This article studied the experience of the organization of free economic zones in China and analyzed their helpful hand to Uzbekistan. On the basis of scientific findings identified types of free economic zones, corresponding to the conditions of Uzbekistan and the proposals for their creation.
Keywords: foreign and local investments, free economic zones, tax incentives, infrastructure, industrial park, a special agricultural zone agricultural holding
Внастоящее время в национальной экономике Узбекистана созданы три свободные экономические зоны, расположенные в Навойинской, Джизахской и Ташкентской областях. Вместе с тем, изучив потенциал других областей, становится понятным, что и они имеют возможность организации различных видов специальных зон. При создании в Узбекистане специальных зон их направления должны разрабатываться, исходя из опыта развитых и развивающихся стран. Для исследования данной проблемы целесообразно изучить богатый опыт Китая.
В связи с чем, основной задачей данного исследования является отбор и распространение китайского опыта в области создания экономических зон, соответствующих условиям Узбекистана.
Опыт Китая показывает, что при создании СЭЗ недопустима гигантомания относительно размеров площади и их освоения. Также большое значение имеет осмысление нереальности получения быстрого эффекта и валютных поступлений от СЭЗ за короткие сроки, осознание необходимости привлечения зарубежных технологий, приобретения опыта и навыков управления. [1] При выборе места расположения СЭЗ следует учитывать, в первую очередь, близость к деловым центрам и рынкам, наличие объектов инфраструктуры, обеспеченность материально-технической базой и другие факторы.
Одной из важнейших в Китае успешно функционирующих свободных экономических зон являются технопарки. [4] Данная форма свободных экономических зон считается перспективной и для Узбекистана. Это обусловлено следующими причинами:
− Во-первых, в целях ускорения внедрения научных разработок в производство технопарки создаются в крупных научных и учебных центрах. И для этого же они обеспечиваются не только современными лабораториями, лабораторным оборудованием, но и минизаводами для подготовки уникальных приборов, машин и оборудования к промышленным условиям.
Наличие таких лабораторий и минизаводов позволяет решить проблемы внедрения современных технологий в производство. Примером в данном направлении может служить студенческий и академический городок в г. Ташкенте, который имеет высокий научно-технический потенциал.
− Во-вторых, технопарки будут организованы в качестве основы для наукоемких отраслей промышленности в независимой Республике Узбекистан, производства электродвигателей, продукции сложных бытовых услуг. Еще одним аспектом опыта КНР в сфере создания СЭЗ, заслуживающим внимания, является зона свободной приграничной торговли. Организация зон свободной приграничной торговли на территориях пересечения границ республики Узбекистан с другими странами даст возможность не только усиления интеграционных связей между странами, но и существенного повышения внешней торговли республики. Для развития таких форм свободных экономических зон на территории пересечения Андижанской и Ошской, Ташкентской и Чимкентской областей и других районов требуется создание условий, необходимых для развития приграничной торговли. Несмотря на то, что формирование таких свободных экономических зон требует учета множества факторов, данное направление остается одной из перспективных сфер.
Заслуживает внимание также и опыт КНР в сфере туризма. Зоны международного туризма считаются источником крупных валютных доходов. [9] У нас же в стране возможно ускоренное развитие зон международного туризма в Самарканде, Бухаре, Хиве, в ряде городов Ферганской области, а также в городе Ташкенте и Ташкентской области. Это, в свою очередь, может обеспечить страну крупными валютными поступлениями, а также окажет положительное влияние на решение проблемы занятости.
Следует также подчеркнуть, что прямое использование Китайского опыта организации СЭЗ не совсем целесообразно. Дело в том, что успешное развитие СЭЗ в КНР объясняется рядом факторов, среди которых можно выделить:
− удобное геоэкономическое расположение СЭЗ с точки зрения выхода на море в Северо-Восточных, Восточных и Юго-Восточных районах Китая;
− близость КНР к основным потребителям товаров и услуг, производимых в СЭЗ и географическая близость стран, поставляющих современную технику и технологию для Китая;
− наличие таких мощных с финансово-экономической точки зрения государств, как Тайвань, Макао, Гонконг, являющихся неотъемлемой частью КНР. Эти страны уже на начальном этапе экономических реформ в КНР обладали большими объемами свободного капитала для осуществления инвестиций в экономику Китая;
− высокая доля населения в Малайзии, Индонезии, Филиппинах и других новых индустриальных странах Южно-Восточной Азии состоит из китайцев. Выходцы из Китая имели крупный капитал и оказали значительное влияние на финансово-экономическую жизнь упомянутых стран.
В связи с этим многие страны мира проявляют интерес к осуществляемым в Китае экономическим реформам и политике «открытых дверей» [9], а также опыту создания свободных экономических зон.
Основываясь на китайском опыте, а также исходя из цели и задач на территории Республики Узбекистан целесообразно создание следующих видов свободных экономических зон:
− СЭЗ на приграничной территории Ташкентской, Андижанской областей с Казахстаном и Киргизстаном;
− свободные туристические зоны в Самаркандском, Хивинском и Бухарском направлениях;
− создание технопарков (по ядерной физике, биологии, инновационным технологиям) в Паркентском районе Ташкентской области;
− организация специальных аграрных зон, агрохолдингов на территории Джизакской и Сырдарьинской областей и развитие на их основе скотоводства, рыболовства, птицеводства и экспорта продукции.
С учетом вышесказанного, мы считаем, что факторами использования в Республике Узбекистан Китайской стратегии развития экономики являются:
− увеличение объемов инвестиций, рациональное и эффективное использование инвестиционных средств, поступающих в страну, путем организации свободных экономических зон, подобных китайским, с формированием при этом определенной системы льгот и благоприятного инвестиционного климата;
− организация местного производства новых направлений в сельском хозяйстве, являющейся основной отраслью(как скотоводства);
− увеличение торгового оборота готовой продукции и полуфабрикатов с рынками Азиатского континента за счет расширения географии внешнеторговых отношений Узбекистана(Экспорт готовой продукции как трикотаж и сухие продукты на страны как Киргизстан, Казахстан и в Россию);
− направление привлекаемых инвестиций на осуществление структурных преобразований в Узбекистане, модернизацию, техническое и технологическое обновление производства;
− создание новых рабочих мест за счет формирования совместных экспортоориентированных предприятий в сельских территориях Узбекистана с участием иностранных инвестиций.
Литература:
- Абдурахманова М. Улучшение государственной поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства. Диссертация для степени кандидата экономических наук. Ташкент 2012. 198 с.
- Бао В. Ц. 對政府的2012年工作報告 «Доклад о работе правительства в Китае 2012 г». // Официальный сайт Центрального народного правительства КНР [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gov.cn/test/2012–02/15/content_2067314.htm. Дата доступа: 01.12.2012.
- Бин С. Д. 中國經濟特區的歷史 «История создание специальных экономических зон в Китае» / Дун Бинь Су // Гуандун Экономическая пресса [Китай]. 2001. С. 51–56.
- Дэ В. Ф. 印度和政策,由經濟特區通過了加速 «Индия и процесс политики принятой специальной экономической зоны» // Сычуаньский университет философии и социальных наук [Китай]. 2006. № 4. С. 7.
- Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год Http://Www.Press-Service.Uz/Uz/News/4875/
- Лэй Чж. 在印度//南亞研究經濟特區分析 «Анализ специальной экономической зоны в Индии» // Южно-Азиатские исследования [Китай]. 2011. № 3. С. 2.
- 中國經濟網經濟特區:歷史地位和意義 «Китайские экономически чистые специальные экономические зоны: исторический статус и смысл» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.china.com.cn/rollnews/2010–09/10/content_4239349.html.
- Создание специальных экономических зон в Республике Узбекистан. Аналитический доклад. — Т.: Узбекистан. 2008. 35 с. http://cyberleninka.ru/article/n/uzbekistan-vazhnye-shagi-na-puti-integratsii
- Создание СИЭЗ «Навои». //СИЭЗ «Навои» // www.feiz.uz