В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.
Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерное воспитание, полоролевая социализация, дошкольный возраст
В современном обществе происходят значительные изменения, которые накладывают отпечаток на формирование личности человека. Важнейшим аспектом становления личности является формировании ее идентичности. Гендерная идентичность выступает одной из составляющих идентичности человека и формируется она в процессе усвоения социальных ролей, разделение деятельности, статусов, прав и обязанностей в зависимости от половой принадлежности.
На каждом возрастном этапе складывается своеобразная специфическая социальная ситуация развития, определяющая становление гендерной идентичности ребенка, ее компонентов под влиянием разнообразных микро — и макросредовых факторов.
Гендерная идентичность устанавливается у обоих полов к трем годам. К трем годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, но может не знать, в чем заключается различие между ними. К 6–7 годам дети достигают половой константности — понимания, что пол постоянен, и изменить его не возможно. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по своему желанию выбирают разные игры и партнеров в них, у них появляются разные интересы, возникают однополые компании.
В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечается в числе основных задач формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей. Исследователи Т. В. Бендас, Ш. Берн, Л. В. Градусова, В. С. Каган, И. С. Клецина, Е. А. Конышева, и другие подчеркивают, что важнейшей составляющей личности является гендерная идентичности и ее формирование необходимо начинать уже с дошкольного возраста.
Гендерная идентичность представляет собой отождествление себя с определенным полом, освоение норм и правил, характерных для этого пола и демонстрация их в своем поведении. В структуре гендерной идентичности выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Осознание ребенком своей гендерной роли включает в себя полоролевую ориентацию, то есть представление о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли, а также гендерные предпочтения, то есть ту роль, которую ребенок предпочитает.
В дошкольном возрасте происходит становление гендерной идентичности: дети осознают необратимость пола, дифференцируют внешним признакам пол, у них формируются модели поведения в соответствии со своей социальной ролью. К седьмому году жизни гендерные представления становятся более дифференцированными и устойчивыми.
Гендерное воспитание представляет собой относительно социально-контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации, и включает в себя воспитание основ гендерной культуры, взаимоотношений, развитие способности к реализации гендерного репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения.
Исследователь М. А. Радзивилова выделяет следующие психолого-педагогические условия воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации. К ним автор относит создание гендерно-сбалансированного воспитательного пространства, реализацию парциальных программ гендерного воспитания, профессионально-педагогическую готовность педагогов к данной деятельности, и информационно-методическую поддержку педагогов и родителей по вопросам гендерной идентификации [4].
Под гендерно-сбалансированным воспитательным пространством автор понимает педагогизированную среду воспитания личности, которая дает возможность мальчику и девочке дифференцировать себя от представителей другого пола и идентифицировать себя с представителями своего пола, развивая индивидуальные гендерные качества личности ребенка.
Данная среда в условиях дошкольного образовательного учреждения предполагает дополнение зон самореализации мальчиков и девочек, организацию опыта равноправного сотрудничества детей в совместной деятельности, снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрения их к выражению чувств, создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки, создание условий для тренировки гендерной чувствительности, привлечение к воспитанию родителей того и другого пола.
Исследователь Т. А. Репина отмечает, что поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то ее можно рассматривать как одно из условий и средств формирования гендерной идентичности старших дошкольников [5].
Сюжетно-ролевая игра характеризуется тем, что она не требует от ребенка реально ощутимого продукта. В ней все как будто «понарошку». В игре закрепляются позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств поведения, закладываются основы эмоционально-положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе.
Благодаря педагогическому руководству развертыванием детьми ролевой игры, воспитатель создает условия для формирования у детей положительного отношения к тем или иным социальным ролям, а также положительного отношения к себе, как к представителю определенного пола. Часто бывает так, что мальчики и девочки не умеют организовывать совместную деятельность и склонны к дифференцированным играм.
По мнению Д. Б. Эльконина, в процессе игры дети старшего дошкольного возраста познают окружающий их мир. Игра способствует установлению положительных стереотипов качеств мужественности и позволяет заложить основы эмоционально позитивного отношения к будущей роли мужчины, папы. Задача педагогов заключается в формировании игровых умений в самостоятельной игре детей, когда мальчики по собственному желанию реализуют полоролевые представления и предпочтения [7].
Т. А. Репина говорит о том, что в процессе организации игровой деятельности детей седьмого года жизни педагогу ДОУ необходимо учитывать особенности, обеспечивающие полноценное становление мужественности и женственности:
− обеспечить большое количество участников игры;
− продумать четкость иерархии (доминирование-подчинение);
− развивать игровую конкурентность и корпоративность;
− продумать возможности проявления мальчиками физической силы в борьбе за лидерство во время игры;
− продумать соревновательный момент игры [5].
Как указывает О. П. Нагель, задачей педагога ДОУ при организации сюжетно-ролевых игр мальчиков старшего дошкольного возраста является организация игр с многотемными сюжетами, в которых отражаются разнообразные события и отношения из жизни мужчин и женщин в обществе. Цель таких игр — закрепление в поведении положительных стереотипов мужественных качеств [3].
Специфика и динамика развития ребенка дошкольного возраста как представителя пола в условиях современной гендерной культуры, по мнению Л. В. Коломийченко, требует пересмотра педагогических позиций применительно к практике полового воспитания детей, а именно:
− учета специфики и динамики полоролевого развития, факторов полоролевой социализации в образовательном процессе;
− субцессирования целей воспитания с когнитивного компонента полоролевого развития на эмоционально-аффективный и поведенческий и обеспечения их взаимосвязи;
− реализации в образовательном процессе координирующей и компенсирующей функции полового воспитания;
− создания условий для обеспечения интеграции процессов социализации и индивидуализации в ходе полоролевого развития ребенка [1].
В работе Т. В. Маловой, акцентируется внимание на том, что занятия изобразительной деятельностью помогают создать условия для самовыражения детей, отражения значимых для них событий и явлений. Через образ у детей можно формировать более яркое эмоциональное представление о женственности и мужественности, сформировать эстетические чувства [2].
Как указывает Н. Е. Татаринцева, еще одним педагогическим условием формирования гендерной идентичности у дошкольников является создание соответствующей пространственно-развивающей среды в группе. Педагогу ДОУ необходимо четко продумать создание уголка для мальчиков и девочек, его содержания. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр и других видов детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями [6].
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности.
Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности и получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих достижениях, однако это требует правильного понимания со стороны воспитателя.
При организации режимных моментов воспитатель обязан проследить, чтобы все дети нашли себе интересное занятие и не мешали другим.
Непосредственная образовательная деятельность будет целенаправленно способствовать формированию гендерной идентичности если педагог сможет:
− предъявлять объективные требования к различным гендерным группам;
− учитывать разницу в концентрации внимания детей феминной и маскулинной гендерных групп (готовность одних к восприятию и запоминанию материала и неготовность других к активизации внимания в течении 9 минут после его начала, поэтому непосредственную образовательную деятельность начинают с интересного для феминной группы и сверхинтересного для маскулинной);
− разграничить раздаточный материал для разных групп;
− опираться на поисковую способность детей разных гендерных типов.
В смешанных группах детей работа должна строиться с учетом гендерных типов полоролевых предпочтений. В маскулинной группе упор необходимо делать на визуальную информацию, обобщение и выводы. В феминной группе хорошо усваиваются конкретная информация с использованием наглядного материала.
Важное значение имеет тесное сотрудничество с родителями, организация просветительской работы по гендерному воспитанию детей. Задача детского учреждения предложить родителям программу консультаций, бесед, лекций по развитию сюжетно-ролевой игры по объяснению важности формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек, научить родителей сотрудничать с детьми.
Таким образом, обобщив вышесказанное, мы можем делать вывод о том, что развитие гендерной идентичности у детей седьмого года жизни базируется на учете следующих педагогических условий:
− если будет создана соответствующие развивающая предметно- пространственная среда;
− если будет разработана система мероприятий для детей шестого года жизни по формированию гендерной идентичности;
− если будет организована работа с родителями, что мы и планируем использовать на формирующем этапе нашего исследования.
Литература:
- Коломийченко Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2006. № 1. С. 12–25.
- Малова Т. В. Изобразительное искусство как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис. канд. пед. наук. Москва, 2002. 19 с.
- Нагель О. П. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2009. № 2. С. 11–16.
- Радзивилова М. А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации: автореф. дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 2009. 17 с.
- Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. Воронеж: Модек, 2014. 300 с.
- Татаринцева Н. Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста: автореферат дис. канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 2009. — 16 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999. 180 с.