Организационно-педагогические условия управления организацией социального партнёрства дошкольной образовательной организации
Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;
Замятнина Нина Владимировна, магистрант
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал
В статье раскрывается понятие и необходимость социального партнерства, рассматривается специфика управления созданием и функционированием системы социального партнерства дошкольной образовательной организации, определяются функциональные обязанности руководителей разных уровней, обозначаются условия эффективного управления социальным партнерством.
Ключевые слова: социальное партнерство, управление, дошкольная образовательная организация, руководитель, уровни управления.
Социальное партнерство – это одно из условий конкурентоспособности современной дошкольной образовательной организации на рынке образовательных услуг, средство создания имиджа детского сада и одновременно уникальная возможность качественного удовлетворения образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей. [4] Безусловно, это ещё и дополнительная возможность профессионального совершенствования и самореализации специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Социальное партнерство позволяет дошкольным организациям получить дополнительную возможность для открытой деятельности на основе межличностного общения через укрепление связей с социокультурной средой, воспитательными институтами, учреждениями культуры и культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями и учреждениями здравоохранения. Грамотно организованное и продуманное взаимодействие детского сада с социальными партнерами приводит к положительным результатам и способствует повышению качества образования. [3]
Но, несмотря на это, далеко не все детские сады в полной мере используют этот дополнительный ресурс. Ситуация социального партнерства часто носит ситуативный характер и не имеет целостной системы. Её важность не осознается не только педагогами, но зачастую, и руководителями. [2]
Социальное партнёрство - это инструмент, с помощью которого, различные социальные институты и структуры, имеющие специфические интересы, организуют совместную деятельность. Существуют разные подходы к определению понятия «социальное партнерство». Некоторые из них представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Подходы к определению понятия «социальное партнерство»
Следует отметить, что в большинстве определений акцент делается на взаимодействии субъектов или социальных институтов, которое в свою очередь изначально предполагает их воздействие друг на друга и возникновение устойчивой связи между ними. А это возможно лишь в ситуации единства целей и взглядов, в ситуации заинтересованности друг в друге.
Ведущая роль в управлении процессом создания эффективной системы социального партнерства, безусловно, принадлежит руководителю. Именно он определяет стратегию деятельности дошкольной образовательной организации, проводит систематическую работу по определению и привлечению социальных партнеров, по определению общей цели и плана деятельности, заключает договоры о сотрудничестве на добровольной основе и осуществляет контроль за их выполнением. Заведующий детским садом осуществляет управление качеством социального партнерства.
Эффективность этого процесса зависит от авторитета руководителя в социуме, его мобильности и дальнозоркости, коммуникабельности, уровня сформированности различных управленческих умений, в том числе информационно-аналитических, мотивационных, прогностических, рефлексивных и др. [1]
Одной из основных задач руководителя является формирование готовности всего коллектива дошкольной образовательной организации к социальному партнерству, так как это решающее условие качества и эффективности работы в данном направлении. И прежде всего сам руководитель должен быть готов. У него должен быть достаточный уровень подготовки к планированию, координации и управлению качеством этого процесса.
Безусловно, очень важна готовность структурных подразделений и каждого отдельного педагога в сфере организации социального партнерства ДОО. Это и мотивационная, и коммуникативная, и организационная, и методическая готовность, которая формируется и развивается на основе понимания необходимости и важности этой работы.
Эффективность работы напрямую зависит от управленческой компетентности всех педагогических работников, скоординированности в действиях, управленческих решениях на всех уровнях управления дошкольной образовательной организации; оптимального, рационального и четкого распределения функций и обязанностей; четкого алгоритма и плана деятельности; комплексного и систематического мониторинга качества социального партнерства.
В структуре управления дошкольной образовательной организацией принято выделять три уровня управления - стратегического, тактического и оперативного. Мы сделаем акцент и обозначим некоторые функциональные обязанности субъектов управления двух первых уровней (рисунок 2).
Рисунок 2. Обязанности по управлению социальным партнерством ДОО
Систематизируя всё вышесказанное, мы можем сформулировать основные организационно-педагогические условия управления процессом создания эффективной системы социального партнерства детского сада:
- осознание руководителем миссии и ценности конкретного ДОО, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
- управленческая компетентность руководителя и всех членов коллектива;
- согласованность в управлении процессом создания системы социального партнерства на всех уровнях управления ДОО;
- готовность коллектива ДОО к осуществлению социального партнерства;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств по договору социального партнерства;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- долговременность отношений с социальными партнерами;
- уважение и учет интересов социальных партнеров в обеспечении полной реализации всех достигнутых договоренностей.
Таким образом, необходимость создания системы социального партнерства и её ценности для развития дошкольной образовательной организации, всех участников образовательного процесса не вызывает никаких сомнений. Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на качество этой работы, является система управления ДОО, позиция руководителя и его готовность к осуществлению определенных управленческих функций.
Литература:
- Губанихина Е.В., Чижова С.М. Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией // Молодой ученый. – 2016. – №20. – С. 288-291.
- Губанихина Е.В. Новая модель взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. – Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – С.43-58.
- Замятнина Н.В., Деулина Л.А. Система установления социального партнерства дошкольной образовательной организации с социумом // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 536-539.
- Деулина Л.А., Замятнина Н.В. Эффективность и конкурентоспособность дошкольной образовательной организации в современных условиях // Молодой ученый. – 2015. – №22. – С. 384-386.