В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и через нетрадиционные формы работы.
Ключевые слова: познавательное развитие, дети дошкольного возраста, метод проектов, экспериментирование, исследовательская деятельность, познавательная активность, познавательный интерес
Познавательное развитие детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. Оно способствует формированию личности, способной к самопознанию и самосовершенствованию.
Познавательное развитие — это развитие всех психических процессов. Основным показателем развития ребенка дошкольного возраста является степень овладения им всевозможными видами детской деятельности, они служат главной движущей силой и источником развития ребенка, а также в них наиболее ярко проявляются все его достижения [3].
Важность познавательного развития ребенка дошкольного возраста описана в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Он предполагает формирование познавательных действий, познавательной мотивации, любознательности, первичных представлений об окружающем мире и явлениях, становление сознания. Организация образовательного пространства должна обеспечивать познавательную и исследовательскую активность всех детей, возможность экспериментирования с различными материалами. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен проявлять инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, любознательность, интерес к причинно-следственным связям, придумывать объяснения происходящим явлениям, иметь способность наблюдать и экспериментировать, обладать знаниями о себе, окружающем мире [4].
Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как это способствует развитию любознательности, мыслительных процессов, устойчивых познавательных интересов через исследовательскую деятельность.
В работах Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Паньковой отмечается важность приобщения дошкольников к осмысленной деятельности, в процессе которой дети самостоятельно могут обнаруживать свойства предметов, их сходства и различия. Осмысленная деятельность предоставляет им возможность получать знания самостоятельно. Часто причиной интеллектуальной пассивности детей является ограниченность интеллектуальных впечатлений и интересов ребенка. Зачастую, когда дети не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они способны быстро выполнить его, если его перевести в интересную для ребенка игру или практическую деятельность.
Главный принцип организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста — осознанность и активность самого ребенка в процессе получения новых для него знаний. Главной задачей познавательного развития дошкольника является формирование у него потребности активно мыслить и способности к нестандартному мышлению, умения преодоления трудностей при решении разнообразных интеллектуальных задач.
Е. А. Панько подчеркивает, что сформировать положительное отношение у ребенка к познанию возможно с помощью создания комфортной ситуации общения между взрослым и ребенком, а также в группе сверстников, где каждый ребенок признается равноправным участником педагогического процесса и активным субъектом деятельности. Ребенок в дошкольном возрасте восприимчив к тому, как относятся к нему окружающие взрослые (родители, воспитатели), это отношение сильно влияет на неокрепшую самооценку ребенка, формирует чувство уверенности или неуверенности в себе. Поэтому дошкольникам крайне важны участие, поддержка, внимание и интерес взрослого к его жизни, делам и проблемам [2, с. 155].
В работе с детьми дошкольного возраста используются интеллектуальные и познавательные задачи, которые представляют собой всевозможные учебные задания, предполагающие наличие знаний, поисковых способов и умений, а также стимуляцию активного использования связей, отношений, доказательств в ходе решения поставленных задач. Система таких познавательных задач сопровождает всю непосредственно образовательную деятельность, которая состоит из последовательных и постепенно усложняющихся по содержанию, формам и способам видов деятельности.
Эффективным методом познавательного развития дошкольников является экспериментирование — практическая деятельность поискового характера, которая направлена на познание сущности, свойств, характеристик, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В ходе экспериментирования дети дошкольного возраста выступают в роли исследователя, которые активно и самостоятельно познают окружающий их мир, используют при этом разнообразные формы воздействия и изменения его. В процессе экспериментирования дошкольник осваивает позицию субъекта познавательной деятельности [5].
Еще одним эффективным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является проектная деятельность, которая обеспечивает развитие познавательных интересов детей, способности самостоятельно формировать свои знания, ориентироваться в окружающем информационном пространстве, развитие критического и нестандартного мышления.
В практике современных дошкольных образовательных организаций используются следующие типы проектной деятельности:
– исследовательские проекты, которые требуют от ребенка продуманной структуры, подчинения логике исследования, выдвижений предположений решения обозначенных задач, разработку путей решения поставленных задач, в том числе экспериментальных, опытных; дети проводят эксперименты, опыты, анализируют полученные результаты, формулируют выводы и оформляют результаты исследования;
– творческие проекты чаще всего не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности всех его участников, она только намечается и развивается, подчиняясь необходимому конечному результату, который может быть оформлен как видеофильм, презентация, драматизация, праздник, выставка, альбом, игра, праздник;
– игровые проекты, в которых структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. В процессе проведения проекта дети принимают на себя определенные роли, которые обусловлены содержанием проекта;
– информационно — практико-ориентированные проекты направлены на сбор сведений и информации о каком — либо объекте, процессе, явлении; предполагается ознакомление детей с этой информацией, ее анализ, обобщение и систематизация фактов; результат проекта ориентирован на интересы самих участников; дети собирают и изучают информацию, обсуждают её, полученные результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей [1].
В последнее время в дошкольном образовании широко используется исследовательская деятельность, которая предполагает следующее:
– ребенок формулирует перед собой проблему, которую необходимо разрешить;
– составляет возможные пути решения данной проблемы;
– проверяет возможные решения, исходя из полученных данных;
– анализирует и систематизирует полученные данные;
– делает выводы в соответствии с результатами проверки;
– применяет выводы к новым данным;
– делает обобщения и оформляет полученные результаты.
Используя приведенные выше формы работы с детьми дошкольного возраста при решении проблемы познавательного развития дошкольников, педагог обеспечивает постепенный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.
Кроме традиционных форм обучения, используемых педагогами в рамках непосредственно образовательной деятельности целесообразно применение нетрадиционных форм, которые ни так давно вошли в педагогический процесс ДОО. Именно на таких мероприятиях педагоги имеют возможность не только закреплять, уточнять, расширять, систематизировать накопленные представления детей; но и вводить новое содержание.
Формы мероприятий, проводимые вне занятий:
– познавательные вечера;
– рассказы педагогов «Знаете ли вы…»;
– подбор иллюстраций, видеофильмов, презентаций о животных и растениях;
– выращивание растений вместе с детьми;
– календарь жизни группы;
– различное коллекционирование.
Таким образом, из выше написанного следует, что тот спектр форм организации познавательного развития, который используется в условиях ДОО, имеет широкие возможности в формировании познавательной мотивации, активности и интереса у дошкольников.
Литература:
- Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 47–49.
- Панько, Е. А. Воспитатель дошкольного учреждения / Е. А. Панько. — Минск: Зорны верасень, 2006. — 264 с.
- Попова, Н. В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Н. В. Попова. — Барнаул, 2002. — 22 с.
- Федеральный государственного образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
- Экспериментальная деятельность детей 4–6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л. Н. Мегнщикова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 130с.