В статье рассмотрена роль малого предпринимательства в экономике регионов СКФО. Проблема преодоления неустойчивого развития территорий регионов считается главной, и ее решение должно проводится путем совершенствования системы стратегического планирования, уточнения разграничения полномочий между уровнями власти, стимулирования социально-экономического развития субъектов Федерации и макрорегионов, ускоренного развития отдельных депрессивных регионов.
Ключевые слова: регион, СКФО, проблема, малый и средний бизнес, экономический рост
Развитие экономики остается приоритетной задачей государства, в реализации которой малый и средний бизнес способен сыграть основную роль. В связи с этим следует обеспечить более активное участие предпринимателей в коммерциализации научных разработок, внедрении технологических и управленческих инноваций, производстве современных товаров и услуг. От результатов реализации работы прямо зависит рост качества жизни людей, укрепление конкурентных позиций России на мировом рынке.
Стабильная экономика и ее рост в настоящее время являются основной целью как государственной, так и региональной политики Российской Федерации. Однако более принципиальная задача состоит в обеспечении устойчивого роста экономики, поскольку задача стабилизации носит подвластный нрав. Именно экономический рост способен дать ресурсы, нужные для осуществления социальных и демографических проблем.
Региональная организация российской экономики предполагает соответствующую региональную стратификацию факторов, особенностей и следствий развития института предпринимательства, требует адаптивного (учитывающего специализацию территории, существующие на ней экономические диспропорции и проблемы) подхода к его регулированию и поддержке.
Сфера деятельности субъектов предпринимательства довольно многообразна. Большие потребности членов общества могут быть реализованы за счет деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
Мировой опыт свидетельствует, что для нормального развития экономики России и её регионов необходима деятельность, как крупных предприятий, так и предприятий малых форм ведения бизнеса. Поэтому малый и средний бизнес считается важнейшим элементом рыночной экономики, без которого невозможно развитие рыночных отношений 12.
В современных условиях малый и средний бизнес (МСБ) представляет собой средний класс, который служит основой для стабильного экономического развития стран. В этой связи в зарубежных странах МСБ уделяется большое внимание, и как результат данный субъект экономических отношений развивается более быстрыми темпами, чем в России. Сегодня в экономически развитых странах организации МСБ составляют примерно 70–90 % от общего числа организаций. К примеру, в США на малых предприятиях занято около 53 % всего работоспособного населения, в Японии — 71,7 %, в странах Евросоюза в секторе МСБ работает почти 50 % работающего населения. В странах-членах Европейского союза средние организации составляют всего 1 % от общего количества организаций, но при этом обеспечивают 20 % от общего оборота организаций и 17 % от общей занятости населения.
По экспертным оценкам, вклад малого и среднего предпринимательства в валовой внутренний продукт России находится на уровне 17–20 %, что в три раза ниже аналогичного показателя стран Евросоюза, США и Японии 14.
Очевидно, что основной вклад в экономику России, в настоящее время вносит крупный бизнес. О чём свидетельствует позитивная динамика по корпоративным кредитам, так как здесь 60 % — это крупный бизнес, но не малый и средний бизнес, на котором, должна держаться экономика всей страны. А малое и среднее предпринимательство при этом «прячется» в потребкредитовании, с помощью которого развивают бизнес немало предпринимателей.
Малым предпринимательством в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вступившим в силу с 1 января 2008г. называется предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, главными из которых являются: средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот, полученный предприятием; величина активов.
Стабилизирующим фактором, необходимым для решения масштабных задач экономического и социального развития России и её регионов является развитие малого предпринимательства. Поэтому выделение СКФО было обосновано необходимостью создания критерий с целью преодоления противоречий в сфере межэтнических отношений, полноценной и эффективной реализации мероприятий социально-экономического характера, оптимизации роли государственных институтов и институтов развития на Северном Кавказе при возрастающей открытости экономических процессов и усилении процессов глобализации мировой экономики.
Некоторые субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации и имеют низкие показатели качества жизни населения8.
Распределение числа малых предприятий по федеральным округам на 1 января 2015г. показывает неравномерное распределение предприятий. По количеству малых предприятий на Российскую Федерацию приходится 242,6 тыс. Количество малых предприятий приходящихся на СКФО составило 5,3 тыс. или 2,2 % к итогу по России (таблица 1).
Таблица 1
Динамика показателей деятельности малых предприятий (без микропредприятий) за 1 квартал 2015 г. 15
|
Число малых предприятий |
Число замещаемых мест (работников) |
||
тыс. |
в % к итогу по России |
тыс. |
в % к итогу по России |
|
РФ |
242,6 |
100,0 |
6540,1 |
100,0 |
СКФО |
5,3 |
2,2 |
171,5 |
2,6 |
Республика Дагестан |
0,6 |
0,3 |
20,0 |
0,3 |
Республика Ингушетия |
0,1 |
0,0 |
1,5 |
0,0 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0,5 |
0,2 |
12,1 |
0,2 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0,4 |
0,1 |
6,0 |
0,1 |
Республика Северная Осетия — Алания |
0,4 |
0,2 |
11,1 |
0,2 |
Чеченская Республика |
0,1 |
0,1 |
1,4 |
0,0 |
Ставропольский край |
3,2 |
1,3 |
119,4 |
1,8 |
Лидирующее положение в составе Северо-Кавказского федерального округа по числу малых предприятий занимает Ставропольский край 3,2 тыс. или 1,3 % к итогу по России 7. Далее по убыванию этого показателя на Республику Дагестан приходится 0,6 тыс. или 3,3 % к итогу по России, Кабардино-Балкарская Республика-0,5 тыс. или 0,2 % к итогу по России, по Карачаево-Черкесской Республики и Республике Северная Осетия — Алания число малых предприятий составляет 0,4 тыс. Наименьшее значение по числу малых показателей приходится на Чеченскую Республику — 0,1 тыс.
По числу замещаемых мест (работников) на СКФО приходится 171,5 тыс. чел. или 2,6 % к итогу по России. Лидирующее положение по этому показателю приходится на Ставропольский край 119,4 тыс. чел., на Республику Дагестан — 20,0 или 0,3 % к итогу по России, далее Кабардино-Балкарская Республика 12,1 тыс. чел или 0,2 % к итогу по России, Республика Северная Осетия — Алания-11,1 тыс. чел. или 0,2 %. Наименьшее значение по этим показателям приходится на Республику Ингушетия и Чеченскую Республику соответственно 1,5 тыс. чел. и 1,4 тыс. чел.
Объем оборота малых предприятий (без микропредприятий) в разрезе субъектов Северо-Кавказского федерального округов 2014 году представлен в таблица 2.
Таблица 2
Динамика объема оборота малых предприятий (без микропредприятий) по субъектам СКФО в 2014 году
Субъекты СКФО |
Объем оборота МП в 2014г. |
||
млн. руб. |
на душу населения, руб. |
в % к 2013г |
|
Северо-Кавказский ФО |
363,8 |
37,9 |
108,1 |
Республика Дагестан |
55,4 |
18,7 |
104,9 |
Республика Ингушетия |
9,0 |
19,9 |
105,9 |
Кабардино-Балкарская Республика |
23,7 |
27,6 |
124,7 |
Карачаево-Черкесская Республика |
14,8 |
31,5 |
101,4 |
Республика Северная Осетия — Алания |
17,6 |
25,0 |
85,4 |
Чеченская Республика |
4,1 |
3,0 |
170,8 |
Ставропольский край |
239,2 |
85,6 |
109,4 |
В составе субъектов СКФО наибольшая величина рассматриваемого показателя приходится на Ставропольский край (239,2 млн. руб.), а наименьшая — на Чеченскую Республику (4,1 млн. руб.) [9]. Анализ динамики оборота малых предприятий в СКФО, показал, что во всех субъектах данного округа, кроме Республики Северная Осетия — Алания, наблюдается рост данного показателя в 2014 году по сравнению с 2013 годом.
Развитие любого предприятия, в том числе и малого, связано с притоком инвестиций, направляемых на приобретение и модернизацию основного капитала. Эффективное и обоснованное использование инвестиций — залог успешной деятельности и прогрессивного развития малых предприятий 10. При этом инвестирование может осуществляться как за счет средств физических и юридических лиц и заемных средств, так и посредством государственной помощи малому бизнесу. Таблица 3 представляет сведения, отражающие объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в федеральных округах РФ в 2014 году.
Таблица 3
Инвестиции восновной капитал на малых предприятиях (без микропредприятий) по субъектам СКФО в 2014 году [15]
Субъекты СКФО |
Объем инвестиций восновной капитал на МП в 2014 г. |
||
млн р. |
на душу населения, руб. |
В % к 2013 г. |
|
Северо-Кавказский ФО |
23360,3 |
2435,9 |
157,9 |
Республика Дагестан |
5184,7 |
1749,2 |
108,8 |
Республика Ингушетия |
939,6 |
2074,2 |
32,5 |
Кабардино-Балкарская Республика |
452,4 |
526,7 |
352,1 |
Карачаево-Черкесская Республика |
243,3 |
517,7 |
20,3 |
Республика Северная Осетия — Алания |
469,0 |
666,2 |
183,3 |
Чеченская Республика |
9560,0 |
7102,5 |
868,6 |
Ставропольский край |
6511,4 |
2330,5 |
144,9 |
В составе субъектов СКФО большая сумма инвестиций в основной капитал малых предприятий наблюдается в Чеченской Республике (9560,0 млн. руб.), а наименьшая — в Карачаево-Черкесской Республике (243,3 млн. руб.). Анализ динамики инвестиций в основной капитал на малых предприятиях по субъектам СКФО, свидетельствует об их значительном снижении в двух субъектах — в Карачаево-Черкесской Республике (79,7 %) и Республике Ингушетия (67,5 %). В остальных же пяти субъектах федерального округа наблюдается рост данного показателя. Также отметим значительный прирост объёма инвестиций в Чеченской Республике (+768,6 %), Кабардино-Балкарской Республике (+252,1).
Важным критерием выделения малых предприятий — по численности работающих, так по итогам 2014 года среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране возросла на 0,1 % в сравнении с показателем прошлого года и составила 10 789,7 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 0,16 п.п. и составил 23,73 %. Отметим, что число занятых на малых предприятиях увеличилось во многих федеральных округах, так значительный рост отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе — на 6,2 % и Дальневосточном федеральном округе — на 3,2 %. При этом доля работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых в рассматриваемых округах возросла на 1,2 п.п. и 0,8 п.п. соответственно.
В 2014 году прирост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях наблюдается в 33 регионах. Лидирующее положение по темпам роста числа занятых на малых предприятиях занимают Республика Ингушетия (показатель возрос на 50,4 %), Республика Дагестан (на 28,9 %), Чеченская Республика (на 8,6 %) и др.
Развитие российской экономики и её регионов происходит в условиях масштабных международных санкций и ответных санкций со стороны России, проявляющиеся в ограниченном доступе к западным финансовым рынкам, запрете на экспорт конкретных технологий в Россию, сокращении объема инвестиций и в неопределенности условий ведения бизнеса 6. Эти факторы оказывают дополнительное негативное воздействие на прогнозы развития предпринимательства в российской экономики.
Среди наиболее актуальных проблем, от результатов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются несовершенство нормативно-правовой базы; проблемы при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации, неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы 13.
Для улучшения ситуации, связанной с частным бизнесом в СКФО, предпринято ряд мероприятий, начиная от создания ассоциаций помощи малому предпринимательству и заканчивая предложением различных видов субсидий, которые могут быть направлены на создание или развитие бизнеса.
В последние годы многие предприятия, ориентированные на поддержку малого бизнеса, организуют различные выставки, семинары и другие меры, на которых предприниматели получают нужные знания или перенимают опыт по созданию и развитию малых предприятий. Многие государственные, муниципальные и частные организации предлагают новые формы поддержки малого бизнеса, которые опробуются в различных регионах нашей страны. Иногда сами предприниматели обращаются в подобные организации для того, чтобы получить необходимую помощь в удобной для них форме.
Таким образом, российскому малому предпринимательству принадлежит важная роль — малое предпринимательство как структурный и функциональный элемент национальной экономики, являющийся динамичной, саморазвивающейся системой, обладает определенными стратегическими преимуществами, реализация которых способствует достижению целей государственной социально-экономической политики устойчивого развития отдельных регионов и территорий и повышению роли России в современном мировом экономическом пространстве.
Таким образом, обеспечение устойчивого экономического роста и повышение на этой основе уровня жизни населения отдельных регионов и России в целом на основе предпринимательства является очевидным.
Литература:
- Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года.- https://yandex.ru.
- Бешкорева В. Ю. Инвестиционный климат в СКФО: условия, возможности и перспективы В сборнике: Правовое регулирование отдельных сфер жизнедеятельности общества: теория и практика (опыт Кавказа) Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: Боков А. В. 2012. С. 23–34.
- Бешкорева В. Ю. Совершенствование инвестиционной политики в территориальной социально-экономической системе автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ставропольский государственный университет. Ставрополь, 2008
- Голубина Ж. И. 10.6. Анализ количественных и качественных параметров государственной поддержки аграрного сектора на современном этапе // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 4. С. 394–398.
- Голубина Ж. И. Практические рекомендации по увеличению государственной поддержки аграрного сектора на современном этапе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. Т. 5. № 1. С. 140–145.
- Голубина Ж. И. Пути совершенствования финансового обеспечения предприятий АПК в кризисных условиях // Kant. 2016. № 1 (18). С. 98–102.
- Голубина Ж. И. Пути совершенствования финансового обеспечения предприятий АПК в кризисных условиях // Kant. 2016. № 1 (18). С. 98–102.
- Марченко С. В., Погосян В. В., Голубина Ж. И. Особенности финансирования развития туристско-рекреационного комплекса Северо-Кавказского федерального округа // Финансовая жизнь. 2016. № 1. С. 70–74.
- Марченко С. В., Голубина Ж. И., Юрина В. П. Особенности финансовой деятельности предприятий Северо-Кавказского федерального округа в кризисный период // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016. № 2. С. 120–130.
- Погосян В. В. Современное состояние кредитного рынка России и тенденции развития кредитных отношений банков с предприятиями малого и среднего бизнеса // Kant. 2015. № 3 (16). С. 86–89.
- Погосян В. В. Инвестиционный анализ. Учебно-методическое пособие / В. В. Погосян. — Пятигорск: РИА-КМВ, 2016.
- Погосян В. В. Перспективы развития банковского сектора // В сборнике: Правовое регулирование отдельных сфер жизнедеятельности общества: теория и практика (опыт Кавказа) Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: Боков А. В. 2012. С. 217–226.
- Эбекуева Б. Х., Бешкорева В. Ю., Белокопытова Н. Ю. Правовые факторы регулирования развития агропромышленного комплекса РФ В сборнике: Актуальные проблемы реализации государственной промышленной политики в России и за рубежом сборник тезисов, докладов и статей. 2015. С. 180–183.
- Юрина В. П., Грицай С. Е., Марченко С. В. Регулирование экономики через механизм косвенного налогообложения в России В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 390–394.
- Федеральная служба государственной статистики — http://www.gks.ru/
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю — http://stavstat.gks.ru/