В данной статье будут описываться основные проблемы привлечения на работу иностранных граждан, порядок трудоустройства иностранных в Российской Федерации.
Прежде чем начать рассматривать данную проблематику, необходимо выделить ключевые слова, которые в дальнейшем будут использованы в данной работе:
– иностранный гражданин — лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но обладающее доказательством принадлежности к гражданству другого государства.
– иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;
– правовое положение (правовой режим) иностранных граждан представляет собой совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства. Он устанавливается внутренними законами государства с учетом его обязательств по международным договорам.
– миграция — перемещение, переселение населения внутри страны или из одной страны в другую.
– разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Хотелось бы начать с того, что в настоящее время вопросы положения иностранных граждан в Российской Федерации становятся все более актуальными. Рассматривая данную проблематику, нужно отдать должное российскому законодательству, которую с катастрофической скоростью пытаются модернизировать, с одной стороны облегчая иностранцам процедуру при оформлении на работу, а с другой вводя все больше ограничений.
Актуальность темы исследования определяется остротой проблемы формирования цивилизованного рынка труда в РФ. Отсутствие постоянного четко определенного законодательного разрешения проблем трудового правового статуса иностранных работников влечет произвол работодателей по отношению к иностранным работникам.
Международная миграция будет иметь как экономические, так и юридические и политические последствия как для принимающей, так и для посылающей страны. Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку.
Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату).
Основные права и обязанности иностранных работников в Российской Федерации закреплены в следующих нормативных актах:
– Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
– «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001г. N 197-ФЗ;
– Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
– Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
– Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
Согласно Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 и ст. 37). Аналогичные положения закреплены также в российском законодательстве в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Тем не менее, для иностранцев предусмотрен ряд ограничений и особенностей осуществления трудовой деятельности на территории России, которые также непосредственно затрагивают и работодателя. В частности, на последнем лежат обязанности и ответственность, связанные с получением разрешения на привлечение иностранных работников, разрешений на работу, приглашений, постановке на учет по месту пребывания, обеспечением жильем, медицинской помощью, уведомлением государственных органов о заключении и изменении трудовых или гражданско-правовых договоров с такими лицами.
Несмотря на то, что использование труда иностранных граждан крайне выгодно работодателям с экономической точки зрения, их оформление и дальнейшее сопровождение является достаточно сложным процессом. Свою роль в этом играет как чрезмерно усложненная процедура привлечения иностранных работников, так и постоянно изменяющаяся нормативная база в данной области. В результате создаются предпосылки как для неумышленного нарушения законодательства иностранными работниками и работодателями, так и сознательного применения ими различных нелегальных подходов.
Главный недостаток существующей миграционной политики в том, что сам процесс привлечения иностранных работников, предоставления жилищных и медицинских гарантий и документов является чрезмерно сложным и затратным: разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы работу придется получать каждый год (в большинстве случаев это касается и разрешения на работу), ограниченное время на оформление иностранных работников, оформление патентов и сдача экзаменов занимает у иностранных работников достаточно много времени и средств.
В силу более низких требований иностранных работников к оплате труда, работодатели в ближайшее время не откажутся от их привлечения, в то же время, действующий порядок трудоустройства таких работников им крайне невыгоден. В итоге единственным решением в данном случае представляется облегчение соответствующих административных и трудовых процедур, что позволит избежать дальнейшего ухода процесса привлечения иностранных работников за пределы правового поля.
Тем не менее, данные проблемы в меньшей степени касаются иностранных работников, отнесенных к категории высококвалифицированных специалистов. Так, у работодателя отсутствует необходимость получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, на таких работников не распространяются квоты, применяется сокращенный срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на работу. Однако в силу специфических требований к заработной, работники, привлеченные в таком порядке, составляют подавляющее меньшинство.
В заключении хочется отметить, что на данный момент трудовые отношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства оформляются в соответствии с ТК РФ, но при этом учитываются особенности, предусмотренные ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и рядом других нормативных актов. Речь идет об уже описанных выше ограничениях, указанному в разрешении на работу, также стоит принимать во внимание сроки действия визы, разрешения на работу (или временное проживание), патента.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016) от 03.07.2016 N 347-ФЗ,
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) от 06.07.2016 N 375-ФЗ,
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) от 03.07.2016 N 250-ФЗ, «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
- Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) от 01.05.2016 N 124-ФЗ«О гражданстве Российской Федерации»
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) от 03.07.2016 N 305-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016)
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 (ред. от 09.03.2016) от 09.03.2016 N 66-ФЗ, «О занятости населения в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (ред. от 25.03.2013), от 25.03.2013 N 257 «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей»)