ведь театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для младших школьников всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, честность),ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Благодаря театру дети познают мир не только умом, но и сердцем и выражают свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность является разновидностью игры, которая учит обучающихся с ОВЗ брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая им приобретать жизненный опыт, преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, учит их видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самим нести в жизнь прекрасное и доброе.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе, социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Поэтому, для развития адаптационных способностей личности обучающихся моего классного коллектива и обеспечения их социально-личностной компетентности была выбрана театральная деятельность.

Конечно, самым популярным жанром театральной деятельности является сказка. Её композиция, выразительный язык, динамика событий, особые причинно — следственные связи и явления, доступны пониманию обучающихся с ОВЗ. Ввиду этого детям было предложено разыграть при помощи конусного театра хорошо знакомую р. н. сказку «Репка». Цель этой игры заключалась в самостоятельной деятельности обучающихся (подготовка необходимых декораций, самостоятельное распределение ролей, импровизация ролевых диалогов), в освоении ими элементов общения — мимики, интонации, модуляции голоса соответствующие характеру героев сказки. Проигранная сказка, изменённая детской фантазией, способствовала обогащению социального опыта детей, а именно: формированию положительных взаимоотношений в процессе совместной деятельности, умению вступать в диалог, импровизировать, умению принимать мгновенные решения. При этом дети замечали способности своих товарищей: умение перевоплощаться, передавать характерные особенности сказочных персонажей.

Далее усложняя деятельность, ученикам было предложено придумать сказку «Теремок» и показать её, используя для этого простой и доступный кукольный театр-театр ложек.

Работа по осуществлению организации театральной игры строилась в следующем порядке:

  1. Слушание р. н. и авторской сказки Самуила Яковлевича Маршака «Теремок».
  2. Составление последовательности сказки посредством викторины «Кто, кто в Теремочке живёт?».
  3. Подбор признаков к персонажам сказки.
  4. Проигрывание отдельных эпизодов из сказки.
  5. После обсуждения сказки обучающимся был предложен ряд пословиц и мудрых высказываний, из которых необходимо было выбрать те, которые более точно раскрывали идею сказки «Теремок» и в дальнейшем использовались в составлении сюжета сказки.
  6. Придумывание роли для своего (выбранного) сказочного персонажа.
  7. Изготовление декораций к сказке.
  8. Постановка сказки.

Такая системная работа позволила использовать разные виды детской творческой деятельности, организовать поле взаимодействия, где каждый участник достигает своей цели.

В процессе работы дети внимательно слушали того, кто говорит, не отвлекались, не перебивали одноклассника, предлагали свои идеи. Участвуя в театральной игре, обучающиеся проявили творческие способности мышления, наблюдательность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность за коллективное дело, художественный вкус.

Таким образом, коллективная театральная деятельность — это реальная возможность каждому обучающемуся с ОВЗ испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу, приобрести навыки элементарного сотрудничества и самостоятельности, развить способность контролировать свое поведение и эмоциональное состояние, что способствует формированию способов усвоения общественного опыта и навыков социального поведения.

Литература:

  1. Баряева Л. Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. — С-П., 2001.
  2. Буренина И. А. От игры до спектакля. — М.: Просвещение, 1985.
  3. Голдобина Е. Г., Быканова Н. Ю. Театрально-игровая деятельность [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.).
  4. Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
  5. http://27dou.ucoz.ru
  6. http://doshkolnik.ru
Основные термины (генерируются автоматически): театральная деятельность, внеурочная деятельность, обучающийся, развитие, ребенок, сказка, социально-личностная компетентность, социально-личностная компетенция обучающихся, театрализованная деятельность, театральная игра, умение.


Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Развитие научно-технического творчества через участие в научно-образовательном проекте с целью профориентации воспитанников детского дома (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Формирование социально-психологической компетентности будущих психологов в педагогическом вузе как необходимый и обязательный компонент профессионализма в работе с депривированными детьми

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности»

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Похожие статьи

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Развитие научно-технического творчества через участие в научно-образовательном проекте с целью профориентации воспитанников детского дома (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Особенности здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Формирование социально-психологической компетентности будущих психологов в педагогическом вузе как необходимый и обязательный компонент профессионализма в работе с депривированными детьми

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности»

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Задать вопрос