Формирование исследовательской компетенции в условиях компетентностного подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 21.11.2016

Статья просмотрена: 799 раз

Библиографическое описание:

Трифилова, Е. А. Формирование исследовательской компетенции в условиях компетентностного подхода / Е. А. Трифилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 526-528. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35585/ (дата обращения: 17.10.2024).



Основу современного образования составляют принципы компетентностного подхода, которые призваны максимально сократить разрыв между теорией и практикой в обучении. Получение знания должно сопровождаться пониманием того, как его можно использовать в социальной и профессиональной сферах деятельности. «Владение навыками учебно-познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания» [2, с.6] становится неотъемлемой составляющей современного образования.

Учебно-познавательная деятельность в рамках любой учебной дисциплины требует укрепления когнитивной базы учащихся, развития познавательных процессов, обеспечивающих восприятие и осмысление фактов и явлений действительности (сравнение, обобщение, классификация, систематизация и др.), овладения различными формами и видами мышления. Решение этих задач будет более успешным, если оно будет обеспечено сформированностью исследовательской компетенции.

Исследовательская компетенция — способность осознанно и целенаправленно ставить и решать познавательные задачи, связанные с освоением действительности, описанием явлений и фактов, отражающих ее содержание и закономерность их взаимодействия, норм и правил, обеспечивающих решение поставленной задачи.

Определим содержание исследовательской компетенции, опираясь на основные положения по классификации А. В. Хуторского [1, с.114]:

Компоненты компетенции

Содержание компетенции

1.Тип компетенции в общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция).

Общепредметная

2.Круг реальных объектов действительности по отношению к которым вводится компетенция.

Действительные объекты, поддающиеся процессу учебно-научного познания.

3.Социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме).

Формирование личности с активной жизненной позицией, готовой к взаимодействию в социуме, способной решать задачи и добиваться результата в процессе практической деятельности.

4.Смысловые ориентации обучаемого по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции.

Формирование исследовательского мышления учащихся, распространяющегося на все сферы жизнедеятельности: социальную, духовную, профессионального становления.

В ходе подготовки и проведения учебного исследования происходит формирование учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетенций, что в свою очередь является основой развития исследовательской компетенции, определяемой умением видеть и решать проблемы в ходе самостоятельной деятельности, анализировать результаты деятельности, умением представлять результаты труда различными способами. Как следствие происходит формирование исследовательского мышления учащихся, распространяющегося на все сферы жизнедеятельности, что позволяет говорить о формировании ценностно смысловой компетенции и компетенции личностного самосовершенствования. В соответствии с ФГОС формирование исследовательской компетенции в ходе подготовки и проведения учебного исследования можно представить в виде схемы:

Таким образом, формирование исследовательской компетенции наряду с другими факторами способствует развитию творческих способностей, формированию личностных качеств учащегося, таких как внимательность, критичность мышления, настойчивость в достижении цели, решительность и дисциплинированность; позволяет расширить культурный и трудовой опыт, научиться нести ответственность за свои действия при работе в группе. В свою очередь учебно-исследовательская деятельность, подготовка к которой начинается в младшей школе, становится значимой частью системы обучения в средней и обязательной формой работы в старшей школе.

Литература:

  1. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
  2. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 21 декабря 2012 года//Федеральный Государственный Образовательный стандарт. [Электронный ресурс]: URL: минобрнауки.рф/документы/2269/файл/572/12/05/15-ФГОС.pdf (дата обращения: 18.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская компетенция, исследовательское мышление учащихся, современное образование, сфера жизнедеятельности, формирование, ходя подготовки.


Похожие статьи

Формирование профессиональных компетенций преподавателя в процессе социально-психологического тренинга

Формирование компетентного педагога в контексте изучения иностранного языка

Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования

Формирование профессиональной компетентности будущих экологов в условиях информатизации обучения

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Перспективы реализации компетентностного подхода в образовании

Похожие статьи

Формирование профессиональных компетенций преподавателя в процессе социально-психологического тренинга

Формирование компетентного педагога в контексте изучения иностранного языка

Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования

Формирование профессиональной компетентности будущих экологов в условиях информатизации обучения

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Перспективы реализации компетентностного подхода в образовании

Задать вопрос