В современных условиях остро стоят проблемы безопасного и устойчивого развития общества, конкретной личности. Одну из них обозначил Главный транспортный прокурор Республики Казахстан И. А. Тлеугалеев отметив, что созданию Таможенного союза сопутствует использование транспортных артерий для незаконных внешнеэкономических операций, контрабанды, наркотрафика, незаконной миграции, что, несомненно, усиливает угрозы в транспортном комплексе» [1, 16].
Территория Казахстана используется организованными преступными формированиями в целях наркотрафика для доставки наркотических средств и психотропных веществ через нашу республику из соседних приграничных азиатских стран в Россию и Европу.
Например, в 2013 году казахстанской таможней «Кордай» было возбуждено 46 уголовных дел, выявлено 8 фактов незаконного оборота наркотических средств в особо крупном размере. Возбуждено 8 уголовных дел по ст. 250 УК РК и 5 уголовных дел по ст.259 УК РК (Незаконные изготовление, приобретение,хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, согласно которой родовой объект преступления — здоровье населения). Общий вес изъятых наркотиков составил 157,202 кг, из которых: марихуаны не высушенной — 119 кг, гашиш — 129,88 гр., героина — 38 кг 133,43 мгр. [2]. С начала 2014 года сотрудниками Управления по борьбе с наркобизнесом ДВД на транспорте выявлено 225 наркопреступлений, из которых 96 фактов сбыта и 19 контрабандного провоза наркотических средств. Из незаконного оборота изъято более 7 т. 700 кг. различных наркотических средств, из которых 14 кг. героина [3].
В Казахстане, согласно криминологическому прогнозу, в структуре преступности будут преобладать преступления против общественной безопасности, а также против здоровья населения и нравственности — преступления, связанные с наркотиками. Эти прогнозируемые показатели отражают огромные масштабы потребления наркотиков [4].
Наркоситуация в Республике Казахстан, — по выводам М.О Нукенова, председателя Комитета по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД РК, — за последние пятнадцать лет резко обострилась. Значительно повысился уровень наркотизации населения, немедицинское потребление наркотиков распространилось повсеместно. К. Буйтекулы отмечает, что «основную группу среди выявленных потребителей наркотиков составляют лица в возрасте 17–26 лет (42,5 %), при этом каждый четвертый казахстанский наркоман — несовершеннолетний. То, что мы страна транзита, а не назначения трафика афганского героина, не снижает опасности. Как минимум 11 процентов наркотических средств, проходящих по нашей территории, остается здесь [5, 53].
В Республике Казахстан на официальном уровне обратили серьезное внимание на степень социальной опасности преступлений против общественной безопасности и, особенно, социально опасные последствия фактов незаконного оборота наркотиков — в новом УК РК 2014 г., за эти деяния ужесточена ответственность — увеличены размеры штрафов и сроков ограничения или лишения свободы. Одновременно сохраняется политика гуманизации уголовного права.
Однако, в условиях формирования единого правового пространства ЕАЭС до сих пор существуют принципиальные расхождения в Российском и Казахстанском уголовном законодательстве в понимании и характеристике объекта рассматриваемой категории преступлений.
Согласно ст. 250 УК РК 1998 г. и статье 286 УК РК 2014 г. «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено» родовым объектом данного преступления является общественная безопасность, а статьи 259 УК РК 1998 г. и части. 2, 3, 4 статьи 296 УК РК 2014«Незаконные изготовление, приобретение,хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ» — здоровье населения [6; 7].
В УК РФ напротив, глава «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» помещена в раздел IX под названием «Преступление против общественной безопасности и общественного порядка». В УК РК разделов в Особенной части нет, а глава 10 УК РК 1997 г. и глава 11 УК РК 2014 г. предусматривают ответственность по данным преступлениям как за посягательство на здоровье и нравственность.
Казахстанскому законодательному корпусу необходимо учесть концептуальное положение об объекте преступления против общественной безопасности, обоснованное Казыбекби Буйтекулы, которое совпадает с положениями российских ученых и законодательством: незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ своей потенциальной угрозой интересам общества выходит по своим масштабам далеко за пределы интересов защиты здоровья населения и создает потенциальную угрозу и здоровью, и генофонду, и нравственным основам наших государства и общества [5, 42].
Все эти положения говорят в пользу вывода о том, что при проведении уголовно-правовой квалификации незаконного распространения и оборота наркотических средств или психотропных веществ в Республике Казахстан объект преступления должен определяться как посягательство на интересы общественной безопасности. Данный вывод соответсвует положениям статьи 6 Закона РК «О национальной безопасности РК» от 26 июня 1998 г. признающей незаконное обращение наркотических средств угрозой национальной безопасности РК, способствующей снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина [8].
По нашему мнению, в самой общей форме, преступления против общественной безопасности можно определить как предусмотренные уголовным законом и совершаемые лицом виновно общественно опасные деяния (действия с умышленной виной в виде прямого умысла), посягающие на национальную безопасность, в том числе общественные отношения в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей, существующего порядка управления в процессе противоправных действий и повлекшие наступление вредных последствий либо создавшие угрозу их наступления.
Мы считаем, что ст. ст. 296 и ст. 297 (гл. 11«Уголовные правонарушения против здоровья населения и нравственности») УК РК 2014 года по аналогии с УК РФ также необходимо отнести к правонарушениям против общественной безопасности, в связи с особой общественной опасностью, имеющим глобальное распространение, являющихся угрозой национальной безопасности Казахстана, на что указывают статистические данные по незаконному обороту наркотиков, а также гипотеза и диспозиции пп. 1, 2, 3, 4 — «немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров в общественных местах»; «незаконное изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов»; незаконное изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка вцелях сбыта наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов».
В связи с этим, 10 главу УК РК о преступлениях против здоровья населения и нравственности можно было бы поместить в раздел под названием «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». То есть в самом Уголовном законе было бы закреплено признание в качестве родового объекта преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, посягательство на интересы общественной безопасности.
Таким образом, проблема объекта преступного распространения наркотических средств или психотропных веществ должна получить свою теоретическую разработку и правильное понимание, прежде всего, с точки зрения современных достижений казахстанской и российской науки уголовного права в области теории объекта преступления.
Литература:
- Тлеугалеев И. А. Обеспечение безопасности на транспорте — приоритетное направление деятельности органов транспортной прокуратуры // Заң және заман. Закон и время. – № 09 (153) сентябрь 2013. – С. 16–18.
- На таможне «Кордай» пресечена контрабанда наркотических средств в особо крупном размере. — Пресс-служба КТК МФ РК //http://yvision.kz.
3. Пресс-служба ДВД на транспорте http://dvdt.kz/rus/menu.
- Генеральная Прокуратура РК. Криминологический прогноз состояния преступности и индивидуального преступного поведения лиц в Республике Казахстан на 2008 год. – Астана, 2008 // http://service.pravstat.kz.
- Буйтекулы К. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с незаконным распространением наркотических средств или психотропных веществ в Казахстане: Монография. — Костанай: Академия КУИС МЮ РК, 2009. — 180 с.
- Уголовный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.04.2014 г.) введен в действие Законом Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 168–1 с 1 января 1998 года(Внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.04. 2014 г. № 200-V) //http://online.zakon.kz.
- Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V // http/adilet.zan.kz/rus/docs.
- Закон РКО национальной безопасности Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-IV ЗРК //http://online.zakon.kz.