Данная статья посвящена проблеме мирового масштаба: дискриминации по расовому признаку. В статье приведена статистика проблем при устройстве на работу иностранных граждан как в России, так и в других государствах. Перечислены причины такого поведения работодателей. Также в статье содержатся предложения по борьбе с дискриминацией. Цель данной статьи — привлечь внимание нашего правительства, наших граждан к этой теме, сделать акцент на нее, чтобы мы поняли, насколько глубока и серьезна описываемая нами проблема.
Ключевые слова: дискриминация, дискриминация по расовому признаку, проблемы при устройстве на работу за рубежом, статистика дискриминации, примеры дискриминации по расовому признаку
Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в том, что в наше время при устройстве на работу нередко можно столкнуться с дискриминацией, которая может возникать по разным основаниям: пол, возраст, раса,цвет кожи, национальность,происхождение,язык,социальное, имущественное, должностное и семейное положение; отношение к религии, а также другие обстоятельства, не связанные с деловыми качествами работника. [1]
Дискриминация в любом виде, по любым основаниям в России запрещена Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ и другими правовыми актами, в частности на международном уровне, например, в Уставе ООН 1945 г., Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенции МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий 1958г., действующих на территории РФ. [2].
В данной статье мы разберем дискриминацию при устройстве на работу по такому обстоятельству, как расовая принадлежность человека.
Как показывает статистика, дискриминация по данному обстоятельству не такая уж и редкость. С ней можно столкнуться во всех государствах, из чего следует, что дискриминация носит мировой масштаб. В большинстве случаев дискриминации подвергаются коренные народности, этнические меньшинства, рабочие-мигранты и граждане иной национальности.
Дискриминация встречается на разных этапах трудовых отношений: прием на работу, оплата труда, нормирование труда, рабочее время, карьерный рост, увольнение с работы и др.
Для более четкого понимания значения такой проблемы, как дискриминация по расовому признаку, нам необходимо обратиться к статистическим данным в разных странах мира.
Если обратить внимание на историческую справку США в XX веке, то мы увидим: в 1920 году в сельском хозяйстве было занято 45,2 % работающих афроамериканцев, а в 1974 г. процент рабочих снизился до 2,7 % [3].
До настоящего времени, в США продолжает сохраняться расовая дискриминация при найме на работу, в карьерном росте и при оплате труда. В результате этого, средняя почасовая оплата труда афроамериканских рабочих заметно отличается от оплаты труда европеоидных (белых) рабочих, она в разы ниже. Средний доход афроамериканской семьи не превышает 2/3 среднего дохода семьи белых американцев. Также безработица у афроамериканцев в последние 30 лет всегда была вдвое выше, чем среди белых американцев [3].
В 1989 году в ЕС было проведено исследование, в ходе которого было выявлено, что 40 % иностранцев, которые работают в Испании, не могут трудоустроиться по своей специальности.
В ФРГ среднечасовая оплата труда иммигрантов занижена на 10 %, в сравнении с коренными жителями.
В России же дела с дискриминацией обстоят не лучше, чем в других странах. Так, всего лишь 17 % и 15 % мигрантов получают оплачиваемый отпуск и оплачиваемый больничный лист соответственно, а медицинскому страхованию подлежат всего лишь 25 % мигрантов.
В тех случаях, когда иностранные работники соглашаются на сверхурочную работу, только 18 % работников получают за это оплату.
Большая часть мигрантов вообще не знают своих прав и как защищать себя, в случае их нарушений. Согласно статистке, только 5-7 % мигрантов знают свои права.
Также встречаются и такие случаи, когда работодатель изымает документы, удостоверяющие личность мигранта, что позволяет ему всецело контролировать и манипулировать работником. Это противоречит всем международным нормам, так как данный труд не является свободным, его можно отнести к принудительному или даже к рабскому труду, что категорически запрещено во всех развитых странах мира.
Если мы обратимся к зарубежным и российским издательствам, которые публикуют конкретные случаи дискриминации по расовому признаку, то таких примеров обнаружится довольно много:
- Примером дискриминации не афроамериканцев, а белых людей в США может послужить статья в Lenta.ru, в которой рассказывается, что белый житель города Буффало штата Нью-Йорк отсудил у своего бывшего начальника-афроамериканца 150 тысяч долларов за дискриминацию по расовому признаку. [4].
- В журнале «Секрет фирмы» в статье «Корпоративные страшилки» «объясняются» причины непринятия руководителями на работу людей «неправильной» национальности и мигрантов. В этой статье приводится такая цитата: «Мы не берем на работу мигрантов, — говорит один из участников исследования. — Наш гендиректор относится к ним с презрением и часто говорит менеджерам по персоналу: «Чтобы никаких приезжих в компании не было!». [5]
- На том же сайте Lenta.ru появилась статья «Запрет для мигрантов работать в школах предложили распространить на всю Россию», в которой депутат Госдумы И. Лебедев произносит такую речь: «Я считаю, что это абсолютно правильный шаг, и надо эту программу расширить на всю страну. Нужны мигранты, пожалуйста: дворники, уборщики, потому что их деятельность в других сферах может угрожать жизни и безопасности наших граждан». При этом И. Лебедев заявляет, что в его словах нет признаков расизма и национализма, что он всего лишь хочет «защитить граждан своей страны». [6]
- В Израиле работодатель первым делом спрашивает, какой национальности женщина, которая пришла на собеседование. Узнав, что женщина еврейка — ей отказывают в работе, не смотря на то, что у нее малолетний ребенок, которого надо кормить. Работодатель также добавил, что «просил службу трудоустройства не направлять к нему соискателей других национальностей». [7]
- В Штутгарде работодатель отправил женщине, которая попыталась устроиться на работу, ответное резюме с отказам в принятии на работу с единственной надписью напротив ее имени: "ossi" (с немецкого — восточная немка). При этом суд не удовлетворил иск женщины, постановив, что восточные немцы не являются другой этнической группой. [8]
Из этих примеров мы видим, что иногда дискриминация по расовому признаку в какой-то степени защищается не последними лицами в определенной стране: суды «не находят» признаков дискриминации, верят на слово работодателям, что никакой дискриминации по какому-либо признаку не было, отклоняют иски в пользу работодателя. Можно сказать, открыто ущемляют права людей другой национальности, расы. В некоторых странах даже пытаются издать нормативно-правовые акты, которые дают приоритет коренному населению в государстве при устройстве на работу. Но ведь государство наоборот должно бороться с такими вещами, не так ли?
Что касается информации о расовой дискриминации, то она распространена в основном в Интернете (статьях, журналах, изданиях), но не на бумажных носителях. Это означает то, что ознакомиться с этой информацией могут только те люди, которые пользуются Интернетом как средством поиска информации, для другой части людей эта информация будет недоступна.
Если мы зададимся вопросом об актуальности данной темы за рубежом, то узнаем, что в этих странах очень высокий уровень освещения и появления публикаций на тему дискриминации. В России же эта тема не так актуальна; количество публикаций и обсуждений этой темы, откровенно говоря, мало. Причиной этому может быть непонимание всего масштаба данной проблемы или же безразличие к ней.
Борьба с дискриминацией должна осуществляться на всех уровнях: от государства до работодателя. При этом государство и работодатель должны придерживаться одной позиции, то есть все должны быть заинтересованы в победе над дискриминацией, ее искоренением.
Для борьбы с дискриминацией, на наш взгляд, необходимо, во-первых, чтобы государство проводило политику по ознакомлению всех иностранных граждан, которые находятся на территории РФ, с их правами и способами их защиты. Во-вторых, государство должно более пристально и внимательно следить за работодателями в вопросе дискриминации и, в случае, обнаружения таких проблем наказывать работодателя высоким штрафом. В-третьих, сам работодатель должен быть заинтересован в приеме на работу иностранных граждан, для этого государству необходимо вызвать эту заинтересованность в работодателе.
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 (ред. 03.07.2016) ( с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) — 5 с.
- Газета «Солидарность» //Дискриминация в сфере труда. — URL: http://www.solidarnost.org/articles/articles_1433.html.
- США. Организационное устройство миграционной политики. — URL: http://www.archipelag.ru
- http://www.lenta.ru/news/2007/08/24/racism/
- Журнал «Секрет фирмы» № 3 (186) 29.01.2007. Лисицын Дмитрий, Корпоративные страшилки.
- https://lenta.ru/news/2016/08/16/forbid/
- https://lenta.ru/news/2006/10/12/suit/
- https://lenta.ru/news/2010/04/15/ossi/