О церкви-усыпальнице во имя преподобного Серафима Саровского в Иоанно-Введенском женском монастыре: к постановке проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 20.11.2016

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Загваздин, Е. П. О церкви-усыпальнице во имя преподобного Серафима Саровского в Иоанно-Введенском женском монастыре: к постановке проблемы / Е. П. Загваздин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 380-383. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35578/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одним из слабоизученных и таинственных храмов на территории Иоанно-Введенского женского монастыря (Тюменская область, Тобольский район), является церковь — усыпальница во имя преподобного Серафима Саровского. На основе археологических и архивных источников прослежены ключевые моменты, относящиеся к истории функционированию храма.

Ключевые слова:Иоанно-Введенский женский монастырь, архитектура, церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, церковь во имя преподобного Серафима Саровского, Дружинины, монашество

Одним из интересных памятников на территории Иоанно-Введенского женского монастыря является храм — усыпальница во имя преподобного Серафима Саровского. Однако его второе назначение в качестве усыпальницы слабо отражено в исторических исследованиях. Цель статьи — прояснить узловые моменты, связанные с функционированием храма, в том числе, и в качестве фамильной усыпальницы.

С начала основания в середине XVII века Иоанно — Введенского мужского монастыря первым храмом на его территории становится церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Возведённая из дерева в 1653 году, она просуществовала почти сто лет — в 1752 году её погубил пожар [16, с. 364]. В память о первом храме монастыря на его прежнем месте длительное время существовала одноимённая деревянная часовня. Подновлённая в 1886 году, она продолжала выполнять свои культовые функции в монастырской обители [17, с. 438].

После посещения 10 июля 1891 года цесаревичем Николаем Тобольска, это знаковое событие не прошло незамеченным и для монастыря. Отразился высочайший визит и на истории часовни.

Вскоре, 17 июля на имя игуменьи Миропии приходит письмо от неизвестного мецената. В нём мы читаем просьбу на выделенные им деньги «на месте древней Церкви Усекновения, где ныне часовня, устроить новый небольшой каменный храм, в честь Усекновения же св. Иоанна Крестителя Господня, с усыпальницею» [7, л. 2]. Новый мемориальный храм устраивался в память посещения Тобольска цесаревичем Николаем. Меценатом храм функционально задумывался двояко: для «...поминания усопших членов Царской Фамилии по реестру; а в усыпальнице — со временем, что бы были погребены все члены Вашего семейства — Дружининых и отведено место для моей могилы» [7, л. 2–2 об.].

Церковь по проекту епархиального архитектора Б. Цинке [7, л. 7–7об.] была выстроена довольно быстро. Уже в начале ноября 1891 года начнут копать траншею под будущий фундамент, а стоявшую на этом месте часовню чуть позже перенесут в заимку Жуковскую [7, л. 8–8 об.]. По договору подряда с тобольским мещанином Дмитрием Павловичем Козловым каменные работы продолжались с 15 мая по 14 сентября 1892 года [7, л. 9–10 об.]. Церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи освятили 13 августа 1893 года [7, л. 24].

При строительстве новый храм своим объемом перекрыл, по всей видимости, не только место расположения перенесенной часовни. Об этом нам впервые поведали материалы археологических исследований. Затронутым оказалось и кладбище, которое существовало при первой церкви. Внутри, под фундаментом южной стены, найдены остатки потревоженных захоронений. Снаружи, у северной стены церкви при проведении археологических исследований частично исследовано два погребения, которые были совершены до строительства храма [19].

Кто же был погребён внутри новой церкви? Сначала остановлюсь на находках, обнаруженных при работах. У северо-восточной стены изучен потревоженный кирпичный склеп размером 2,15 х 1,15 х 1,42 м со сброшенной внутрь него мраморной плитой и мелкими осколками разрушенного надгробия или надгробий. Вероятно, что этот склеп, как и другие погребения в усыпальнице вскрывался во время обыска в апреле 1923 года. Как показывают материалы дела, внутри могил была обнаружена церковная утварь [9, л. 8–8 об.].

Могильная плита, обнаруженная внутри склепа, принадлежала захоронению иеросхимонаха Аввакума Дружинина. Она имеет подпрямоугольную форму с выкружками по нижним углам. По её периметру выполнена ступенчатая профилировка, повторяющая форму плиты. Верхняя часть памятника утрачена. Там же, по центру, сохранились три объемных полукруглых элемента — два в один ряд, а третий в середине, над ними, которые изображают Голгофу. Крест на плите тоже оказался отбит.

На плите, чуть ниже Голгофы, выбита краткая биографическая надпись: «Здљсь погребено тъело раба Божiя Iеросхимонаха Аввакума Дружинина, Скончавшегося 31 Декабря 1892 года 72 хъ лљтъ отъ роду». Под ней следует разделительный элемент — две удлинённые ромбовидные линии с точкой между ними. Далее идёт эпитафия: «Миръ оставльшаго и въ чес тнљмъ жительстве пожившаго прослави Спасе Нанебесехъ». Эпитафия представляет собой укороченную выдержку из тропаря на чин «Последование исходное монахов» [1].

По архивным источникам выяснено, что иеросхимонах Аввакум (в миру Пётр Ефимович) родился (по старому стилю) 30 июня 1823 году в деревне Усалка Покровской волости Тюменского округа Тобольской губернии в семье экономических крестьян [4, л. 240]. Переехал из Туринского женского монастыря вместе с женой и дочерьми в Иоанно-Введенский женский монастырь в 1867 году. В канун Нового года, 31 декабря 1892 года, смерть застигла его в Абалакском Знаменском мужском монастыре [2, л. 612].

Его супруга Ольга Максимовна родилась 6 июля 1821 году в семье крестьянина из села Покровское Тюменского округа Максима Яковлевича Свистунова [3, л. 231]. Пережила мужа на шесть лет и умерла 16 июня 1898 года в Иоанно-Введенском женском монастыре. Погребена в усыпальнице храма Усекновения главы Иоанна Предтечи [8, л. 3–4] под именем схимонахини Митрофании [10, л. 13].

Однако не стоит полагать, что захоронением в склепе четы Дружининых всё ограничилось. В 1901 году умирает семидесятитрёхлетняя схимонахиня Иоанно-Введенского женского монастыря — Еванфия Засухина [12, л. 123]. Её прах был захоронен в усыпальнице вместе с Аввакумом и Митрофанией Дружиниными [8, л. 3]. Еванфия Засухина являлась одной из двух схимонахинь монастыря. По всей видимости, эта цифра определена штатным расписанием обители, так как неизменно фигурирует в Формулярных ведомостях по монастырю. Другой схимонахиней, служившей с ней рядом, была почившая чуть ранее, Митрофания Дружинина. Об Еванфии известно, то, что она была дочерью титулярного советника. Начала служение в монастыре в 1866 году. Пострижена в монашество 18 мая 1892 года [11, л. 11].

В 1904 году происходит важное новшество — в нижнем ярусе храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи добавляется новый престол. 26 мая 1903 года игуменья Миропия обращается с прошением к епископу Тобольскому и Сибирскому Антонию об устройстве престола в нижнем ярусе «...во имя ожидаемого имеющаго быть новопрославеннаго угодника Божия Св. Преподобного Серафима Саровского чудотворца» [8, л. 3–3 об.]. Таким образом, выяснена одна из причин, связанная в дальнейшем трансформацией названия храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в церковь во имя преподобного Серафима Саровского.

Игуменья Миропия не увидела освещение нижнего придела — 18 февраля 1904 года после тяжелой болезни скончалась. Похоронена 21 февраля в усыпальнице этого же храма [18]. Освещение второго престола во имя преподобного Серафима Саровского состоялось 17 августа 1904 года [8, л. 19]. Игуменья Миропия (в миру Мария) Дружинина родилась 12 июля 1848 года в деревне Усалка Тюменского округа [6, л. 510]. Миропия — первая из семьи Дружининых, занявшая такой высокий пост. Её назначение на должность настоятельницы состоялось 29 июля 1885 года. Утверждение в сан игуменьи произошло 1 июня 1891 года [13, л. 20]. Во время её игуменства облик монастыря во многом приобретает законченный вид. При ней увеличивается и количество женских монастырей и общин в Тобольской губернии [21].

19 октября 1915 года в Иоанно-Введенском женском монастыре скончалась бывшая игуменья Кондинского монастыря схимонахиня Александра [15, с. 659]. Её тело было погребено в усыпальнице нижнего придела во имя преподобного Серафима Саровского храма Усекновения главы Иоанна Предтечи через несколько дней, 22 октября [15, с. 661].

Одна из сестер Дружининых, Александра Петровна родилась 16 апреля 1845 года в деревне Усалка Тюменского округа [5, л. 439]. Настоятелем Абалакского Знаменского монастыря игуменом Мемноном 10 октября 1884 года была пострижена в мантийное монашество под именем Анна. 7 июня 1891 года по представлению своей сестры — игуменьи Миропии она была назначена наместницей Кондинской общины [14, с. 96]. Много лет она прослужила в северном монастыре. Но суровые условия и преклонный возраст игуменьи Анны подорвали её силы. В связи с почтительными годами и слабостью здоровья она была уволена с должности настоятельницы на покой (указ Тобольской духовной консистории за № 15621 от 27 августа 1913 г.) и переезжает в Иоанно-Введенский монастырь. Здесь она принимает постриг и становится схиигуменьей с именем, данным ей при рождении — Александра.

В заключении отметим моменты, связанные с историей храма, которые удалось прояснить при изучении ряда источников. Выяснено, что храм — усыпальница, воздвигнут по проекту епархиального архитектора Б. Цинке на месте первого монастырского храма. Поминальный храм — усыпальница своим объемом перекрывает ранее существовавшее монастырское кладбища, следы которого были изучены археологически. По архивных источникам прослежена причина, по которой в последующем произойдет переименование храма в честь преподобного Серафима Саровского. Связана она с особой народной любовью к Серафиму Саровскому, которого почитали в народе святым уже при своей подвижнической жизни [20]

Храм использовался как фамильная усыпальница монашеской семьи Дружининых. По археологическим и письменным источникам выяснено и то, что в нём погребено пять человек: четыре члена семьи Дружининых и схимонахиня Еванфия Засухина. Не удалось прояснить информацию о месте упокоения двух оставшихся дочерей Дружининых — схимонахини Иоанны и последней настоятельницы Иоанно-Введенского женского монастыря Марии. Отмечу, что остаётся полнейшей загадкой и личность таинственного мецената, пожертвовавшего средства на строительство храма.

Литература:

  1. «Большой» Требник. Репринтное издание. СПб. 1995.
  2. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 154. Оп. 15. Д. 709.
  3. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 156. Оп. 15. Д. 972.
  4. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 156. Оп.15. Д. 975.
  5. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 156. Оп. 15. Д. 998.
  6. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 156. Оп. 15. Д. 1002.
  7. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 197. Оп. 1. Д. 71.
  8. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 197. Оп. 1. Д. 104.
  9. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 197. Оп. 1. Д. 166.
  10. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 197. Оп. 2. Д. 14.
  11. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 197. Оп. 2. Д. 16.
  12. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 197. Оп. 2. Д. 18.
  13. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И — 197. Оп. 2. Д. 20.
  14. Головин П. Кондинский Троицкий монастырь // Тобольские епархиальные ведомости. 1892. № 5–6. C. 93–100.
  15. Головчинский В. Схиигуменья Александра // Тобольские епархиальные ведомости. 1915. № 42. С. 659.
  16. Грамматин А. Н. Иоанно — Введенский третьеклассный женский монастырь // Тобольские епархиальные ведомости. 1889. № 17–18. C. 363–376.
  17. Грамматин А. Н. Иоанно–Введенский женский монастырь // Тобольские епархиальные ведомости. 1889. № 21–22. C. 432–441.
  18. Грамматин А. Н. Некролог // Тобольские епархиальные ведомости. № 7. 1904. С. 111–114.
  19. Загваздин Е. П. Итоги археологических исследований в монастырях Тюменской области // Культура русских в археологических исследованиях. Омск, Тюмень, Екатеринбург, 2014. Том I. 320 с. С. 158–163.
  20. Никульшин Д. А. Религиозное возрождение начала XX века // Сумма философии. Вып. к 40–летию философского фак–та. Екатеринбург: Изд–во Урал. Ун — та, 2005. С. 50–54.
  21. Цысь О. П. Возникновение новых монастырских общин в Тобольской епархии в конце XIX — начале XX в. // Вестник Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск, 2011. № 1. С. 38–46.
Основные термины (генерируются автоматически): преподобный Серафим, Иоанно-Введенский женский монастырь, имя Усекновения главы, имя, Тюменский округ, усыпальница, храм, церковь, епархиальный архитектор, Тобольская губерния.


Ключевые слова

архитектура, Иоанно-Введенский женский монастырь, церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, церковь во имя преподобного Серафима Саровского, Дружинины, монашество

Похожие статьи

Михайловский скит: утраченная святыня Тобольской губернии

На месте Дома инвалидов, расположенного в деревне Михайловка Тобольского района, до революции находился Михайловский скит. В настоящее время уцелело единственное здание из красного кирпича, внешний вид которого полностью искажен «евроремонтом». В ход...

Эволюция псковско-новгородского стиля храмовой архитектуры XV-XXI вв. на примере «Храма во имя Святителя Тихона Задонского» в городе Саратове

В статье исследуются факторы, оказавшие влияние на эволюцию псковско-новгородского архитектурного стиля. Представлены доказательства о самобытности и уникальности стиля, как самостоятельной единице храмовой архитектуры. Показана перспектива возрожден...

Историко-иконологический метод установления истории бытования иконы в Русском Православном храме

Статья посвящена исследованию характера бытования храмовой иконы «Всех скорбящих радость» конца XVIII — начала XIX века из собрания Успенского кафедрального собора XII века города Владимира. Предлагаемый метод изучения базируется на системном анализе...

Редкие архивные документы по истории Русской Православной Церкви на Сахалине

В статье автор представляет обзор ряда архивных документов, раскрывающих основные моменты становления Русской Православной Церкви на острове Сахалин. Самый обширный фонд, в котором собраны документы о Сахалине, хранится в РГИА ДВ под названием «Канце...

Эстонский православный священник Мартин Вийк в городе Луге

В настоящей статье автор подробно исследует биографию эстонского православного священника Мартина Вийка (1876–1934), который в начале XX века служил в городе Луге: в соборе Святой Великомученицы Екатерины и в церкви во имя Святой Равноапостольной Кня...

Святые и грешники русской истории: агиографический этап русской киногероики

В данной статье автор рассматривает второй этап кинематографической героики, приходящийся на 1990-е годы, и выдвигает гипотезу о появлении в это время нового течения в киноискусстве — агиографического кинематографа и свойственного ему жанра — фильма-...

«Здесь родины моей начало…»: история зарождения и развития Вяземского района

В статье приводятся основные социальные аспекты образования и развития Вяземского района. Поиск следов истории города и района осложняется тем, что источники изучения в открытом доступе фактически отсутствуют. Приводятся результаты изучения материало...

Зарождение реконструкторского движения, связанного с Отечественной войной 1812 года, на территории Калужской области (на примере военно-исторического похода 1988 года)

В статье рассматривается военно-исторический поход 1988 года, который стал первым в целом ряду последующих реконструкций событий Отечественной войны 1812 года на территории Калужской области. Приводится краткий экскурс в события данного похода, анали...

Предания Арзамасского края о «народных заступниках» в XVIII веке

В статье рассматривается созданный в фольклоре Арзамасского края образ народных заступников – «благородных» разбойников XVIII века. Выделяются характерные черты фольклорных сюжетов об атаманах Кузьме (Василии) Рощина и Емельяне Пугачеве.

Казачья церковь Покрова Пресвятой Богородицы в станице Таманской Крас-нодарского края: историко-архитектурный аспект изучения

В статье рассматривается историческая и архитектурная значимость церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Тамани.

Похожие статьи

Михайловский скит: утраченная святыня Тобольской губернии

На месте Дома инвалидов, расположенного в деревне Михайловка Тобольского района, до революции находился Михайловский скит. В настоящее время уцелело единственное здание из красного кирпича, внешний вид которого полностью искажен «евроремонтом». В ход...

Эволюция псковско-новгородского стиля храмовой архитектуры XV-XXI вв. на примере «Храма во имя Святителя Тихона Задонского» в городе Саратове

В статье исследуются факторы, оказавшие влияние на эволюцию псковско-новгородского архитектурного стиля. Представлены доказательства о самобытности и уникальности стиля, как самостоятельной единице храмовой архитектуры. Показана перспектива возрожден...

Историко-иконологический метод установления истории бытования иконы в Русском Православном храме

Статья посвящена исследованию характера бытования храмовой иконы «Всех скорбящих радость» конца XVIII — начала XIX века из собрания Успенского кафедрального собора XII века города Владимира. Предлагаемый метод изучения базируется на системном анализе...

Редкие архивные документы по истории Русской Православной Церкви на Сахалине

В статье автор представляет обзор ряда архивных документов, раскрывающих основные моменты становления Русской Православной Церкви на острове Сахалин. Самый обширный фонд, в котором собраны документы о Сахалине, хранится в РГИА ДВ под названием «Канце...

Эстонский православный священник Мартин Вийк в городе Луге

В настоящей статье автор подробно исследует биографию эстонского православного священника Мартина Вийка (1876–1934), который в начале XX века служил в городе Луге: в соборе Святой Великомученицы Екатерины и в церкви во имя Святой Равноапостольной Кня...

Святые и грешники русской истории: агиографический этап русской киногероики

В данной статье автор рассматривает второй этап кинематографической героики, приходящийся на 1990-е годы, и выдвигает гипотезу о появлении в это время нового течения в киноискусстве — агиографического кинематографа и свойственного ему жанра — фильма-...

«Здесь родины моей начало…»: история зарождения и развития Вяземского района

В статье приводятся основные социальные аспекты образования и развития Вяземского района. Поиск следов истории города и района осложняется тем, что источники изучения в открытом доступе фактически отсутствуют. Приводятся результаты изучения материало...

Зарождение реконструкторского движения, связанного с Отечественной войной 1812 года, на территории Калужской области (на примере военно-исторического похода 1988 года)

В статье рассматривается военно-исторический поход 1988 года, который стал первым в целом ряду последующих реконструкций событий Отечественной войны 1812 года на территории Калужской области. Приводится краткий экскурс в события данного похода, анали...

Предания Арзамасского края о «народных заступниках» в XVIII веке

В статье рассматривается созданный в фольклоре Арзамасского края образ народных заступников – «благородных» разбойников XVIII века. Выделяются характерные черты фольклорных сюжетов об атаманах Кузьме (Василии) Рощина и Емельяне Пугачеве.

Казачья церковь Покрова Пресвятой Богородицы в станице Таманской Крас-нодарского края: историко-архитектурный аспект изучения

В статье рассматривается историческая и архитектурная значимость церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Тамани.

Задать вопрос