В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых педагогов через реализацию модели методической помощи.
Ключевые слова: качество образования, профессиональная компетентность, педагог дошкольного образования, модель методической помощи
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало первым уровнем основного образования. Это свидетельствует не только о признании роли дошкольного образования в развитии подрастающего поколения, но и об увеличении требований к дошкольному образованию. Одним из условий повышения качества обучения и воспитания детей, согласно ФГОС ДО, является профессиональная компетентность педагогов, так как от них требуется готовность и способность к многогранной творческой работе, эффективной организации образовательного процесса, саморазвитию, удовлетворению запросов общества в обеспечении качества дошкольного образования.
Профессиональная компетентность современного педагога дошкольной организации представляет собой совокупность общечеловеческих и профессиональных установок, которые дают возможность не только эффективно управлять образовательным процессом, но и решать успешно справляться с трудностями, возникающими в процессе решения задач профессиональной деятельности. Это, безусловно, влияет на совершенствование профессиональной компетентности педагога, развитие педагогических способностей.
На современном этапе развития образования компетентностный подход является ведущим направлением в деятельности педагога ДОО. Профессиональная компетентность воспитателя детского сада представляет собой совокупность знаний, навыков, опыта, владения способами и приёмами работы, необходимых для эффективного выполнения должностных обязанностей педагога-воспитателя.
Вопросами совершенствования профессиональной компетентности педагогов занимались такие ученые, как Е. В. Бондаревская, Р. Х. Гиьмеева, Е. Ю. Зхарченко, Э. Ф. Зеер, Е. М. Иванова, А. А. Кочетов, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин и др. Ими отмечается, что та система повышения квалификации педагогов, которая существует в образовательных организациях не способа в полной мере обеспечить современные требования к уровню профессиональной подготовки педагога. В свете решения проблемы совершенствования профессионализма педагогов и повышения их квалификации важным является решение вопросов, связанных с обеспечением условий, способствующих повышению квалификации педагогических кадров внутри самих образовательных организаций. Совершенствование профессиональной компетентности педагога представляет собой непрерывный процесс, сопровождающий его в течение всего профессионального пути.
Ученые определяют компетентность, с одной стороны, как ряд обязанностей, которые определяют ответственность в выполнении практических задач должностного лица, с другой стороны — как знание, опыт, умение самого должностного лица, т. е. способность к осуществлению данным должностным лицом определенных обязанностей (В. И. Байденко, А. С. Белкин, Л. В. Занин, Н. П. Меньшикова, В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, И. П. Смирнов, К. М. Ушаков, Н. Н. Хридина, А. В. Хуторской и др.).
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегии развития российского образования, ФГОС дошкольного образования.
Рассматривая все основные документы регулирующие дошкольное образование можно отметить, что изменение дошкольного образования выдвигает в первую очередь не формальную принадлежность специалиста — педагога к его профессиональной деятельности, а занимаемую им личностно — ориентированную позицию, которая обеспечивает индивидуальное отношение к профессиональному труду.
Данная позиция ориентирует молодого педагога на принятие современных потребностей, мотивов, а также способов и методов взаимодействия как с ребенком, так и со всеми звеньями дошкольного образования.
Современная образовательная стратегия ориентирует педагогов дошкольного образования на овладение профессиональными компетенциями, что определяет ведущее направление работы с педагогическими кадрами как непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов.
Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования представляет собой комплекс компетенций: методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, презентационную, Икт — компетентность, эмоциональную компетентность.
Отдельно следует выделить ИКТ — компетентность, которая необходима для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Это свидетельствует о том, что современные педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
На пути совершенствования и развития профессиональной компетентности молодому педагогу придется пройти следующие этапы:
Однако ни один из перечисленных этапов не будет эффективным, если педагог не испытывает потребности в повышении собственной профессиональной компетентности. Отсюда следует, что необходимо обеспечить создание благоприятных условий для педагогического роста и стимулировать внутреннюю мотивацию молодых педагогов. Проблема управленческого содействия молодым педагогам является сегодня достаточно актуальной.
С целью совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОО нами была разработана система управления качеством образования в условиях детского сада — модель методической помощи, под которой мы понимаем систему элементов, направленных на развитие профессиональных педагогических знаний и умений, а так же систему контроля за формированием профессиональной компетентности педагогов.
Работа ДОО в режиме развития дает возможность переосмыслить и по-новому представить систему управления, привлекая педагогов к созданию, использованию и реализации управленческих решений. В связи с этим предполагалось при построении профессиональной деятельности внести инновации в уже сложившийся процесс деятельности, использовать новые подходы, и, с учетом реализации планируемых направлений, выстроить современную модель педагогического взаимодействия.
Наша работа проходила в несколько этапов. На начальном этапе нами выявлялся уровень развития профессиональной кометентности молодых педагогов ДОО. Полученные результаты позволили нам определить основные направления работы по развитию профессиональной компетентности молодых педагогов путем реализации модели методической службы. Было составлено положение о методической службе, инструкции для проведения экспертизы методической службы, форма листа результатов комплексной оценки уровня развития профессиональной компетентности педагогических работников ДОО, были определены компоненты профессиональной деятельности:
− деятельностный компонент (умения) профессиональной компетентности, который предполагает наличие таких умений, как: гностические, проектировочные, коммуникативные, информационные, творческие, аналитические, организаторские, развивающие;
− личностный компонент профессиональной компетентности, который представляет собой способность к проявлению творческой активности, ответственное отношение к профессии, способность работать в коллективе;
− гносеологический компонент профессиональной компетентности педагога, который требует знание теории и методики определенных наук, знание современных информационных технологий, знание требований, предъявляемых к современному педагогу, знание нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность, широту и глубину кругозора.
Для того, чтобы обеспечить развитие и совершенствование профессиональной компетентности педагогов, была разработана система поддержки и взаимодействия педагогов детского сада. Данная система является структурным компонентом педагогического образования и направлена на:
− обеспечение условий для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;
− ее реализацию на таких уровнях управления, как: стратегическом, информационно-аналитическом, тактическом;
− организацию деятельности на основе нормативных документов федерального и регионального уровне;
− улучшение и развитие когнитивной, деятельностной и личностной характеристик профессиональной деятельности педагогов, что, безусловно, является основой профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации;
− сочетание коллективных и индивидуальных линий развития профессиональной компетентности педагогов, которые реализуются через разные компоненты тактического уровня (предметно-педагогические циклы, творческие группы, школу-лабораторию и т. д.) и содержание педагогической деятельности (психолого-педагогическое, методическое, научно-исследовательское).
На заключительном этапе осуществлялась проверка эффективности разработанной нами модели, был проведен анализ полученных результатов исследования, сформулированы выводы и предложены пути дальнейшей работы в данном направлении.
Проведенный нами на последнем этапе мониторинг профессиональной компетентности педагогов ДОО показал положительные изменения в показателях, которые характеризуют основные аспекты работы педагогов, и позволил сделать вывод, что предложенная модель методической службы позволяет распознавать и решать проблемы и трудности, которые возникают в ходе профессиональной деятельности у молодых педагогов дошкольного образования.
Литература:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Электронный портал «Гарант». — URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:1
- Клюева Е. В., Корешкова М. Н. Гуманитаризация методической подготовки будущих педагогов дошкольного образования // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. — 2014. -№ 2. — С. 76–83. — URL:http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/klyueva_koreshkova.pdf
- Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В. Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 1. Учебно-методическое пособие. — М: Педагогическое общество России, 2013. — 96 c.
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70083566/
- Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в 21 веке // Педагогика. — 2013. — № 1. — с. 3–16.