Одной из главных ценностей государства является — земля. Нормы, регулирующие общественные отношения управления, использования и охраны земли содержатся во множестве нормативно-правовых актов, главный из которых — Земельный Кодекс РФ.
Необходимость внесения поправок в земельное законодательство назревала в России давно, однако точкой отсчета глобальных перемен стал 2015 г., когда в марте вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ». Изменения в земельном праве регулируют такие аспекты, как права юридических и физических лиц на земельные участки, равные права на земельные ресурсы и упрощение всевозможных административных действий.
Но наибольший интерес вызывают нормы земельного законодательства, предоставляющие гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными или муниципальными землями, за счет оформления, так называемых, «прирезок».
Самовольное присоединение это — бесплатное завладение земельным участком. Из практики это вариант присоединения к собственной части земельного участка, часть соседского участка или земли общего пользования. Т. е. владелец огораживает часть земли и начинает ее активно разрабатывать.
Раньше такие действия были запрещены, но это не мешало некоторым гражданам захватывать чужие земельные участки и огораживать своими заборами. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что на законодательном уровне было принято решение позволить гражданам оформить данные «прирезки», но сделать это официально и за небольшую плату [1. гл.V.4].
Обратиться за оформлением «прирезки» может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, однако, юридически оформить присоединенную часть земельного участка, возможно при выполнении некоторых условий:
– на землю не претендуют соседи, она не является общей собственностью;
– площадь самовольно прибавленных квадратов и обобщенный размер участка не выходят за пределы норм, установленных правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны.
Не стоит забывать, что «прирезать» земли лесного фонда, а также береговых полос по-прежнему невозможно.
Согласно изменениям в земельном законодательстве, которые вступили в силу 1 марта 2015 года, прирезки к участкам оформляются без серьезных денежных вложений и длительного сбора бумаг.
Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет «добавить» к имеющемуся, устанавливается собственником земли — государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием — в зависимости от принадлежности данного земельного участка [1. п.5ст.39.28]. Чтобы рассчитать итоговую цену «прирезки», необходимо знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости.
Кадастровую стоимость можно выяснить, например, на сайте Росреестра из Публичной кадастровой карты, при этом необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр, на который ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса [5. п.41]. Форму ответа заявитель может выбрать сам: либо письмо на электронную почту, либо обычное бумажное письмо. В любом из перечисленных случаев, заявителю необходимо будет оплатить госпошлину, а квитанцию о ее оплате обязательно приложить к заявлению.
Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями.
После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган (орган местного самоуправления), в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. Орган местного самоуправления подписывает проект соглашения о перераспределении участка, а затем направляет его заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения и оплатить приобретаемый участок в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа законом не предусмотрены.
Таким образом, начатая в 2015г. земельная реформа, так или иначе, начала действовать, однако, при индивидуальном подходе в оформлении юридических действий, описанных в данной статье, можно столкнуться с рядом проблем. Например, может возникнуть ситуация, когда на один и тот же участок претендуют несколько лиц, либо отсутствует утвержденный порядок решения вопросов, связанных с оформлением земельных участков и т. п. Тем не менее, закон действует и остается надеяться, что его частое применение на практике, разрешит спорные ситуации.
В целом, нововведения Земельного кодекса РФ о перераспределении земли можно оценить положительно, т. к. оформление таких «прирезок» выгодно не только физическим лицам, но и государству, т. к. бюджет получит дополнительные доходы от платы за такие земли, кроме того, земли станут участвовать в обороте более полноценно, а граждане смогут увеличить площадь принадлежащего им земельного участка.
Литература:
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.№ 136-ФЗ.
- Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- от 23 июня 2014г. № 171-ФЗ.
- Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ
- Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 27 февраля 2010 г. № 75).
- Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/ Электронный ресурс.
- http://consultmill.ru/ Электронный ресурс.