Сегодня на фоне реформ в области образования и обеспечения комплексной безопасности на руководителей образовательных учреждений возлагается особенная ответственность.
Под безопасностью в системе образовательных учреждений необходимо, в первую очередь, понимать минимизацию рисков таких чрезвычайных происшествий как пожары, катастрофы экологического и техногенного характера, терроризм, экстремизм.
Во вторую очередь, под данным термином следует определять мероприятия, направленные на снижение рисков травматизма, а также формирование условий труда и учебы. А также, конфиденциальность информации и данных участников образовательного процесса.
Роль руководителя любого образовательного учреждения в рамках обеспечения безопасности участникам образовательного процесса заключатся в корректной оценке внешних факторов, которые могут угрожать жизни, здоровью детей и взрослых, которые находятся на территории учреждения и их предотвращении.
Основным инструментом руководителя для оценки и предотвращения возможной опасности и угроз в адрес образовательного учреждения служит Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
В наше время комплексная безопасность служит важным показателем уровня образовательной системы. Наиболее важными ресурсами в любом учреждении образовательного характера являются именно люди, чья безопасность для руководителя должна быть приоритетным направлением в работе.
Все предметы труда и учебы участников образовательного процесса требуют особенного внимания и контроля, а значит, со стороны руководителя учреждения должны быть предприняты необходимые и полные меры для установления и обеспечения мер для безопасности учеников, учителей и технического персонала посредством регулирования охраны труда. Положения по охране труда в образовательных учреждениях должны быть прописаны на уровне Устава, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка и так далее.
Обязанности по организации безопасных условий труда, обучения правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, проверки знаний сотрудников и воспитанников лежит, в первую очередь, на руководителе образовательной организации.
Охрана труда включает в себя в рамках образовательной системы обеспечение безопасности на уровне электробезопасности, пожарной безопасности, проведения уроков по правилам дорожного движения, гражданской обороны и устранения чрезвычайных происшествий. Также руководителем образовательного учреждения должны быть приняты максимальные меры для защиты против терроризма и конфиденциальности персональных данных всех участников образовательного процесса.
Система комплексной безопасности образовательного учреждения включает:
— формирование культуры безопасности. Необходимо проведение совещаний с преподавателями и уроков с учениками относительно данной тематики;
— приобретение в учреждение необходимого современного технического оборудования;
— осуществление плановых мероприятий по антитеррористической защищенности;
— обеспечение образовательного учреждения оперативной охраной;
— организация контрольно-пропускного режима;
— соблюдение правил пожарной безопасности;
— формирование всех необходимых условий для охраны труда и учебы;
— взаимодействие с правоохранительными органами;
— финансово — экономическое обеспечение мер и мероприятий КБОУ;
— обучение учеников основам жизнедеятельности посредством обучения урокам ОБЖ.
В качестве основных требований к организационной структуре комплексной безопасности образовательных учреждений необходимо обозначить следующее:
— образовательное учреждение должно быть обеспечено дежурными группами экстренного реагирования, чьи должностные обязанности состоят в оперативном контроле и регулировании чрезвычайных происшествий;
— должен быть установлен четкий структурированный регламент, регулирующий деятельность должностных лиц структуры безопасности образовательного учреждения;
— профессиональное обучение всех сотрудников подразделений безопасности.
Для продуктивного решения проблем в области комплексной безопасности образовательного учреждения, необходимо дифференцирование угроз по степени на качественном уровне и согласно данному разделению, определения содержания практических мероприятий.
Таким образом, под комплексной системой безопасности необходимо понимать защиту образовательного учреждения от опасностей социальной, технической и природной направленности. Роль руководителя любого образовательного учреждения заключается в обеспечении безопасных условий для проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.
Литература:
- Астафьев Н. Н. Роль руководителя в обеспечении безопасности учебного учреждения / Н. Н. Астафьев // Педагогика и психология. — 2016. — № 3. — с. 10–20.
- Артищев В. А. Охрана труда в учебном учреждении / В. А. Артищев // Педагогика и психология. — 2015. — № 5. — с. 20–30.
- Архипов В. А. Реформы в области образовательного учреждения / В. А. Архипов // Журнал о современной педагогике. — 2016. — № 4. — с. 30–33.
- Самойлов В. В. К вопросу о комплексной безопасности в системе образования / В. В. Самойлов // Педагог. — 2016. — № 2. — с. 40–54.