Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 20.11.2016

Статья просмотрена: 3529 раз

Библиографическое описание:

Листунова, О. Г. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения / О. Г. Листунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 471-475. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35543/ (дата обращения: 18.12.2024).



Коммуникация процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.Коммуникация — это не только слова и речь. У большинства детей с РАС есть задержка речи, либо они избегают пользоваться речью для общения. Поэтому очень важно использовать другие методы коммуникации еще до появления речи, а использование языка последует за ними. Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (2,5)

Существует две основных причины для коммуникации

Непреднамеренная коммуникация: когда ребенок говорит или делает что-то, не предполагая, что это как-то повлияет на других людей. Этот вид коммуникации может служить самоуспокоению ребенка, способствовать концентрации внимания или быть реакцией на грустный/веселый опыт.

Преднамеренная коммуникация: когда ребенок говорит или делает что-то с целью сообщить послание другому человеку. Этот вид коммуникации может выражать протест против чужих требований или просьбу. Преднамеренная коммуникация проще дается ребенку, как только он понимает, что его действия влияют на других людей.

Четыре разных стадии коммуникации

– Стадия коммуникации, которой достиг ребенок, зависит от трех вещей:

– Его способности взаимодействовать с другим человеком.

– Как и когда он прибегает к коммуникации.

– Его понимание коммуникации.

Первая стадия— стадия самодостаточности

На этой стадии коммуникации кажется, что ребенку вообще не интересны люди вокруг него, он старается играть один. Его коммуникация может быть преимущественно непреднамеренной. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев РАС диагностируется у детей именно на этой стадии.

Вторая стадия— стадия просьб

На этой стадии ребенок начинает осознавать, что его действия оказывают влияние на других людей. С большой вероятностью он будет прибегать к коммуникации, чтобы сообщить взрослому, что он хочет и что ему нравится. Для этого он может подталкивать или подводить взрослого к желанным предметам, местам или играм.

Третья стадия— стадия ранней коммуникации

На этой стадии взаимодействие ребенка с окружающими продолжается дольше и становится преднамеренным. У ребенка появляется эхо чужих слов, которым он пользуется для сообщения о своих потребностях. Постепенно ребенок начинает указывать на предметы, чтобы показать взрослому, что он хочет, а также начинает переводить взгляд. Это показывает, что ребенок начинает вовлекаться в двухстороннюю коммуникацию.

Четвертая стадия— партнерская стадия

Когда ребенок переходит на эту стадию, его коммуникация становится более эффективной. Ребенок начинает пользоваться речью и становится способен поддержать простейший разговор. Хотя ребенок может казаться уверенным и компетентным, прибегая к коммуникации в знакомой обстановке (например, дома), у него могут возникнуть коммуникационные проблемы на незнакомой территории (например, в новом детском саду или школе). Именно в подобных ситуациях ребенок может прибегать к заученным чужим фразам и может показаться, что он игнорирует своего партнера по коммуникации, перебивая его и нарушая правила очереди в разговоре.

Как взрослые могут повлиять на коммуникацию ребенка с РАС

В первую очередь, необходимо наблюдать за коммуникацией ребенка, чтобы определить его сильные и слабые коммуникативные стороны. Например, если ребенок вообще не использует речь или какие-либо звуки для общения, то рекомендуется начать использовать в общении с ребенком жесты.

Несколько причин использовать жесты

– они делают слово «видимым»;

– они помогают создать «мостик» к устной речи;

– они помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые слова;

– они помогают ребёнку пользоваться словами, которые он ещё не может произнести;

– они помогают донести до собеседника послание, когда речь ещё не сформирована, либо неразборчива.

Жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова, действия, жесты стимулируют развитие речи, когда используются совместно со словом, которое проговаривается вслух. Овладение детьми жестами как средством невербальной коммуникации осуществляется поэтапно.

Первый этап — пред коммуникация. На этом этапе создаются ситуации общения, которые побуждают ребёнка пойти на контакт с взрослым с целью удовлетворения потребностей и желаний. Взрослый привлекает внимание к себе с помощью нажатия на звуковую кнопку, хлопков, ударов по звучащим игрушкам, предметам (бубен и др.) или совершая определённые действия, например, подходит к интересующему объекту.

Самое важное — получение ребёнком радости от общения, которое становится неотъемлемой частью его существования.

Второй этап — коммуникация, направленная на себя. Ребёнка обучают указательному жесту, направленному на себя. Это необходимо, в первую очередь, для ознакомления ребёнка с частями собственного тела (где глаза, где рот, где живот и т. д.), чтобы в последующем он смог выполнить жест, например, «хочу пить, хочу есть» или «болит живот» и поднести руку к соответствующим частям тела.

Третий этап — коммуникация, направленная на ближайшее окружение. На этом этапе основным остаётся указательный жест, однако он направлен не на себя, а в сторону ближайшего окружения, например, туда, где находится интересующий ребёнка объект.

Жест не исключает, а, наоборот, предполагает синхронное использование слов. Когда выполняется жест или произносится слово, педагог следит за тем, чтобы ребёнок смотрел именно на него. При обучении ребёнка жесту ему оказывается помощь в виде совместных действий (педагог кладёт свою руку на руку ребёнка и помогает ему в выполнении движения).

Отрабатываемые жесты используются в процессе повседневной деятельности ребёнка. При общении с помощью жестов ребёнка побуждают к вокализации, произношению звуков, слов.

Четыре группы жестов (2.11)

  1. Символические социальные жесты и движения.

Данные жесты ребёнок усваивает постепенно в процессе ситуативно-делового общения:

– Указательный жест.

– Да.

– Нет.

– Нельзя.

– Дай.

– На.

– Иди сюда.

– Иди на ручки.

– Дай ручку.

– Уходи.

– Сядь.

– Встань, поднимись.

– Привет.

– До свидания (пока-пока).

– Спасибо.

– Мой.

– Хорошо.

  1. Дополнительные социальные жесты.

– Смотри (указательный палец к глазу).

– Слушай (указательный палец к уху).

– Говори (указательный палец ко рту).

  1. Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий.

С данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать их постепенно, по мере формирования предметной деятельности:

– Корова — жест «рога», «забодаю».

– Дом — ладони соединены кончиками пальцев, как двускатная крыша дома.

– Книга, читать — соединить внешние рёбра ладоней, можно произвести движение, изображающее, как открывается книга.

– Самолёт — жест «крылья»: развести руки в стороны.

– Высоко — поднять руки вверх.

– Большой — развести руки в стороны.

– Маленький — соединить обе ладони, либо соединить указательный и большой палец руки.

– Часы — указательным пальцем одной руки указать на запястье другой.

  1. Жесты описательного характера

Передают характерные черты и свойства, присущие определённому субъекту:


– Зайчик — показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки».

– Кошка — погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки или изобразить усы.

– Курочка — жест «клюёт».

– Лошадь — изобразить движение «скачем на лошадке»: руки сжаты в кулачки и подняты на уровень груди, подскоки.

– Медведь — показать, как мишка ходит.

– Петушок — изобразить гребешок.

– Птичка — жест «полетели».

– Мышка — рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает.

– Свинка — жест «пятачок»: кулаком или указательным пальцем потереть нос.

– Собака — жест «лает»: большой палец противопоставлен остальным, несколько раз сомкнуть и разомкнуть пальцы.

Так же ребенок с РАС может применять различные методы коммуникации помимо речи: плач и крики; использование руки взрослого, чтобы взять желанный предмет; взгляд на желанный предмет; протягивание руки; указание на картинку и эхолалию.

Для успешной коммуникации с ребенком с РАС важно не только понять, какова его личная коммуникация, важно понять, зачем он прибегает к коммуникации. Если вы поймете цели коммуникации ребенка, то вы сможете помочь ребенку найти новые методы и причины для коммуникации.

Примите на себя роль не только помощника, но и учителя

Когда ребенок неспособен сообщить о своих потребностях, у взрослых может возникнуть искушение делать все за него. Например, принести его ботинки и завязать шнурки. Тем не менее, если вы будете так поступать, вы сократите количество возможностей, когда ребенок может сделать что-то самостоятельно. Если ребенок до сих пор находится на стадии самодостаточности, то особенно трудно определить, что может, а что не может сделать ребенок. В подобной ситуации лучше всегда спрашивать ребенка, нужна ли ему помощь, затем подождать, потом спросить второй раз, и только потом начать помогать ребенку. (3,8)

Вместо того, чтобы позволять ребенку заниматься чем-то одному, поощряйте его делать это вместе с другими людьми

Может возникнуть искушение поверить, что ребенок просто проявляет свою независимость, когда он не показывает никакого интереса к общению с взрослым. Тем не менее, крайне важно, чтобы ребенок научился общаться, и поэтому нельзя предоставлять его себе самому.

Основной прием состоит в следующем — настойчиво старайтесь присоединяться к любому занятию, которым увлечен ребенок, например, если он играет с веревкой или достает игрушки из коробки и складывает их обратно. Даже если ребенок реагирует на такие попытки присоединения злостью и агрессией, продолжайте пытаться. Злость — это тоже разновидность общения, и это лучше, чем полное отсутствие коммуникации. По мере продолжения общения ребенок может со временем осознать, что взаимодействие с другим человеком может быть связано с весельем. (3, 11)

Не торопитесь, делайте паузы, давайте ребенку возможность вступить в коммуникацию

Забота о ребенке с РАС — это тяжелая работа, которая требует много времени. Часто у взрослого возникает желание поторопить ребенка, который выполняет повседневные задачи, например, ест завтрак или одевается. Однако ребенку с РАС полезно предоставлять несколько лишних минут на выполнение таких задач — ему нужно дополнительное время, чтобы осознать, что происходит вокруг него, и подумать о том, что он может сказать во время подобных занятий.

Во время игр с ребенком принимайте на себя роль партнера, а не лидера

По мере того, как ребенок становится все более компетентным в коммуникации, ему нужно все меньше руководства. Если задавать ребенку слишком много вопросов или предложений, то ему станет сложно инициировать собственный разговор. Важно следовать за ребенком и реагировать на то, что он сам делает.

Предоставьте ребенку с РАС причину для коммуникации

Если ребенок с РАС без труда получает все, что ему нужно, то у него и нет причин для коммуникации и общения. Поэтому во многих случаях необходимо, чтобы взрослый искусственно создавал ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребенка, чтобы получить желаемое, и это будет способствовать общению. Для этого можно располагать любимые игрушки, еду, видео в таких местах, где ребенок сможет видеть их, но не сможет до них достать, например, на высокую полку. В качестве альтернативы можно поместить любимый предмет ребенка в контейнер, который ребенку трудно открыть, например, в банку из-под варенья или упаковку из-под мороженого. Это будет поощрять ребенка обращаться за помощью и приведет к общению между взрослым и ребенком.

Очень важно, чтобы просьбы не оставались без внимания, невыполненными. Не стоит "бросать требование в воздух", повторяя много раз одно и то же ребенку, занятому своим делом в другом конце комнаты. Многие дети привыкают не реагировать на просьбы, если взрослые постоянно обращаются к ним с требованиями, повторяют их по многу раз, но не дожидаются выполнения. Если Вы хотите, чтобы ребенок действительно Вас послушался, необходимо встать рядом с ним, и обратившись к нему по имени, кратко и четко сформулировать инструкцию: "Люся, надень тапочки". Если Вы просите ребенка дать какой-то предмет, а он не реагирует, необходимо, не повторяя лишний раз свое требование, вложить этот предмет себе в руку его рукой, прокомментировав: "спасибо, ты дал мне то, что я просила". (3,7)

Предоставляйте ребенку положительную обратную связь

Очень важно награждать ребенка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. Если вы будете это делать, то вы повысите вероятность, что ребенок попробует это снова. Вы можете использовать простые описательные фразы, которые комментируют достижения ребенка. Простые, краткие и четкие инструкции могут постепенно усложняться и облекаться в более естественную разговорную форму речи по мере того, как он начинает их выполнять. Если Вы обращаетесь к ребенку, не собираясь особенно настаивать на своих словах, лучше сформулировать их как пожелание: "Давай уберем игрушки". В этом случае ребенку предоставляется выбор согласиться или отказаться, и таким образом возможный отказ не будет невыполнением просьбы.Очень важно, чтобы похвала была специфической, т. е. чтобы ребенку было понятно, за что его хвалят, например: "молодчина, здорово собрал игрушки", вместо просто "молодец". При этом особенно поначалу, когда неизвестно насколько значимо для него словесное одобрение, лучше сопровождать его более ощутимой наградой (кусочком печенья, любимой игрушкой, привлекательной для ребенка возней, поглаживанием или похлопыванием по плечу и т.п.).

Дайте ребенку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно

Сложно устроенные игрушки или игры, которые нужно нажимать, чтобы они заработали, могут представлять сложность для маленького ребенка, но также они могут его заинтересовать. Как только ребенку дали игрушку/игру, предоставьте ему время, чтобы определить, как ею пользоваться. Когда ребенок начнет испытывать раздражение, потому что у него не получается сделать так, чтобы игрушка заработала, взрослый подходит и помогает ему. Подобные игрушки включают чертика в коробке, волчки и музыкальные шкатулки.

Играйте с ребенком в игрушки "повышенного интереса"

К игрушкам повышенного интереса относятся воздушные шарики и мыльные пузыри, поскольку их легко можно адаптировать к участию нескольких людей. Простые игры, такие как надувание шарика, а затем его отпускание, чтобы он улетел в воздух, могут очень понравиться ребенку. Надуйте шарик наполовину и ждите реакции ребенка, прежде чем надувать его до конца — это простой способ поощрить общение между взрослым и ребенком. Аналогичного эффекта можно достичь с помощью мыльных пузырей — выдуйте несколько пузырей в сторону ребенка, и как только вам удастся привлечь его внимание, закройте контейнер с жидкостью и ждите реакции ребенка, прежде чем выдувать новые пузыри.

Давайте предметы постепенно

Если ребенок сразу получает все, что он хочет, то у него нет причин, чтобы просить взрослого о чем-то еще. Если вы будете ограничивать количество еды, игрушек, которые вы даете ребенку, то у него появиться возможность выражать свои желания и потребности. Например, если ребенок хочет печенье, разломайте печенье на маленькие кусочки и дайте ему только один кусочек, а затем давайте ему еще, как только он сообщит о данном желании.

Пусть ребенок сам решает, когда прекращать то или иное занятие

Если ребенок участвует в каком-то занятии с взрослым, продолжайте это занятие, пока ребенок сам не покажет, что его надо прекратить. Следите за гримасами недовольства или за тем, когда ребенок оттолкнет от себя предметы для занятия. В этом случае ребенок был вынужден сообщить о том, что он готов прекратить занятие. Если ребенок не пользуется речью для того, чтобы показать, что он закончил, сопровождайте его невербальную коммуникацию словами, например, "ну вот и все" и "хватит". Подобное сопровождение будет поощрять речевое развитие ребенка.

Увеличивайте объем общения, следуя за ребенком

Очень важно скорее следовать за ребенком, а не руководить им. Это позволит ребенку проявлять коммуникацию, когда он делает что-то вместе с другим человеком, и увеличит их объем общения. Если ребенок играет лидирующую роль в своих занятиях, то он будет уделять деятельности больше внимания, это научит его сосредотачиваться на чем-то одном и делать самостоятельный выбор.

Если вы следуете за ребенком, то наилучшая позиция — это взрослый лицом к лицу с ребенком, таким образом, взрослый сможет легко наблюдать за тем, что заинтересовало ребенка. Это также поможет приучить ребенка к контакту глазами — с ним у ребенка с РАС обычно возникают трудности. Также важно находиться на одном зрительном уровне с ребенком — это позволит ему наблюдать за различными мимическими выражениями на вашем лице, которые используются во время коммуникации. Ребенку с РАС часто сложно уловить невербальное коммуникативное поведение во время разговора, а потому важно как можно раньше привлекать его внимание к невербальным знакам. Можно надеяться, что со временем ребенок привыкнет к тому, что взрослый играет с ним на одном уровне, и он начнет рассчитывать на присутствие взрослого, даже будет звать его поиграть.

Для развития двухсторонней коммуникации полезно имитировать действия ребенка и повторять за ним его слова. Например, если ребенок бьет ложкой по столу, а взрослый начинает делать то же самое, то ребенок с большой вероятностью обратит внимание на взрослого. Эту же идею можно использовать в отношении звуков, которые издает ребенок, или сенсорного поведения ребенка, например, тряски руками или вращения на месте. Как только ребенок установит, что взрослый имитирует его действия, то он может начать имитировать взрослого в ответ. Это создает возможность добавить в общение что-то новое, что будет повторять ребенок.

Если ребенку с РАС неинтересно играть ни с одной предложенной игрушкой или он предпочитает раскладывать игрушки в линию, а не играть с ними, то в этой ситуации все равно есть возможности для коммуникации и общения. Например, если ребенок раскладывает свои машинки в одну линию, то взрослый может присоединиться к ребенку и подавать ему следующую машинку. Таким образом, у взрослого появляется своя роль в игре, а ребенку приходится включать его в свою деятельность. Если ребенку интересно только бросать игрушки на пол, то взрослый может собирать игрушки в корзину, а потом отдавать их обратно ребенку, чтобы тот их снова разбросал. Таким образом, устанавливается схема общения и коммуникации с ребенком.

Далее предложено 3 ситуации, в которых найдена возможность для построения коммуникативного взаимодействия с ребенком с РАС (5, 25).

  1. Ребенок хочет достать мячик, который лежит на шкафу, но не может дотянуться. Что же делать?

В этом случае нужно проявить заинтересованность по отношению к данной ситуации, наблюдая за ребенком и искренне улыбаясь так, чтобы у ребенка возникло желание обратиться к вам. Когда ребенок обратил на взрослого внимание, протянуть руки в сторону мячика, демонстрируя готовность достать его, и продолжать смотреть на ребенка. Если он затрудняется выразить просьбу, нужно дать подсказку: «Дай мячик», «Достань мячик» и т.д. Когда ребенок повторит за взрослым, сразу же выполнить его просьбу.

  1. Ребенок пытается найти свои ботинки, чтобы пойти гулять. Что же делать?

Понаблюдать за ребенком, проявляя внимание к его проблеме. Когда он посмотрит на Вас, подскажите ему необходимые слова, например: «Где ботинки?». Когда ребенок повторил, сразу же нужно достать их или показать ребенку, где они, подкрепляя его коммуникативное высказывание.

  1. Мальчик 5 лет, когда пошел в садик, не ел там самостоятельно. Примерно через месяц — полтора, очень постепенно его приучили (воспитатель и помощник воспитателя) чтобы он ел сам. Как же это происходило?

Сначала его кормили, потом держали его руку своей рукой и так кормили, потом держали под локоть, потом только палец под локоть подставляли, потом рядом стояли и, наконец, — полная самостоятельность.

Литература:

  1. Алявина Е.А., Морозова С.С., Морозова Т.И. Аутизм: практические рекомендации для родителей. — М., 2002.
  2. Альтернативная коммуникация/ методический сборник/ Штягинова Е.А./ Новосибирск, 2012 г.
  3. Аутичный ребенок — проблемы в быту/Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков/ Москва 1998 г.
  4. Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи М.: Теревинф, 1997.
  5. Практические рекмендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом/ Учебно-методическое пособие/ Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой/ Москва, 2007г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, коммуникация, жест, игрушка, общение, рука, указательный палец, РАСА, слово.


Похожие статьи

Развитие коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра средствами театральной деятельности.

Организация работы по формированию доступных базовых навыков коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра

Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Похожие статьи

Развитие коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра средствами театральной деятельности.

Организация работы по формированию доступных базовых навыков коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра

Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Задать вопрос