Что такое готовность ребёнка к школе? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 21.11.2016

Статья просмотрена: 850 раз

Библиографическое описание:

Потапова, Г. Я. Что такое готовность ребёнка к школе? / Г. Я. Потапова, А. Г. Сорока. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 503-505. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35481/ (дата обращения: 18.12.2024).



Подготовка к школе — процесс многоплановый. Заниматься с детьми надо с младшего возраста и не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками. Учёные выделяют разные виды готовности к школе.

Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику.

К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Он психологически перерастает в игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба, как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Но не только возможность привлекает детей. Для них большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что может сидеть за партой, носить портфель и др. такой интерес тоже важен, поскольку в нём выражено стремление ребёнка изменить своё место в обществе, положение среди других людей.

В течение жизни у нас с вами есть разные виды деятельности: игра, обучение, общение и т. д. От рождения до школы ведущая деятельность у ребёнка — игра. Поэтому, когда у родителей спрашиваешь: «Научились ли ваши дети играть?», обычно все согласно кивают головами и удивляются, почему возник такой вопрос. Вопрос на самом деле очень серьёзный, ведь что такое научиться играть? Это: 1) знать название (про что игра?), 2) правила и штрафы (как играть, соблюдать или нарушать?), 3) количество игроков (сколько и кто что делает?), 4) окончание игры (умение выигрывать и проигрывать).

От того, насколько успешно овладел ребёнок фазой игры, будет зависеть прохождение следующей фазы развития — обучения. Поскольку школа — это большая и долгая игра на 9–11 лет. В ней есть свои правила (общешкольные и классные), игроки (директор, учителя, дети), штрафные санкции (двойки, замечания в дневник), выигрыш (пятёрки, грамоты, награды, аттестат). Особенно важно умение соблюдать правила и умение проигрывать. Многие дети именно эти моменты выполняют с трудом, а при проигрыше бурно эмоционально реагируют: плачут, кричат, кидают вещи. Скорее всего, им неизбежно придётся столкнуться с трудностями в школе. В начальной школе многие учебные моменты проходят в игровой форме именно с этой целью — окончательно дать возможность ребёнку овладеть игрой и полноценно включиться в учёбу.

Важная сторона психологической готовности ребёнка к школе — уровень волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, память, поскольку в учении есть и обязательные «скучные моменты». Ребёнку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т. д.

Будущий первоклассник должен обладать такими качествами: настойчивостью, трудолюбием, устойчивостью, терпением, чувством ответственности, дисциплинированностью от которых зависит, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, не собраны на занятиях, не стремятся добиваться знания, схватывают лишь то, что даётся им без особых усилий.

Иногда взрослые радуются, когда ребёнок считает до 100 и даже более. Не нужно увлекаться счётом д бесконечности. Важно познакомить ребёнка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах 5.

Проводите с детьми наблюдение, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем, наблюдайте с ними за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных, измеряйте глубину лужи, наблюдайте за явлениями природы.

Советы родителям:

‒ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить начатое дело до конца.

‒ Формируйте у детей мысленные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ними, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

‒ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе ними срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки. [3,25]

‒ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

‒ Побеседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет. [1, 235]

Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными занятиями и навыками, грамотой, счётом, решением арифметических задач. Овладении грамотной и элементарными математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Важно чтобы ребёнок умел слышать звуки, слова, осознавать его звуковой состав. Чтение должно быть сметным или по слогам. Побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребёнка придётся переучивать. Так же обстоит дело и со счётом — умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значения числа и бесполезным, если этот навык усвоен механически.

В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению к школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованием старших, умеет ли внимательно слушать отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы. Старайтесь беседовать больше с ребёнком на школьную тему. Сообщаемый материал о школе должен быть не только понят, но и почувствован, пережит им.

Расскажите о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать сознание, создаст положительную установку на учёбу в школе.

Обучение в школе потребует от ребёнка большой физической нагрузке, способность управлять своими движениями, телом. Нередко именно из — за недостаточности физического развития, некоторые дети отстают в учении важно у ребёнка развивать ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью так необходимой для движения успеха в учебной деятельности. Из — за недостаточности развития «мышц ловких» у ребёнка возникают описки, пропуски букв.

Телепередачи старайтесь смотреть вместе с ребёнком и обсуждайте впечатления от увиденного. Потому что дети воспринимают всё не так как взрослые. И вот ещё, что хочется сказать не все дети одинаково овладевают чтением и письмом. Дело в том, что навыки чтения и письма не у всех детей одинаково формируется. Причин этому много, но главная — у ребёнка недостаточна развита речь. К концу дошкольного возраста ребёнок должен уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно используя разные игры, например, разрезать полоски бумаги разного цвета и с помощью их строить модель слова. Тогда ребёнок как бы «увидеть» речь. Важно чтобы он рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно рассказать об изображаемом.

Развивая речь ребёнка, важно вспомнить нелепицы, перевёртыши, небылицы. Их очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребёнка, которая в старшем возрасте становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Интересует такой вопрос: как узнать подготовлена ли рука вашего ребёнка к письму. Чтобы это проверить, предложите ребёнку нарисовать несколько узоров. Начальную часть узора нарисуйте сами, а ребёнку предложите продолжить узор до конца страницы. По правильности рисования вам всё станет ясно.

А для того чтобы определить объём памяти вашего ребёнка предложите ему запомнить числа, сначала 3, затем 4, 5, 6, 7, чем больше ребёнок запоминает цифры, тем выше уровень его памяти.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что — нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки — в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок. Важная задача перед родителями — научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т. д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней. С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

Литература:

  1. Авраменко Н. К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972–48 с.
  2. Агафонова И. Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61–63 с.
  3. Буря Р. С. «Готовим детей к школе М., 1987–93с.
  4. Венгер Л. А., «Домашняя школа» М. 1994–189 с.
  5. Венгер Л. А.. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994–189 с.
  6. Венгер Л. А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970–289 с.
  7. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995–289 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, ваш ребенок, игра, дошкольный возраст, начатое дело, обучение, умение, физическое развитие.


Задать вопрос