В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стрессовых реакций у студентов в период адаптации первого года обучения. Выявлены такие аспекты, как склонность первокурсников к стрессу, уровни и регуляция стресса. Предложены варианты борьбы со стрессом.
Ключевые слова:стресс, признаки стресса, дистресс, эустресс, студенты
В современном мире такое явление, как стресс приобретает всё большую актуальность. Каждый из нас в своей жизни переживает определённые стрессовые ситуации. Сейчас этот научный термин звучит намного чаще, чем несколько десятилетий назад. Ведь стресс является сильнейшим напряжением организма, а также причиной многих заболеваний, как соматических, так и психологических. Впервые в науку термин стресс ввёл канадский врач Г. Селье. Согласно его теории стрессов, стресс рассматривается как постоянное состояние напряженности человеческой психики, вызванное большим или меньшим несоответствием стиля жизни человека способам реагирования на него нервной системы [3, с. 356]. Исследованием проблемы стресса занимались такие отечественные и зарубежные учёные, как Д. Майерс, Р. Лазарус, Л.Леви, Р.Ланьер, В. И. Медведева, Ю. В. Щербатых.
Необходимо отметить, что стресс имеет не только негативные, но и позитивные проявления. Г.Селье различает два вида стресса: эустресс и дистресс. Положительный стресс именуют эустрессом, эвстрессом (греч. eu — хорошо) или эйфорическим стрессом. Отрицательный стресс обозначают словом дистресс (греч. dis — плохо). К данному виду относят все остро или хронически возникающие ситуации, которые вы ощущаете для себя неудовлетворительными, угрожающими или устрашающими [1, с. 107]. Степень влияния стресса на организм может быть самой разнообразной: от лёгкого раздражения до тяжелого психологического или соматического расстройства. Но нельзя говорить о том, что стресс является злом, он также является и очень нужным и важным адаптационным механизмом. Он помогает нам тренировать и закаливать свою психику, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.
Можно выделить несколько признаков стресса, которые характерны для большинства людей:
– повышенная возбудимость;
– несильно выраженные головные боли;
– раздражительность;
– тревожность;
– переутомление;
– потеря аппетита.
Абитуриент, поступивший в ВУЗ, сталкивается не только с новыми условиями жизни, но и со многими трудностями. Студенты — первокурсники зачастую испытывают состояние дезадаптации в складывающихся жизненных обстоятельствах, это связано с непривычно организованными учебными нагрузками, возможной сменой места жительства и, конечно, полной самостоятельностью. Все эти условия делают студентов уязвимыми перед различными стрессовыми ситуациям. Они подвержены влиянию стресса в значительной мере, нежели студенты — старшекурсники, которые адаптировались и проявляют большую устойчивость к стрессу. Это показано в исследованиях В. А. Маниной.
В эмпирическом исследовании приняли участие студенты — первокурсники ФГБОУ Оренбургский ГАУ юридического факультета в количестве 55 человек. Данное исследование состоит из трёх этапов. Цель первого — определить склонность к развитию стресса. Цель второго — выявить уровни стресса. Цель третьего — указать уровни регуляции в стрессовых ситуациях. В исследовании использовались три методики: Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т. А. Немчину и Тейлору), Шкала психологического стресса PSM-25, Диагностика состояния стресса (А. О. Прохоров). [2, с. 24]
На первом этапе работы было проведено тестирование студентов при помощи опросника, определяющего склонность к развитию стресса. Полученные результаты проведенного этапа можно изложить на графике:
Рис. 1. Склонность к развитию стресса (в % от числа опрошенных, N=55)
Итак, на данном графике видно, что у 11 % респондентов наблюдается низкий уровень склонности к стрессу, у 69 % наблюдается средний уровень — это предполагает развитие эустресса, т. е. позитивного стресса. У 20 % спрогнозирован высокий уровень — здесь может наблюдаться у студентов дистресс, что означает длительное пребывание в состоянии стресса, когда человек значительно переутомляется или постоянно испытывает выраженные негативные эмоции: тревогу, волнение. В любом случае дистресс ведет к истощению организма и вредит здоровью. На данном этапе можно сделать вывод, что более 50 % имеют средний уровень склонности к стрессу, 20 % имеют высокий уровень стресса. Это свидетельствует о предрасположенности первокурсников к проявлению состояния стресса.
Второй этап исследования состоит в определении уровня стресса студентов. Студентам было предложено ответить на вопросы методики «Шкала PSM — 25». Уровни стресса исследуемой студенческой молодёжи представлены в диаграмме:
Рис. 2. Уровни стресса исследуемой молодёжи (в % от числа опрошенных, N=55)
Гистограмма показывает, что у 36 % студентов наблюдается низкий уровень стресса, у 53 % — средний, а 11 % опрашиваемых имеют высокий уровень стресса. Из этого можно сделать вывод, что более половины исследуемой выборки имеет средний уровень стресса, что ведёт к снижению эффективности деятельности и отрицательному воздействию на организм личности, поэтому необходимо снижать уровень стресса.
Третий этап исследования заключается в выявлении особенностей переживания стресса: степени самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Студентам предлагается ответить на вопросы, представленные в опроснике «Диагностика состояния стресса (А. О. Прохоров)». Уровни регуляции в стрессовых ситуациях представлены ниже в графике:
Рис. 3. Уровни регуляции в стрессовых ситуациях (в % от числа опрошенных, N=55)
По данным графика видно, что у 53 % опрашиваемых умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Это означает, что человек не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек «выходит из себя»). У менее 10 % исследуемых студентов наблюдается высокий уровень регуляции, а значит — человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоций. Как правило, такие люди не склонны раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях. Остальные 38 % респондентов имеют слабый уровень регуляции, то есть — такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции в стрессе. Можно сделать вывод, что большинство студентов самостоятельно не могут справляться со стрессовыми ситуациями, которые у них возникают.
Проведенное психологическое исследование, посвященное изучению особенностей стрессового состояния у студентов, было основано на различных теоретических разработках отечественных и зарубежных авторов.
Проанализировав все полученные результаты, можно сделать следующий вывод.
Было выявлено, что для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. Но в процессе исследования была выявлена проблема регуляции стресса у студентов. Для ёё решения можно предложить некоторые приёмы борьбы со стрессом:
– Хобби (чтение книг, кулинария, рисование);
– Релаксация — заняться медитацией, плаванием;
– Прогулки на свежем воздухе;
– Общение с близким человеком, психологом, родными и друзьями;
– Развлечения — музыка, игры, фильмы;
– Соблюдение режима труда и отдыха, правильное питание, здоровый сон.
От самого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.
Результаты исследования выявляют склонность студентов-первокурсников к стрессу, низкий самоконтроль в стрессовых ситуациях — всё это благоприятная почва для коррекционной работы, которую должна вести психологическая служба ВУЗа, кураторы, педагоги. Возможно, пути решения этой проблемы также кроются во внедрении в учебный процесс тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий.
Литература:
- Королев, Л. М. Психология управления /Л. М. Королёв. — М.: Дашков и К, 2011. — 188 с.
- Куприянов, Р. В. Психодиагностика стресса: практикум / Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина. — Казань: КНИТУ, 2012. — 212 с.
- Семенов, А. К. Теория менеджмента: Учебник для бакалавров. / А. К. Семенов, В. И. Набоков.— М.: Дашков и К, 2015. — 492 с.