Речевая готовность к школе детей предшкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 21.11.2016

Статья просмотрена: 1986 раз

Библиографическое описание:

Шишкина, А. С. Речевая готовность к школе детей предшкольного возраста / А. С. Шишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 560-562. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35469/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность изучения особенностей речевого развития детей предшкольного возраста обусловлена значимостью уровня развития речи ребенка в успешности начального этапа школьного обучения. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения русскому языку, литературному чтению, естествознанию, музыки и математики.

Требования образовательного Стандарта к результатам освоения программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие, по-прежнему, остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития детей — это формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Рассмотрим задачи речевого развития согласно требованиям ФГОС ДО [7]:

‒ овладение речью как средством общения и культуры;

‒ обогащение активного словаря ребенка;

‒ развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

‒ развитие речевого творчества;

‒ знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

‒ формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

‒ развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слух.

Условия реализации программ ДО должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в таких образовательных областях, как социально-коммуникативной, познавательной, речевой.

Рассматривая ФГОС НОО как нормативный документ, в котором определены условия для реализации задач по развитию речевой деятельности, мы можем говорить о тех результатах, которые должны быть получены на «выходе» ребенка из образовательного учреждения.

Примером этого могут служить предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету русский язык [6]:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Анализ образовательных стандартов разных уровней обучения показывает наличие преемственности между ними, которая заключается в:

‒ схожести целей, задач обучения;

‒ единой методологической основы;

‒ единообразии понимания структуры и содержания основной образовательной программы, условий и результатов.

Исходя из того, что одной из главных задач образовательных стандартов, в целом, является речевое развитие детей разберем подробнее, что из себя представляет речь и речевое развитие.

Для того чтобы понять, каковы психолого-лингвистические основы речевой деятельности, необходимо обратиться к самому понятию «деятельность».

Деятельность — это специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование окружающего мира и самого себя. «Результат,- писал А. Н. Леонтьев,- к достижению которого стремится в своей деятельности субъект, может иметь как непосредственно практический характер, так и характер идеальный, теоретический. Очевидно, что в первом случае главное значение в деятельности будут иметь внешние — двигательные процессы, во втором — процессы внутренние, мыслительные». [4, 156]

«Мыслит не мышление, мыслит человек», — писал в одной из своих работ великий психолог Л. С. Выготский. [1, 245]

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для понимания сущности речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Речевое умение — особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А. А. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.

Проблемой развития речи в психологии занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др. Все психические процессы у ребенка — память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.)

Рассмотрим речевые особенности детей 6–7 лет, которые выделяет М. Б. Елисеева. [3]

1) Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

2) Ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).

3) У ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный — весёлый, молодой — старый, высоко — низко, бежать — стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака,; лошадь, конь, скакун и т. д.), слова — действия, слова — признаки.

4) Ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, «Папа прочёл газету после того, как позавтракал». (Что он сделал вначале?) «Охотник бежит за собакой». (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова и предложения. Например, варенье из сливы — сливовое, шапка из соломы — соломенная, у лисы — лисята, у льва — львята и т. д.

5) Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими, уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Таким образом, трудно переоценить значение комплексного обучения видам речевой деятельности в начальной школе для всей судьбы ребенка. Не только формальная грамотность школьника является основной задачей начальной школы: здесь должны быть заложены основы его функциональной грамотности, его способности к полноценному устному и письменному общению. И одновременно — это орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное, личностное, художественно-ценностное развитие.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. —— М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  2. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
  3. Елисеева М. Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста. // Логопед в детском саду. М., 2006. — № 1. — 10с.
  4. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. -- М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
  5. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011.
  6. Федеральный государственный образовательный начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373)
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): речевое развитие детей, школьное обучение, дошкольное образование, речевая деятельность, речевое развитие, русский язык, устная речь, детская литература, начальная школа, начальное общее образование.


Задать вопрос