Социальное воспитание школьников в спортивно-игровой команде в условиях спортивно-ориентированного обучения в общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 21.11.2016

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Эгамбердиев, Р. Н. Социальное воспитание школьников в спортивно-игровой команде в условиях спортивно-ориентированного обучения в общеобразовательной школе / Р. Н. Эгамбердиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 562-565. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35472/ (дата обращения: 16.11.2024).



Innovative processes, overcoming objective and subjective difficulties, are gradually being introduced in the educational process of the Russian schools. In solving problems of school health should help physical education and sports lessons, based on the social education. One example can serve as a sports and gaming activities. Where under the guidance of a teacher-coach, players sports teams acquire not only knowledge, skills, and experience of finding ways to interact, solving important problems of self-determination and methods of self-affirmation. Further on the mechanism of transfer received social education extends to other activities.

Keywords: students, school of social education, sports oriented learning, interaction

Современное общество Узбекистана предъявляет новые требования к воспитанию социально значимых качеств у подрастающего поколения. В зависимости от того, как будет организован процесс социального воспитания и обучения школьников, какие ценности будут прививаться в дискретном периоде, зависит дальнейшее благополучие и развитие нашей страны.

Образовательно-воспитательный процесс требует постоянного обновления, внедрения новых инновационных форм, создания благоприятных условий, подбора качественных средств во всех без исключения учебных дисциплинах. Активных преобразований требует и сфера физической культуры и спорта. Никто не будет спорить, что обществу нужны не только образованные, самостоятельные, патриоты Узбекистана, но и прежде всего здоровые люди. Физическая культура и спорт решают данные задачи в полной мере. Однако сложившаяся система в физическом воспитании в общеобразовательных школах нуждается в новых технологиях и изменении содержания. Устаревшие методики обучения физической культуры, материальная база, кадры давно требуют обновления.

Тем не менее, не смотря на объективные проблемы, в общеобразовательной школе важно начинать инновационные процессы, вводя постепенно спортивно-ориентированное физическое воспитание. Проводя уроки спорта взамен традиционных уроков физкультуры, используя принцип добровольности. При условии в ближайшей перспективе строительства быстровозводимого объекта спортивного комплекса. Конечно же, в школе можно культивировать и другие спортивные направления, но на наш взгляд, наиболее востребованным, и в то же время доступными, являются игровые виды спорта. При условии, что учитель-тренер владеет необходимыми компетенциями в этих видах спорта. Безусловно, в процессе спортивных уроков у школьников развиваются костно-мышечная, сердечнососудистая, дыхательная системы, воспитываются физические качества координация движений, скорость, ловкость и т. д. Повышается общая физическая и специальная подготовленность. Спортивные игры создают ситуацию постоянно меняющихся условий, быстрой оценки ситуации, выбора типа действий при минимальном промежутке времени. Воспитываются технико-тактические умения, которые помогают стратегически правильно действовать во время игры. Но главное, игровые виды спорта помогают школьникам самоутверждаться в коллективе. В командных играх выигрывает или проигрывает команда в целом, а не один игрок, так как команда является целостным коллективом, как и спортсмен в индивидуальном виде спорта. Специфика командных игр определяет ряд требований к игрокам, их установке, личностным качествам, мотивации, характеру взаимодействия. Важнейшей психологической установкой игрока на игру должно быть воспитание другодоминантности. При отсутствии такой установки у каждого члена команды не получится слаженной игры выстроенной на взаимопонимании и взаимодействии, даже если в команде есть хорошо подготовленные игроки в физическом, техническом и тактическом отношении. Следовательно, способность тренироваться в команде умение ставить интересы команды выше личных интересов важнейшая составляющая 39 успешности. Исходя из многолетнего практического опыта в условиях соревновательной деятельности установка воздействия на каждого игрока через коллектив команды способствует не только игровому успеху, но и развитию личностных качеств всех игроков средствами социального воспитания.

В процессе реализации игровой деятельности, на основе интерактивности успех команды обусловливается успехом каждого в такой роли, где он может предельно реализовать себя, повышая личностный статус в коллективе. При организации игры важно учитывать статус каждого игрока в выборе им игрового амплуа. На первый план выдвигается социальный аспект — самоутверждение всего коллектива команды. При решении задач распределения оптимальных игровых амплуа для достижения общего успеха учитывается не только желание игрока, его возможности реализации этого амплуа, но и мнение игроков команды. Такой подход к организации игры, по мнению М. В. Кларина, позволяет снять суть возникающих конфликтов при распределении игровых ролей. В организационном плане этот вид игры даёт радикальную структуру взаимодействия участников [1]. При этом в ходе игры для общего успеха проводится смена игрового амплуа, что даёт возможность приобщиться при этом к осознанному принятию игроками возможности самим решать сложную проблему компромисса.

Такое построение взаимодействия в общении имеет важнейшее значение для формирования у игроков необходимого для успешного процесса социального воспитания свойства другодоминантности, т. е. не просто принятие другого, а принятие важности и необходимости его доминирования в этой ситуации, которая в целом решает и общую проблему доминантного самоутверждения, при котором успех коллектива спортивной команды определяется успехом каждого игрока. Это порождает у подростка мотив к принятию реального личностного статуса в данной социальной группе и обеспечивает ему понимание себя как необходимой части команды. Поставленная задача помогает решить проблему социального воспитания школьников в коллективе спортивной команды, где индивидуальность каждого игрока неминуемо встречается с затруднениями.

Для этого нужно создавать условия для их преодоления в соответствии с нормами, ценностями коллектива спортивной команды и правилами предлагаемой игры. Такая организация спортивно-игровой деятельности способствует социальному воспитанию личности в спортивном коллективе, основывается на концепции системно-ролевой теории Н. М. Таланчука. Согласно этой концепции, при доминировании процесса индивидуализации воспитания предполагается определённая траектория социального развития каждого игрока с учётом его особенностей и потенциала, предоставления возможностей самораскрытия. Это предполагает, по мнению автора, необходимость индивидуального выбора социальных средств воспитания и способов их коррекции [2]. В процессе социального воспитания игроков в коллективе спортивной команды должно придаваться серьёзное значение принципу создания воспитывающей среды, способствующей социализации личности школьника на основе формирования у них отношения взаимной ответственности и ответственной зависимости с ориентацией на социальные аспекты, с интеграцией их в сферу индивидуализации личности. В качестве воспитывающей среды выступает сформированность спортивной команды как единого сплочённого коллектива, где каждый игрок выступает в том игровом амплуа, где он лучше всего может самоутвердиться, внося вклад в общий успех команды. Это условие самоопределения игрока для личностного самоутверждения в новом статусе, который не только признаётся коллективом спортивной команды, но и ценится им.

Таким образом, представленная педагогическая идея способствует погружению игрока в процесс социального воспитания, основанного на самостоятельном поиске путей общения и взаимодействия в коллективе спортивной команды сверстников, решая важные задачи самоопределения и способы самоутверждения.

Литература:

  1. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследований игры и дискуссии. — Рига, 1995.
  2. Таланчук Н. М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов — новаторов. — М.: АПН СССР, 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): спортивная команда, игровое амплуа, игрок, социальное воспитание, физическая культура, воспитывающая среда, игровой вид спорта, коллектив команды, общий успех, организация игры.


Ключевые слова

взаимодействие, студенты, Школа социального образования, Спортивное ориентированное обучение, students, Interaction, school of social education, sports oriented learning

Похожие статьи

Forming a healthy lifestyle in physical culture lessons

Before the republic to market relations significantly influenced the state of physical culture and sports in Uzbekistan. Within the framework of the state policy, positive trends emerged in the development of the system of physical education of young...

Speaking Skills Development in English Classes

The article is about the problem of improving the efficiency of teaching oral speech in foreign language lessons, which is directly related to the gap between theory and practice and the passive nature of learning activities, while the educated activ...

The Impact of Bilingual Education on the Cognitive Development of Primary School Students

Bilingual education has become an increasingly common approach in primary schools worldwide, reflecting the growing recognition of its potential benefits. But beyond the obvious advantage of acquiring proficiency in two languages, bilingual education...

Information and communication technologies as a means of forming key competencies of students in English lessons

Teaching a foreign language is impossible without the use of modern teaching technologies, such as training in development, project methods, information technologies, including the Internet. This problem lies in the fact that information and communic...

Student interaction in promoting the effectiveness in the classroom

In recent years student interaction has been vitally important in modern classes. Teacher-centered lessons are considered outdated as nowadays’ learners tend to get easily bored with traditional teaching approaches. Therefore, teachers should try to ...

Essence and contents of multilinguism in learning process

The problem of multilingualism, on the one hand, is considered from a social point of view, and we are talking about mastering two or more languages for communicative purposes in everyday life. On the other hand, multilingualism as knowledge of more ...

Цели и задачи деятельности учителя в новых условиях развития общества

The current system of education has a great of development. If teachers will not be collected, educated and mobile, they just do not keep up with the changes in the scope of their activities. Effective organization of work of the teacher is an actual...

Assessment Methods in Learning English at Distance Learning

Nowadays, in the modern world, the use of modern technical teaching aids has become a ubiquitous phenomenon. Information educational technologies in our country have received intensive development and began to confidently gain its place in the educat...

Improving children’s skills with STEM teaching methods in elementary grades

This scientific article explores the crucial importance of nurturing research abilities in elementary school students within the dynamic realm of STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics) education. It examines a variety of methods and...

An inclusive approach in the context of modern education

In this article, we will discuss about inclusive approach in modern education. The article presents the author's view on the trends in the development of inclusive education at the present stage. The main directions of the inclusion methodology are c...

Похожие статьи

Forming a healthy lifestyle in physical culture lessons

Before the republic to market relations significantly influenced the state of physical culture and sports in Uzbekistan. Within the framework of the state policy, positive trends emerged in the development of the system of physical education of young...

Speaking Skills Development in English Classes

The article is about the problem of improving the efficiency of teaching oral speech in foreign language lessons, which is directly related to the gap between theory and practice and the passive nature of learning activities, while the educated activ...

The Impact of Bilingual Education on the Cognitive Development of Primary School Students

Bilingual education has become an increasingly common approach in primary schools worldwide, reflecting the growing recognition of its potential benefits. But beyond the obvious advantage of acquiring proficiency in two languages, bilingual education...

Information and communication technologies as a means of forming key competencies of students in English lessons

Teaching a foreign language is impossible without the use of modern teaching technologies, such as training in development, project methods, information technologies, including the Internet. This problem lies in the fact that information and communic...

Student interaction in promoting the effectiveness in the classroom

In recent years student interaction has been vitally important in modern classes. Teacher-centered lessons are considered outdated as nowadays’ learners tend to get easily bored with traditional teaching approaches. Therefore, teachers should try to ...

Essence and contents of multilinguism in learning process

The problem of multilingualism, on the one hand, is considered from a social point of view, and we are talking about mastering two or more languages for communicative purposes in everyday life. On the other hand, multilingualism as knowledge of more ...

Цели и задачи деятельности учителя в новых условиях развития общества

The current system of education has a great of development. If teachers will not be collected, educated and mobile, they just do not keep up with the changes in the scope of their activities. Effective organization of work of the teacher is an actual...

Assessment Methods in Learning English at Distance Learning

Nowadays, in the modern world, the use of modern technical teaching aids has become a ubiquitous phenomenon. Information educational technologies in our country have received intensive development and began to confidently gain its place in the educat...

Improving children’s skills with STEM teaching methods in elementary grades

This scientific article explores the crucial importance of nurturing research abilities in elementary school students within the dynamic realm of STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics) education. It examines a variety of methods and...

An inclusive approach in the context of modern education

In this article, we will discuss about inclusive approach in modern education. The article presents the author's view on the trends in the development of inclusive education at the present stage. The main directions of the inclusion methodology are c...

Задать вопрос