Совершенствование системы мониторинга и оценка качества образования в условиях компетентностного подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Атамурадова, З. А. Совершенствование системы мониторинга и оценка качества образования в условиях компетентностного подхода / З. А. Атамурадова, Урал Махмудов, Г. Ш. Сиддикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 436-438. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35474/ (дата обращения: 16.11.2024).



Article deals with issues of assessment of knowledge and competence of students, principles of formative assessment, tendency of development on monitoring and assessment of quality of education of general-secondary system of the Republic of Uzbekistan and issues of modeling on monitoring system.

Key words:National model, monitoring the quality of education, general-secondary education, model of monitoring of the quality of education

Узбекистан вошел в третье тысячелетие в условиях коренного реформирования политической, социально-экономической и духовно-культурной сфер жизни общества, в том числе системы непрерывного образования и подготовки кадров. Образование является неразрывной составной частью любого общества, показателем его культуры и основой прогресса. Формирование системы управления и контроля качества образования, управления системой непрерывного образования в целом и ее реализация — одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики, Национальной модели и программы по подготовке кадров. Узбекистан осуществляет непрерывное повышение требований к современному руководителю, к показателям его управленческой компетентности. Для решения этих задач в системе общего образования продолжается активный поиск наиболее эффективных технологий управления школой и повышения уровня профессиональной компетентности руководителей и педагогов. Механизмом качественного внутришкольного управления в условиях личностно-деятельностного и компетентностного подходов может и должен стать управленческий мониторинг. Задачи управленческого мониторинга: своевременное выявление уровня качества управления внутри школьными системами и уровня соответствия современным требованиям, организация параллельных целевых диагностических исследований внутри школьных систем для получения данных с целью принятия обоснованного управленческого решения и внесения корректив в традиционный управленческий процесс.

Сегодня в большинстве стран мира существуют две тенденции в области оценивания учащихся. Первая представляет собой движение к национальным и международным стандартам. Вторая представляет собой движение к использованию подхода к образованию в целом и к оцениванию в частности, которая в большей степени ориентирована на учащегося и основана на их компетентности.

Совершенствование системы мониторинга и оценки качества образования в Узбекистане можно разделить на 3 этапа:

1.этап — Мониторинг качества знаний учащихся;

2.этап — Комплексный мониторинг;

3.этап — Мониторинг системы образования.

Объекты мониторинга и оценки качества образования:

– качество условий, обеспечивающих образовательный процесс в образовательных учреждениях — финансово-экономические, материально-технические, санитарно-гигиенические, кадровые, домашние условия учеников;

– качество процессов и содержания образования, включающие- учебно-методическое обеспечение, учебно-материальное обеспечение, а также педагогические и информационные технологии;

– качество результатов, предусматривающих индивидуальные и общие достижения обучающихся.

Методы мониторинга: тестирование, наблюдение за уроками, анкетирование, опросы, работа с фокус группами, интервью и анализ документации [1].

Мировой практике можно наблюдать четыре основных типа оценивания: [2]

  1. Наиболее известное — оценивание на уровне класса или школы. Проверяются успеваемость учащихся в соответствии с учебными целями, учащиеся получают оценки, родители получают табели успеваемости. Преимущества такого подхода очевидны: оценивание тесно связано с работой в классе, имеется возможность использовать методы, такие как устный опрос или практическая работа; процесс оценивания может быть непрерывным на протяжении целой четверти или учебного года.
  2. Международные оценивания проводятся сравнительно с недавнего времени и охватывают множество стран. Оценивания проводятся на основе выборки, целью которых является сравнение результатов конкретной возрастной группы (например, 13-летних детей) по конкретному предмету или ряду предметов одновременно в нескольких странах.

Первыми Международными исследованиями Т1МSS были охвачены учащиеся 4-ых и 8-ых классов из 38 стран мира. Проводится, начиная с 1995 года. Тенденции в изучении международной Математики и Естествознании.

Другое международное исследование — программа международного оценивания образовательных достижений учащихся (Р1SА Ргоgгаmmfог iпternationalStudent Аssеssment). Это исследование впервые проводилось в 2000 году. В нем участвовали учащиеся в возрасте 15 лет из 32 стран мира. В Р1SА акцент делается на чтение, математическую и научную грамотность учащихся.

Третье международное исследование — Р1RLS. Данным исследованием охватываются учащиеся 4-х классов начальной школы по таким учебным предметам как чтение и математика. В нем участвовали учащиеся 4-х классов из 46 стран мира.

Целью этих исследований является получение данных о достижениях учащихся, которые можно сравнить в международном масштабе с тем, чтобы страны могли осуществлять мониторинг результатов обучения.

  1. Государственные экзамены. Они проводятся государством или от имени государства и являются открытыми для всех.
  2. Общенациональное оценивание систематически измеряет типичные уровни достижений обучаемых в сравнении с национальными стандартами.

Целями проведения общенационального исследования учебных достижений учащихся общеобразовательных школ являются:

– сравнение знаний и умений подгрупп учащихся;

– определение связи между успеваемостью учащихся и разнообразием характеристик школьного и домашнего окружения;

– разработка единых механизмов мониторинга качества обучения в общеобразовательных школах.

Основные задачи общенационального оценивания учебных достижений учащихся общеобразовательных школ заключаются в следующем:

– создание нового механизма национальной системы оценивания учебных достижений учащихся.

– совершенствование статистической обработки результатов тестирования с использованием статистического пакета SРSS;

– создание базы данных результатов тестирования;

– повышение качества контроля за выполнением государственных учебных планов программ и стандартов, повышение качества образования;

– определение уровня знаний, умений и навыков в начальном образовании и развития учащихся 1–4-х классов;

– проведение анализа вариации учебных достижений учащихся в разрезе региона, пола, местности;

– создание надежных исходных данных на будущее, генерирование рекомендаций по принятию решений для улучшения качества образования на национальном уровне [3].

Принципы мониторинга:

Принцип гласности. Принцип гласности предусматривает обязательное своевременное сообщение обо всех проводимых мероприятиях в рамках мониторинга общеобразовательных школ, требованиях к ним, процедурах, сроках и местах их проведения через региональные и районные (городские) отделы мониторинга.

Прозрачность. Прозрачность достигается за счет комплекса мер, связанных с решением следующих вопросов: участие независимых экспертов в процедуре проведения мониторинга; открытость всех результатов, кроме служебных данных и личных данных учащихся; возможность ознакомления школ с результатами мониторинга.

Объективность результатов. Объективность результатов достигается посредством проверки закрытой части вариантов заданий через информационную систему и независимой проверкой открытой части работ учащихся, а также введением единых критериев оценки тестовых заданий.

Принцип соответствия. Данный принцип предполагает соответствие содержания тестовых заданий и вариантов работ государственным образовательным стандартам и программам общеобразовательной школы.

Многофункциональность. Данный принцип понимается как возможность использования создаваемой системы для мониторинга качества образования, а также для проведения различных опросов, научных исследований.

Интегральность — принцип определения уровня учебных достижений учащихся по нескольким учебным предметам, что дает более полную картину о результатах учебной деятельности учащихся школы.

Принцип профессионализма — подготовка тестовых материалов, вопросников для учащихся и их родителей, учителей и администрации школы, организация и проведение мероприятий по оценке учебных достижений, проверка работ учащихся осуществляются специально подготовленными специалистами, работающими на основе разработанных программ и критериев. Важное место в данном аспекте занимает широкое использование современных компьютерных технологий.

Исходя из вышеуказанного, нужны конструктивные изменения содержания и форм работы региональных и территориальных отделов службы мониторинга. Необходимо разработать инструментарий и провести пилотную апробацию технологии мониторингового исследования, основанного на международном опыте.

Литература:

  1. Шавкат Курбанов, Эдем Сейтхалилов. Качество образования.Ташкент-2004.
  2. Субетто А. И. Введение в квалиметрию высшей школы, Уч. пособие. Вкн. — М..1991 — Кн. 1–2.
  3. Субетто А. И Квалиметрия человека и образования: Методология и практика. Сб. науч. ст.

Основные термины (генерируются автоматически): учебное достижение учащихся, страна мира, Узбекистан, учащийся, непрерывное образование, общенациональное оценивание, объективность результатов, оценка качества образования, подготовка кадров, управленческий мониторинг.


Ключевые слова

Национальная модель, Мониторинг качества образования, Общее среднее образование, Модель мониторинга качества образования, National model, monitoring the quality of education, general-secondary education, model of monitoring of the quality of education

Похожие статьи

Actual problems in assessing the quality of university education

The article discusses the problems of assessing the quality of education in higher education. The author indicates the main directions of educational policy, which necessitate the development of objective systems for assessing the quality of educatio...

Особенности подготовки будущих учителей

In the development and improvement of advanced higher education, the study of domestic and foreign experience of education is of great importance. The article reveals the importance of professional training of future teachers. The features of profess...

Organization of the process of creating conditions for the comprehensive development of a child with special education needs in Kazakhstan

This article examined the main problems and aspects of the process of creating conditions for the comprehensive development of a child with special educational needs (hereinafter referred to as SEN). The relevance of the topic is due to the lack of e...

The educator is the fundamental figure in the education system of the Republic of Kazakhstan

The most important strategic direction for updating the educational system of the Republic of Kazakhstan is an educator, who is a significant figure in the modernization of teacher education in accordance with the Law «On the status of the educator»....

Research on the establishment of documented information system of science and technology quality management system in colleges and universities

Documented information is the carrier of quality management system. The establishment of documented information system in science and technology quality management system in colleges and universities can effectively implement the quality management s...

Innovation of agricultural activities theoretical fundamentals of development

The article offers suggestions and recommendations for sustainable development and competitiveness of the industry in the context of modernization and diversification of the economy as one of the main goals of structural and economic reforms in the w...

Approaches of legislators of some countries of the European Union and the Republic of Belarus to the formation of legislation in the field of food safety and the establishment of responsibility for its violation

The article analyzes the approaches of the legislators of Germany, France, Spain and Italy in matters of ensuring the protection of food safety in their comparative analysis with the Republic of Belarus. The tendencies of regulation of liability for ...

Features of the development of pedagogical innovation in the system of professional education within the manifestation of an innovative culture

The article analyzes the approaches to the formation of the concept of “pedagogical innovation”. On the basis of the philosophical definition of innovation, the definition of pedagogical innovation is given, taking into account the goals and objectiv...

The use of information and communication technologies in activity of bodies of statistics (by the example of Uzbekistan)

In the article it is told about a statistics role in development of the country and use of information and communication technologies in activity of bodies of statistics.

Психологические проблемы низкого приоритета участия студентов в информационных интерактивных формах организации учебного процесса

The article discusses the possibility of using electronic resources in educational process. Established problem of low intrinsic motivation, no desire, first-year students to work with the re-sources of an interactive information environment of high ...

Похожие статьи

Actual problems in assessing the quality of university education

The article discusses the problems of assessing the quality of education in higher education. The author indicates the main directions of educational policy, which necessitate the development of objective systems for assessing the quality of educatio...

Особенности подготовки будущих учителей

In the development and improvement of advanced higher education, the study of domestic and foreign experience of education is of great importance. The article reveals the importance of professional training of future teachers. The features of profess...

Organization of the process of creating conditions for the comprehensive development of a child with special education needs in Kazakhstan

This article examined the main problems and aspects of the process of creating conditions for the comprehensive development of a child with special educational needs (hereinafter referred to as SEN). The relevance of the topic is due to the lack of e...

The educator is the fundamental figure in the education system of the Republic of Kazakhstan

The most important strategic direction for updating the educational system of the Republic of Kazakhstan is an educator, who is a significant figure in the modernization of teacher education in accordance with the Law «On the status of the educator»....

Research on the establishment of documented information system of science and technology quality management system in colleges and universities

Documented information is the carrier of quality management system. The establishment of documented information system in science and technology quality management system in colleges and universities can effectively implement the quality management s...

Innovation of agricultural activities theoretical fundamentals of development

The article offers suggestions and recommendations for sustainable development and competitiveness of the industry in the context of modernization and diversification of the economy as one of the main goals of structural and economic reforms in the w...

Approaches of legislators of some countries of the European Union and the Republic of Belarus to the formation of legislation in the field of food safety and the establishment of responsibility for its violation

The article analyzes the approaches of the legislators of Germany, France, Spain and Italy in matters of ensuring the protection of food safety in their comparative analysis with the Republic of Belarus. The tendencies of regulation of liability for ...

Features of the development of pedagogical innovation in the system of professional education within the manifestation of an innovative culture

The article analyzes the approaches to the formation of the concept of “pedagogical innovation”. On the basis of the philosophical definition of innovation, the definition of pedagogical innovation is given, taking into account the goals and objectiv...

The use of information and communication technologies in activity of bodies of statistics (by the example of Uzbekistan)

In the article it is told about a statistics role in development of the country and use of information and communication technologies in activity of bodies of statistics.

Психологические проблемы низкого приоритета участия студентов в информационных интерактивных формах организации учебного процесса

The article discusses the possibility of using electronic resources in educational process. Established problem of low intrinsic motivation, no desire, first-year students to work with the re-sources of an interactive information environment of high ...

Задать вопрос