В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».
Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагог дошкольного образования, качество дошкольного образования
Современная система образования выдвигает необходимость повышения квалификации и профессионального уровня педагога, т. е. его профессиональной компетентности.
В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятия «компетентность». Так, А. И. Турчинов понимает под компетентностью наличие профессионального опыта, имеющегося у человека, осуществляющего деятельность в рамках компетенции конкретной должности [6].
М. А. Чошанов определяет компетентность как специфическое качество, характеризующее совокупность профессиональных знаний и умений, выражающихся в следующем:
1) знания компетентного педагога постоянно обновляются, являются оперативными и мобильными;
2) компетентность отображает единство и взаимосвязь содержательного компонента — знаний и процессуального — умений;
3) компетентность предполагает оптимальность выбора решения ситуаций в деятельности и его аргументации (критическое мышление) [7].
Автор подчеркивает, что компетентность — это не только владение знаниями, но и готовность решать задачи и владение способами их решения. Он представляет компетентность как совокупность трех признаков:
− мобильность знаний, обладание оперативными и мобильными знаниями;
− гибкость метода, как умение применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время;
− критичность мышления — способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное и аргументировано опровергать ложные.
«Стратегия модернизации российского образования» определяет компетентность как взаимодействие когнитивного и операционально-технологического компонентов — с одной стороны, а с другой единство мотивационного, этического, социального и поведенческого компонентов данного понятия. Кроме того, данное понятие включает в себя знания и умения, систему ценностных ориентаций, привычки и т. д.
Современные исследования обогатили понятие «компетентность», включив в него наличие у специалиста личностного отношения к своей деятельности.
Понятие «профессиональная компетентность» так же не имеет единого определения. Так в словаре-справочнике терминов нормативно-технической документации «профессиональная компетентность — обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), а также положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области деятельности».
Психологический словарь трактует понятие профессиональной компетентности как отношение к успешной профессиональной деятельности, ее значению и определенным специфическим задачам в совокупности со всеми знаниями и навыками, используемыми при ее осуществлении [4].
Определение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования давали в своих работах многие ученые — А. М. Бородич, Р. С. Буре, А. И. Васильева, Е. А. Гребенщикова, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Е. А. Панько, В. А. Петровский, Л. В. Поздняк, Л. Г. Семушина, В. И. Ядэшко и др. Анализ этих работ дает возможность выделить качества, которые должны быть в арсенале современного педагога:
− потребность в личностном развитии и креативность;
− мотивация и готовность к инновациям;
− принятие современных приоритетов дошкольного образования;
− способность и потребность в рефлексии.
Сорокина Т. М. понимает профессиональную компетентность педагога как единство его теоретической и практической готовности к реализации педагогической деятельности. В основе педагогической деятельности специалиста лежит компетентность, которая рассматривается автором как одна из ступеней профессионализма и понимается как способность на разных уровнях решать различные типы педагогических задач.
Профессиональная компетентность современного педагога дошкольной организации представляет собой совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, которые дают ему возможность справляться с определенной программой и различными ситуациями, которые могут появиться в образовательном процессе дошкольной организации. Решая эти ситуации, педагог совершенствует свои общие и специальные способности, содействует практической реализации задач собственного развития.
Таким образом, профессиональная компетентность комплекс профессионально значимых как для отдельной личности, так и для общества качеств, необходимых человеку для реализации себя в разных видах трудовой деятельности.
С точки зрения психологии «компетентность» включает в себя знание, умение, навыки, а также способы осуществления деятельности (А. П. Журавлёв, Н. Ф. Талызина, Р. К. Шакуров, А. И. Щербаков).
В. Г. Суходольский под профессиональной компетентностью педагога понимает способность к успешному выполнению профессиональной деятельности, которая определяется требованиями определенной должности, опирающейся на фундаментальное образование, эмоционально-ценностное отношение к педагогической деятельности. Так же данное понятие включает степень овладения профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками [5, с. 74].
То есть, компетентность — это совокупность теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности. А профессиональная компетентность — это есть профессионализм и мастерство педагога.
Анализ работ В. Ю. Кричевского, Ю. Н. Кулюткина, Т. И. Шамовой, К. Н. Ахлестина позволил определить профессиональную компетентность педагогов образовательного учреждения как целостную систему, состоящую из множества элементов, одним из которых является его управленческая культура
Необходимо указать, что в структуре профессиональной компетентности взаимодействуют такие компоненты, как морально-нравственный, познавательно-творческий, коммуникативный [2].
Содержанием морально-нравственного компонента является опора на такие категории как моральное сознание (моральный принцип, моральная норма, этическая категория, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор и т. д.); нравственные отношения (нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация и др.); моральная практика (реализация на практике тех или иных нравственных качеств).
Познавательно-творческий компонент профессиональной компетентности характеризуется использованием нестандартных, оригинальных, оптимальных, рациональных приемов, средств и их сочетание; направленностью, нацеленностью, сосредоточением субъекта профессиональной деятельности на поиск нового способа, приема решения возникающих творческих специальных задач и их реализацию.
Коммуникативный компонент профессиональной компетентности выступает в владении специалистом способами вербального и невербального обмена информацией; способности проводить диагностирование личностных свойств и качеств собеседника; вырабатывать стратегию, технику и тактику взаимодействия с людьми; организовывать совместную деятельность людей для достижения определенных социально-значимых целей; идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относиться к нему.
Обращаясь к базовой компетентности учителя, следует отметить, что она заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становиться возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Все остальные более частные компетенции вытекают из общей и являются ее составными частями [1].
Процесс становления педагога и овладение им специальностью на уровне знаний и профессиональной компетентности наряду со знаниями, умениями и навыками предполагает также формирование профессиональных качеств, необходимых для профессионального становления специалиста. Этим характеризуется его квалификация.
Под квалификацией С. О. Демченко понимает «часть компетенции специалиста, которая означает интегральное качество личности, объединяющее специальные знания и умения, индивидуальные способности, отношения к деятельности и к социальному окружению» [3, с. 45].
Такая трактовка квалификации акцентирует внимание на способности специалиста действовать осознанно, самостоятельно и ответственно. В этой связи, профессиональная компетентность педагога рассматривается как гармоничное сочетание знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения; методов и приемов реализации образовательных программ в культуротворческой педагогической деятельности; культурном развитии и саморазвитии педагога; его умения и готовности находить и реализовывать творческие варианты решения различных педагогических ситуаций; накапливать и передавать культурный педагогический опыт.
В государственном стандарте высшего профессионального образования профессиональная компетентность педагога представляет собой совокупность: общепрофессиональных компетенций (ОПК), характеризующих уровень владения знаниями предмета и умениями в области профессии, т. е. базовые знания предмета и профессиональных компетенций (ПК), определяющих уровень владения специальными, характерными только для данной профессии компетенциями. Структура профессиональной компетентности педагога определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями в профессии, характеризующими его мотивы и предпочтения, умение ценить знания, опыт, отношения с людьми в профессии.
Таким образом, повышение качества дошкольного образования находится в тесной зависимости от профессионализма педагогического коллектива. Современное состояние образования предъявляет требования профессиональной компетентности педагога, к уровню его профессионализма. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОО.
Литература:
- Абрамова Г. С. Практическая психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 356 с.
- Барабанщиков А. В. Проблемы педагогической культуры: о педагогической культуре преподавателя высшего учебного заведения. — Вып.1. — М.: Военное издательство, 1980. — 280 с.
- Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения. — СПб.: Издательство «Речь», 2005. — 140с.
- Социальная психология. Cловарь / Под. ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 176 с.
- Суходольский Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. — Л.: Издательство ЛГУ, 1976. — 120с.
- Турчинов А. И. Дополнительное профессиональное образование и проблемы формирования и реализации профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих. [Электронный ресурс]// Образование и общество. 2006. № 6. URL: http://www.education.rekom.ru/6_2006/4.html
- Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. — М.: Народное образование, 1996. — 160 с.