Интегрированный урок литературы и обществознания в 10 классе «Причины нравственного падения Катерины Измайловой» (по повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 22.11.2016

Статья просмотрена: 2110 раз

Библиографическое описание:

Карпинская, Г. А. Интегрированный урок литературы и обществознания в 10 классе «Причины нравственного падения Катерины Измайловой» (по повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») / Г. А. Карпинская, Н. А. Насырова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 458-461. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35588/ (дата обращения: 16.10.2024).



В процессе бинарного урока реализуются следующие цели:

  1. Образовательные: вскрыть причины нравственного падения главной героини через идейно-художественное своеобразие произведения Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; выявить основные условия возникновения отклоняющего поведения.
  2. Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных персонажей проводить аналогию с реальной жизнью.
  3. Воспитательные: способствовать развитию общечеловеческих ценностей, пробуждению внимания к внутреннему миру человека, развитию гуманистического сознания в осмыслении темы преступления и наказания.
  4. Общепредметные: развитие аналитического мышления; совершенствование умений работать в творческих группах.

Оборудование: портрет Н. С. Лескова, телевизор, видеомагнитофон, кассета с кадрами из фильма Р. Балаяна «Леди Макбет Мценского уезда» («Мосфильм», 1989 год).

На уроке осуществлялся дифференцированный подход. Учащимся продуктивного уровня познавательной активности были даны задания, предлагающие выявить социологические и культурологические причины нравственного падения Катерины Измайловой, учащиеся высокого уровня творческой познавательной активности исследовали текст произведения с литературоведческой точки зрения и выявили его художественные особенности.

Эпиграфы:

«Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт». (Н. Лесков «Несмертельный Голован»).

«Бойся человека, Бог которого на небе» (Б.Шоу)

Учитель литературы:

Что такое любовь? Любовь… Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что это такое, но, согласитесь, дать однозначный ответ на этот вопрос не может никто. Сколько всего сказано, сколько написано по этому поводу, а между тем здесь по-прежнему остается какая-то загадка, тайна, разгадать которую человечество так, наверное, никогда не сможет.

Многие писатели в своих произведениях пытались разгадать загадку, найти ответы на непростые вопросы: что такое любовь? Каково её влияние на человека? Почему одних она облагораживает, делает лучше и чище, а других толкает на самые ужасные преступления? В своем очерке «Леди Макбет Мценского уезда», изображая подлинную драму любви, пытается ответить на все эти вопросы. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда», названную самим автором очерком, часто истолковывали как мелодраму с грубым эротизмом, с натуралистическими подробностями в описании уголовных преступлений. На самом деле это совсем не так. Натурализм и эротика не являются самоцелью для художника, а служат ему для верного воспроизведения своеобразных особенностей рисуемого быта.

В 1865 году русский читатель познакомился с трагической историей лесковской героини и, может быть, посчитал её нетипичной для России, случайной, тем более что в названии указание на шекспировскую реалию, а может быть, сам сюжет показался достойным уголовной хроники, а не беллетристики, тяготеющей к обобщениям. Русская женщина, возведенная н пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым, и вдруг… убийца.

А какое впечатление на вас произвело это произведение?

Что потрясло?

Учитель обществознания.

Дайте определение понятию «социальные нормы». (Регулируют отношения в обществе: между людьми, группами людей, созданными ими организациями).

Учащиеся делают вывод, что главная героиня демонстрирует отклоняющее поведение, дают определение понятию «отклоняющее поведение» (поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество).

Вводится понятие делинквентное и девиантное поведение.

Поэтому не случайна тема нашего урока.

Объявляется тема урока, цели.

Учитель литературы:

Нам предстоит выяснить через анализ произведения, какие причины повлияли на изменения в поведении главной героини и к каким последствиям они привели.

Учитель обществознания

Каковы причины отклоняющегося поведения?

Учитель обращается к схеме на доске

Дайте определение социологическим причинам отклоняющегося поведения человека.

(Во время кризисов, радикальных социальных перемен, жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощённым в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения).

Учитель литературы:

Есть ли социологическое объяснение причин отклоняющегося поведения главной героини произведения Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»?

В произведении не указаны социальные перемены, происходящие в обществе. Но если говорить о социальном положении Катерины, то необходимо отметить купеческий быт: патриархальный, косный, неподвижный.

Каков образ жизни богатой купчихи Катерины Измайловой?

Учащиеся отмечают, что Катерина Измайлова — героиня, замкнуто живущая за высоким забором купеческой усадьбы. Материально и социально устроенная; замужество без любви; нет детей, чтобы удовлетворить потребность в любви; описание её каждодневного быта: «Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать от скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню… тут тоже посидит, поглазеет…опять ей зевнется…читать была не охотница…» Скука — главное состояние души героини, душевная и духовная неразбуженность. («…скука купеческого дома, от которой весело, говорят, удавиться…»)

Выводы тезисно записываются всхеме: «мертвый» уклад жизни купчихи Измайловой, «высокий забор купеческой усадьбы»; скука.

Учитель обществознания:

Назовите культурологическое объяснение причин отклоняющегося поведения главной героини. (Преступное поведение — результат преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создаёт свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступной идеологии влияет на усвоение человеком норм антиобщественного поведения.)

Учитель литературы:

Каково же окружение Измайловой?

5 лет рядом неласковый муж; потом появляется Сергей.

Образ Сергея. «Всем вор взял — что ростом, что красотой, какую ты хочешь женщину, сейчас он её, подлец, улестит, и улестит и до греха доведет!»

Как влияет Сергей на Катерину? (Анализ текста).

Группа, выявляющая культурологические причины нравственного падения главной героини лесковского произведения, приходит к выводу, что большое влияние оказал на Катерину Сергей. Именно он порой прямо, порой опосредованно толкает её на путь преступления. Запись в схеме).

Учитель обществознания:

Каковы психологические причины объяснению отклоняющего поведения?

(Ценностно — нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное — общая направленность интересов личности. В основе поведения лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве.

Учитель литературы.

Особое внимание мы уделим психологическим причинам нравственного падения Катерины.

Вопросы:

Какие черты характера вы можете выделить в героине?

Главное свойство натуры — решительность: гл.4 «…Невмоготу стало. Развернулась она во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять её нельзя».)

Сравните со словами короля Макбета о решительности.

Я смею все, что смеет человек,

И только зверь на большее способен.

— Так зверь или человек? (Звериная простота в человеке)

Группа продвинутого уровня цитатами подтверждает упоминание автора о зверином начале:

Глава 5 («просто, как крысы в амбаре, умер свекор»);

Глава 8 («Зиновий Борисыч, как зверь, закусил горло Сергея»;

Глава 15 («Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу».

Ещё одну особенность натуры Катерины Измайловой отмечают учащиеся — страстность.

Страсть заставляет перешагнуть все нравственные границы и вступить на путь преступлений.

«Конец главы 6: «Катерина Львовна теперь готова за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил её в себя до того, что меры её преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья».)

Учитель литературы.

Обратимся к одному из эпиграфов нашего урока.

Но ведь «…есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт». (Н.Лесков «Несмертельный Голован»).

Согласны ли вы с этим высказыванием? (обсуждение).

Катерина Измайлова «перешагнула».

Учитель обществознания:

Как итог — ПРЕСТУПЛЕНИЕ (ученики дают определение: посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом. Виды преступлений: корыстные и насильственные, агрессивные.).

Учитель литературы:

Анализ сцен убийств.

  1. Убийство свекра («просто, как крысы в амбаре, умер свекор»).

О смерти человека вскользь, походя.

  1. Убийство мужа (конец главы 7 –гл.8)

Катерина с помощью Сергея убивает спокойно, даже с какой-то гордостью.

  1. Убийство Феди (просмотр эпизода фильма).

Анализ сцены убийства Феди (просмотр эпизода фильма).

Важный этап урока — работа с киноэпизодом. Анализ фрагментов из художественного фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989, реж. Р. Балаян) позволяет вернуться к содержанию и выводам урока по повести на новом уровне. Вопросы учителя литературы: «Какими средствами художественного текста и экрана передаётся психологическое состояние лесковских героев?» — заставляют учащихся сравнить поведение героини в повести и в фильме.

Учащиеся обращают внимание на то, что в отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу, так как загублена чистая, безгрешная душа. Перед очередным убийством «собственный ребенок у неё впервые повернулся под сердцем. И в груди у неё потянуло холодом». Не случайно у Лескова упоминание этой детали. Сама женская природа предостерегает её от задуманного преступления.

Обращение к эпиграфу очерка «Первую песенку зардевшись спеть». Как вы его поняли?

Группа литературоведов обращает внимание собравшихся на название очерка Лескова, анализирует значение снов в тексте.

Выводы: сны символичны, оказывается, не так просто «песенку спеть»; нарушен высший нравственный закон, ибо высшая ценность на земле— это жизнь.

Учитель обществознания:

Любое преступление влечёт наказание. (Каким может быть наказание: уголовное, общественное и т. д.) Вводится понятие санкции (записать определение иформы)

УЧ-СЯ высказывают своё мнение, ответив на вопрос: КАК НАКАЗАНА КАТЕРИНА? Какие санкции были применены к ней? (каторга, общественное презрение, нравственное самоуничижение.)

Учитель литературы:

Изменила ли лесковскую героиню каторга?

Учащиеся говорят о том, что теперь это не хладнокровная убийца, а отвергнутая женщина, очень страдающая от этого.

Палач — в облике любовника, поманившего когда-то в сказочную «Аравию счастливую». Сергей пытался отнять единственное, что составляло жизнь Измайловой, — прошлое её любви.

Как показано пробуждение чувства вины?

(Глава 15: «И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеевича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей»).

Раскаялась ли, на ваш взгляд, Катерина? Пробудилось ли нравственное начало в ней?

Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого на небе». Как вы понимаете эти слова эпиграфа урока? (Обсуждение).

Итоги урока:

На нравственное падение Катерины повлиял комплекс причин: социологические, культурологические, психологические. Но ни одна причина не возымеет своего разрушающего действия на человека нравственного, имеющего Бога вдуше. Одной из основных черт, определяющих художественность произведения, является типичность образа. Типическими чертами характера образа Катерины являются: страстность натуры, решительность, верность любви, способность в преодолении преград. Но ни в коем случае не являются типическим способность русской женщины к преступлению.

Н. С. Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели путём преступлений.

Домашнее задание.

Ответить письменно на вопрос: соотносятся ли ввашем представлении понятия «любовь» и «нравственное падение»?

Основные термины (генерируются автоматически): учитель литературы, Мценский уезд, учитель обществознания, главная героиня, нравственное падение, отклоняющееся поведение, норма, отклоняющее поведение, причина, учащийся.


Похожие статьи

Осуждение тоталитарного режима в рассказе В. Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева» (интегрированный урок литературы и истории России), 11-й класс

Комедия «Горе от ума» - зеркало эпохи, картина русского общества (Интегрированный урок истории и литературы, 9 класс)

Литературная игра для обучающихся 11 классов «Смешного бояться — правды не любить» (по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему «Путешествие в гости к гномику Роме» (автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях)

«Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Образ природы в сказке-были. Внеклассное мероприятие, посвящённое 145-летию со дня рождения М. М. Пришвина

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе. Тема: пересказ рассказа Валентины Осеевой «До первого дождя»

Эпистолярный жанр и его трансформация в русской литературе Мордовии (на примере романа Ф.М. Достоевского "Бедные люди" и повествования в письмах В. Юрченкова «Мгновения Любви»)

Разработка внеклассного мероприятия по нравственному воспитанию в 9 классе на тему «Секрет Ромео и Джульетты»

Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического произведения (ро-ман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 1, глава 1)

Урок русского языка в шестом классе на тему «Сочетаемость собирательных числительных двое — десятеро с другими частями речи»

Похожие статьи

Осуждение тоталитарного режима в рассказе В. Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева» (интегрированный урок литературы и истории России), 11-й класс

Комедия «Горе от ума» - зеркало эпохи, картина русского общества (Интегрированный урок истории и литературы, 9 класс)

Литературная игра для обучающихся 11 классов «Смешного бояться — правды не любить» (по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему «Путешествие в гости к гномику Роме» (автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях)

«Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Образ природы в сказке-были. Внеклассное мероприятие, посвящённое 145-летию со дня рождения М. М. Пришвина

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе. Тема: пересказ рассказа Валентины Осеевой «До первого дождя»

Эпистолярный жанр и его трансформация в русской литературе Мордовии (на примере романа Ф.М. Достоевского "Бедные люди" и повествования в письмах В. Юрченкова «Мгновения Любви»)

Разработка внеклассного мероприятия по нравственному воспитанию в 9 классе на тему «Секрет Ромео и Джульетты»

Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического произведения (ро-ман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 1, глава 1)

Урок русского языка в шестом классе на тему «Сочетаемость собирательных числительных двое — десятеро с другими частями речи»

Задать вопрос