Российская молодежь наиболее сильно подвержена девиантному поведению, ведет безнравственную и бездуховную жизнь, у многих отсутствует конкретные социальные цели В этой связи приобретают особую важность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи. В Послании Президента Федеральному собранию на 2013 г. В. В. Путин отметил необходимость укреплять духовно-нравственную основу общества.
Цели, ценности, подходы и содержание к духовно-нравственному воспитанию молодежи нашли прямое отражение в проекте «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, который введен в действие с 1 января 2010 г. Стандарты открывают перед социальными субъектами возможности участия в управлении процессами воспитания и социализации детей и молодежи и сами призваны выступать эффективным и постоянно действующим механизмом консолидации российского общества. Единство социального и педагогического управления воспитанием подрастающего поколения может быть рассмотрено как фундамент формирования духовно-нравственных идеалов современной молодежи.
В настоящее время студенты аграрных вузов испытывают нехватку духовно-нравственных ценностей.
Подтверждению тому, служит опрос среди студентов, обучающихся в ГАУ Северного Зауралья. Данное исследование проводилось со студентами первого курса агроинженерных направлений подготовки. Средний возраст респондентов 17.5 лет. Всего в опросе принимало участие 75 человек. Респондентам было предложено всего четыре вопроса, с помощью которым выявлялся уровень нравственной мотивации. Такие как:1. Если кто-то плачет, то я.2. Я с другом играю в настольный теннис, к нам подходит мальчик лет 10, и говорит, что у него нет такой игры.3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.4. Ваш одногруппник на вас обиделся вы. В ходе опроса было выявлено, что 23 % высокий уровень нраственной мотивации. Это говорит о том, что кураторам данных студенческих групп нужно направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание.
Усложнение социальных процессов, глобальные кризисы требуют более активных, решительных, адекватных современной ситуации мер в отношении молодежи. Отмечаются такие негативные явления в молодежной среде, как алкоголизм, наркомания, преступность, другие социальные девиации, молодежный экстремизм и др. Автором статьи в марте 2014 был проведен опрос среди студентов, обучающихся в ГАУ Северного Зауралья. Приняло участие 139 респондентов, первого года обучения на очной форме. В ходе анкетирования были выявлены основные причины обращения к алкоголю, табаку или наркотическим средствам среди студенческой молодёжи: 98 % — снятие стрессов; 2 % — способ поднять себе настроение, чтобы стать более общительными.
Поскольку основной причиной явился стресс, представляет интерес распределение ответов респондентов на следующий вопрос: «Что вы делаете в стрессовой ситуации?» Оказалось, что если возникает такая ситуация, большинство «уходят в себя» (35,46 %); 15,6 % просят утешения у родителей; 8,5 % — выпивают; 2,13 % — думают о суициде; 0,71 % — принимают наркотики [1]
Таким образом, нравственное воспитание молодежи сегодня как никогда востребовано
Современное понимание духовно-нравственного воспитания сводится к таким характеристикам, как целевая направленность на формирование различных компонентов нравственной сферы личности с приоритетом становления структур нравственного сознания, ориентация на нравственные и социальные ценности конкретного окружения, выраженность уровня нравственной воспитанности в поведении, признание значимости субъектной позиции воспитанника и действенности личностно-ориентированных технологий. Понятие «духовно-нравственное воспитание» включает и гражданское воспитание, и патриотическое воспитание, таким образом, нравственное воспитание — это воспитание отношений человека к себе и к миру.
Воспитание существует одновременно как общественно-историческая необходимость и как феномен субъективного самопроявления, как самостановление личности и индивидуальности. Человек способен совершать свободный выбор, принимать самостоятельные решения, нести за них всю полноту ответственности. Он может быть свободным, убежденным, восстающим против всего того, что противно его мысли, чувству, совести и воле. В воспитании человека сталкиваются, противостоят, переплетаются, содействуют или противодействуют друг другу две формирующие личность тенденции. С одной стороны, воспитание проявляется как общественная необходимость, с другой — как свобода, феномен активно-творческого, личностно-индивидуального самоуправления человека. Борьба, противостояние, взаимодействие, взаимодополнение или гармония этих тенденций составляют самую суть основного педагогического противоречия, движущую силу формирования человеческой личности
Воспитание призвано укреплять у подрастающего поколения веру в святость и незыблемость норм общественной морали, формировать ядро нравственности в детских душах. Педагогикой допущены и не исправляются две существеннейшие ошибки. Первая ошибка состоит в том, что в теории воспитания не определены такие важнейшие понятия, как мораль, моральные нормы, нравственность, внутренняя нравственная свобода и ответственность, свобода нравственного выбора. В результате неясности и смешения понятий произошло и смешение реальных явлений: морального и нравственного воспитания. В области нравственного воспитания, без четкого представления о его сути, характере процесса и результатах, все внимание уделяется лишь содержанию, формам, методам.
Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование. Она образуется из глубоко личных интеллектуально-эмоциональных убеждений, самостоятельно вырабатываемых, контролирующих потребности и мотивы, определяющих интересы, направленность личности, ее духовный облик и образ жизни. Нравственность как состояние духа детерминирует поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает устоять против негативных внешних воздействий и противодействий. Нравственное сознание утверждает в душе ребенка идеи правды, справедливости и добра.
Служение внутренним нравственным убеждениям, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом и обеспечивает уважение к самому себе. Нравственность возникает как совокупный продукт материально-духовного, социального бытия человека. В ней есть то духовное, общее для всех нравственных людей, что составляет ее стержень и что выражается в принципах жизнедеятельности интеллектуально-нравственно свободной, совестливой и ответственной личности.
Среди них Б. Т. Лихачев называет: идейность, духовность, убежденность; внутреннюю свобода выбора поведения и принятия нравственного решения, диктат совести; автономность, самостояние, верность убеждениям и самому себе как духовной и социально ответственной личности; терпимость к инакомыслию и вместе с тем активное духовное противостояние заблуждениям; гибкость нравственного мышления, способность к ломке моральных догм, запретов, стереотипов, к ценностной переориентации на основе истины и правды жизни; неколебимое стояние за истину с меньшинством или в одиночестве, против большинства, а также и с большинством против меньшинства; веру в человека духовного как в высшую ценность и цель существования, в его способность к полному раскрытию своих сущностных сил и к самореализации; стремление к коллективности как единственному средству распространения и утверждения в людях нравственного начала [2].
Духовно-нравственные качества проявляются в поведении и деятельности человека, определяют его отношения с окружающим миром и другими людьми. Любое нравственное качество личности выступает как неразрывное (взаимосвязанное) единство двух ее сторон: внутренней и внешней, которые выражаются в его структурной и содержательной характеристиках.
В системе духовно-нравственного воспитания выделено два аспекта: объективно-технологический, определяемый целостностью и единством целей, содержания, методов, средств и форм организации воспитания нравственных качеств, их жесткими структурными и содержательными связями, отражающими определенный порядок осуществления процесса нравственного воспитания, где определение последующих компонентов невозможно без осознания предшествующих, и субъективно-личностный, отражающий роль каждого из субъектов воспитания в организации и функционировании, характеризующий взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между ними. Все компоненты процесса духовно-нравственного воспитания упорядочены по отношению к целям, которые, будучи сложными интегративными психологическими образованиями, конкретизируются в содержании воспитания, выражающем его частные цели, представленные как совокупность более простых нравственных качеств и привычек, характеризующих нравственность личности на конкретном этапе возрастного развития. Процессуальные основы духовно-нравственного воспитания определяются непосредственно не целями и содержанием духовно-нравственного воспитания, а его воспитательными задачами, которые отражают основные направления воспитательного воздействия на формирование содержательно-структурных компонентов нравственного качества. В соответствии с воспитательными задачами конкретизируются методы воспитательной работы, при этом структурно-содержательные компоненты нравственных качеств выступают основой их классификации [3]
Активное участие студентов в разнообразные виды деятельности и активный диалог (деловые игры, дискуссия, откровенные разговоры, студенческие конференции, встречи с выдающимися и знаменитыми людьми, мастер-классы, эссе, чтение книг) определяет результативность процесса формирования духовно-нравственных ценностей, содействует развитию у студентов положительного отношения к учебе, окружающим людям.
Литература:
- Гончаренко О. Н., Мальчукова Н. Н. Студенческая молодежь аграрного вуза и девиантное поведение Агропродовольственная политика России. 2014. № 12(24) С78–80
- Лихачев Б. Т. Философия воспитания: спец. курс / Б. Т. Лихачев. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. С.68
- Чекина Е. В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е. В. Чекина. — Гродно: ГрГУ, 2008. С. 14–15.