Перемены в российском обществе потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В науке и в жизни, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали связывать его с конечным результатом — компетенцией выпускника. Компетентностный подход лежит в основе построения федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Ключевые слова: компетенция, социальная компетенция, младший школьник
В научной литературе термины компетенция и компетентность часто используются как синонимы, но в их семантике существуют различия. Понятие «компетенция» в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает опытом и познаниями [5,230]. Компетентность рассматривают как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [4,40]; информированность и способность реализовывать свои возможности в определенной сфере жизнедеятельности; как опыт в той или иной области, который позволит гарантированно достигать высоких результатов в каком-либо виде деятельности [3,186]. Компетенция преобразуется в компетентность, когда учащийся в процессе продуктивной деятельности и приобретения жизненного опыта формирует личностное отношение к самой деятельности, совершенствуется как личность, осмысливает и присваивает предлагаемые знания, умения, навыки, а затем использует их в повседневной жизни для наиболее эффективного решения задач на разных уровнях. Таким образом, компетентность можно рассматривать как результат развития соответствующей компетенции [2;4].
Более подробно мы хотим остановиться на одном из ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации личности, — социальной компетенции.
Под социальной компетенцией младшего школьника можно понимать, способность ребенка к социальной деятельности в современном социуме, к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми и успешному выполнению социальной роли учащегося.
Как интегративная характеристика личности социальная компетенция имеет в определенной степени четкую структуру, в которой выделяют следующие компоненты: когнитивный компонент, который связан с представлениями о способах и правилах социального взаимодействия (в частности, нормы поведения в обществе, нормы общения); мотивационно — ценностный компонент, включающий отношение к себе и другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, заботы, милосердия; наличие мотивации достижения в собственном поведении и в совместной групповой деятельности; деятельностный компонент, предполагающий сформированность навыков самоорганизации, самоконтроля, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия, а также выбор адекватных ситуации способов общения и поведения.
Вступление в младший школьный возраст предполагает изменение социальной ситуации развития ребенка. Происходит переход к следующей ведущей деятельности, как учебная, которая в свою очередь приобщает младшего школьника к общественной жизни. Успешность в учебной деятельности, в социальном взаимодействии с окружающими обеспечивают возрастные новообразования, такие как: мотивация достижения, способность к произвольной регуляции поведения и саморегуляции, адекватная самооценка, которая является регулятором поведения и деятельности. Эти личностные образования мы рассматриваем как сущностные составляющие социальных компетенций учащихся начальных классов.
С учетом данных показателей, выделяются следующие уровни развитости социальных компетенций:
– низкий, характеризующийся низкой степенью сформированности необходимых для продуктивного социального взаимодействия личностных новообразований;
– средний, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне развития и затрудняют социальное взаимодействие;
– высокий, для которого характерно достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальных компетенций.
Для формирования и развития социально компетентной личности младшего школьника необходимо оптимально сочетать формы и методы организации, характеризуемых практической направленностью, субъектно-субъектным характером взаимодействия, с опорой на самостоятельную деятельность учащегося. Наиболее оптимальной формой организации деятельности при решении исследуемой проблемы является активное использование групповой работы, организованной в соответствии с правилами социального взаимодействия, осуществляемой с помощью методов, повышающих познавательную и эмоциональную активность; методов, способствующих установлению связи между разными видами деятельности; методов коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире.
Таким образом, изучение социальных компетенций учащихся начальных классов является весьма актуальным и требует поиска новых форм, методов их формирования в воспитательной практике общеобразовательной школы. Сформированность социальных компетенций позволяет учащимся приобрести опыт успешного социального взаимодействия как в учебной деятельности, так и в общественной жизни.
Литература:
- Бочарникова, М. А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М. А. Бочарникова. — Начальная школа, 2009 — № 3. — С. 86–92.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних учебных заведений [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. — М.: «Академия», 2000–176 с.
- Мардахаев, Л. В. Словарь по социальной педагогике. [Текст] / Л. В. Мардахаев. — М.: Академия, 2002. — 364 с.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – М.:Энциклопедия, 1999. — 580 с.