Гипотаксический период с отношениями условия, причины и следствия
Улухужаев Нарзуллохон Зиевадинович, кандидат педагогических наук доцент
Наманганский государственный университет (Узбекистан)
Раскрыты вопросы, связанные с особенностями гипотаксического периода с отношениями условия, причины и следствия.
Ключевые слова: отношения условия, причины, следствия, оттенок причинного отношения, условные и причинные союзы, формы наклонений, реальные и ирреальные условия, бессоюзное прикрепление
Члены гипотаксического периода как сильной, целенаправленной и выразительной фигуры речи выражают синтаксические и смысловые отношения одновременности, разновременности, условия, причины и следствия, атрибутивные, изъяснительные, обстоятельственно-пространственные и другие [3].
Структурно-семантическая особенность гипотаксических периодов с условными отношениями выражается в том, что, во-первых, в повышении указываются явления, действия, состояния, свойства, при которых становятся возможными, неизбежными или желательными другие действия, указанные в понижении; во-вторых, отношения между повышением и понижением основаны на предположении: совокупность условий — это нечто предполагаемое, реально возможное или нереальное:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре, –
Выучи русский язык!
(С. Абдулла. Выучи русский язык).
Приведенный пример примечателен тем, что между повышением и понижением периода можно отметить оттенок причинного отношения: почему нужно выучить русский язык? Однако контекст подсказывает, что в данном случае более уместным является вопрос: «при каком условии?».
Главными грамматическими показателями различий реальных и ирреальных отношений между повышением и понижением служат формы наклонений. Условные отношения передаются при помощи союзов если, ежели, коли, ли, раз, в случае если.
В зависимости от степени проявления условных отношений и с учетом структурных особенностей повышения и понижения допустимо деление таких периодов на собственно условные и условные с наложением других значений.
В периодах со значением реальных условий сообщается об одновременных или последовательных процессах, явлениях, состояниях, находящихся в условно- следственных отношениях. В членах периода и в той части понижения, к какой они непосредственно прикреплены, глагольное сказуемое имеет форму изъявительного или повелительного наклонения. Условно-следственные отношения особенно четко проявляются в случае, если сказуемые в повышении выражены формой будущего времени глагола или инфинитивом:
Если вдруг живое слово
Вдруг озарятся, как сияньем,
С их уст сорвавшись, упадет, изящно-дивные чары, –
И сквозь величия земного
О, как в нем сердце пламенеет!
Вся прелесть женщины мелькнет,
Как он насторожен и умилен!
И человеческим сознаньем
Пускай служить он не умеет, –
Их всемогущей красоты
Боготворить умеет он.
(Ф. И. Тютчев)
В периодах со значением реальных условий как для прошедшего, так и для настоящего временных планов трудно перечислить всевозможные сочетания видовременных форм глаголов- сказуемых в повышении и понижении, так как действия и события в них часто объединяются по условиям внутренней связи смыслов компонентов полипредикативного единства, в котором широта временных границ нередко устанавливается контекстом и может доходить до полной вневременности. При этом модальности в обеих частях периода могут не совпадать: «Если когда-нибудь… ваше сердце знало чувство любви, если вы помните её восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что-нибудь человеческое билось когда-нибудь в вашей груди, то умоляю вас чувствами супруги, любовницы, матери, – всем, что ни есть святого в жизни, – не откажите мне в моей просьбе» (Пушкин)
Для выражения собственно условных отношений между частями — повышением и понижением — периода может использоваться союз когда [1]. Однако период с этим союзом условным можно считать лишь в том случае, если значение конкретных компонентов в целом позволяет выделить те, которые выражают обусловленность, и нет даже скрытых временных оттенков [2]. Как же на практике определить, что союз когда выражает не временные, а условные отношения? Для этого, как показывают наши наблюдения, необходимо руководствоваться следующим положением: если нельзя союз когда заменить словосочетанием в то самое время иможно это сделать сочетанием при тех самых условиях (в тех случаях, если), то такой период можно считать композицией с условными отношениями: «Когда зеленый сад, ещё влажный от росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым, когда около дома пахнет резедой и олеандром, молодежь только что вернулась из церкви и пьет чай в саду, и когда все так мило одеты и веселы, и когда знаешь, что эти здоровые, сытые, красивые люди весь длинный день ничего не будут делать, то хочется, чтобы вся жизнь была такою» (Чехов. Дом с мезонином).
В гипотаксических периодах с причинно-следственными отношениями повышение содержит указание на причины совершения действий, событий или проявления признаков, состояний, о которых как о результате говорится в понижении. Члены периода связываются с понижением посредством небольшого числа причинных союзов и союзных сочетаний: так как, поскольку, когда, чтобы, как, оттого что, оттого ли, потому ли, вследствие того что, ввиду того что, благодаря тому что, всилу того что, из-за того что.
Значение следствия в указанном виде периода может быть усилено употреблением в понижении заключительных союзов-частиц то, так с обычным прибавлением к ним слов субъективного умозаключения (следовательно, значит, стало быть, выходит и др.):
«Но так как такие сцены с мужем были редки; так как жизнь наша была очень однообразна и я уже слишком близко к ней присмотрелась; так как, наконец, я развивалась и росла очень быстро и много уже начало пробуждаться во мне нового, хотя бессознательного, отвлекавшего меня от моих наблюдений, то яи привыкла, наконец, к этой жизни, к этим обычаям и характерам, которые меня окружали» (Ф. М. Достоевский)
Смысловые оттенки причинно-следственных отношений между повышением и понижением в значительной мере зависят от значение предлогов, входящих в состав отыменных причинных союзов, посредством которых связываются члены периода. Так в периодах с союзом благодаря тому что подчеркивается содействующая причина или благоприятствующие обстоятельства протекания событий, явлений, которые составляют предмет речи в понижении, и, наоборот, при помощи союза из-за того что в причинно-следственных периодах передаются неблагоприятные причины:
«Только благодаря тому, что озимые культуры были подкормлены вовремя, а затем прошли теплые дожди и наступили ясные дни; лишь благодаря тому, что в период налива колоса стояла нежаркая погода, а по зорям выпадала обильная роса; только благодаря тому, что весь массив был убран в период восковой спелости зерна и не прямым комбайнированием, а на свал, – только благодаря этому прибавка урожая составила вкруговую тридцать восемь центнеров с гектара» (газ. «Народное слово»).
Причинно-следственные отношения могут передаваться таким соотношением частей периода, в котором, кроме полифункционального союза когда, четко обозначены реальные значения причины и следствия, заключенных в повышении, и в членах периода обязательное наличие значений настоящего и прошедшего времени. Однако временные отношения здесь до конца не снимаются, так как союз когда сохраняет в себе темпоральные значения, идущие от его исторических связей с наречием когда. Такие периоды в большинстве своем занимают промежуточное положение между периодами с временными отношениями и периодами с отношениями причины.
«Когда же берег стал уходить из глаз моих, когда мы попали на стержень реки и страшная громада воды, вертящейся кругами, стремительно текущей с непреодолимою силою, обхватила со всех сторон и понесла вниз, как щепку, нашу косную лодочку, – я не мог далее выдержать, закричал, заплакал и спрятал свое лицо на груди матери» (Т. С. Аксаков)
Причинно-следственные отношения между повышением и понижением гипотаксического периода могут выражаться и при помощи причинного союза чтобы. Однако этот союз в составе периода приобретает некоторые композиционные особенности, выражающиеся в том, что, во-первых, в повышении сказуемые имею отрицательную форму; во-вторых, в главной части понижения имеются обстоятельственные члены со значением, утверждающим причинную основу развития действия в повышении и, в-третьих, присутствуют достаточно четкие в семантическом отношении слова, указывающие на доминирование причинных отношений над другими [2. 2]. Как показывают наши наблюдения, в таких периодах не всегда возможно провести границы между причинными и целевыми отношениями и уверенно определить, каких отношений больше и каких меньше. Не обеспечивает точного решения проблемы и использование методического приема обнаружения каких-то более сильных отношений путем трансформации и замены союза чтобы явно причинными союзами, ибо в этих случаях возможны наложения иных отношений:
«Чтобы не выйти на окопчики у разрушенной саманной фермы и не забрести на картофельное поле, утыканное от речки минами, чтобы не наткнуться на засаду вроде той, что была в ночь на первое мая, и чтобы не угодить в лапы какой-нибудь блуждающей в лесу группы немцев, – Козырев втихомолку опасливо осторожничал и все круче и круче брал вправо, вдоль старого оросительного канальчика, все еще полного водой: он боялся предательского покашливания старичка-«печенега» из Дубровки перенапряженных нервов Кати, давно готовой стрелять на всякий резкий шорох» (По И. Тилигузову)
Причинно-следственные отношения в гипотаксических периодах могут выражаться и без союзов, при помощи особой (причинной) интонации:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова, –
Выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик,
Сын мой! Работай, учись, будь людям полезен, –
Выучи русский язык!
(С. Абдулла «Выучи русский язык»)
В данных периодах в повышении названа причина того, о чем сообщается в понижении.
В заключении отметим, что основные конструктивные признаки любого вида гипотаксического периода регламентированы характером обобщенного обозначения каких-то отношений между предметами и явлениями объективной действительности, поэтому все многообразие видов этого периода можно выявить при обнаружении специфических особенностей их композиций.
Литература:
- Карпов А. Н. Поликомпонентные единства с идентичными элементами в русской монологической речи. АДД, – Москва, 1983. – 34 С.
- Улухужаев Н. З. Анафорические единства в русской монологической речи// Актуальные проблемы русской и узбекской филологии. – Наманган. – 2006. С. 245–248.
- Улухужаев Н. З. О периодической форме речи и её трактовках // Хамидовские чтения. – Наманган. – 2009. С. 125–129.
- Улухужаев Н. З. Гипотаксический период в русской монологической речи // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 1500–1501.
- Улухужаев Н. З. Гипотаксический период с отношениями одновременности // Молодой ученый. – 2016. – № 21. – С. 1328–1330.