Теоретические и концептуальные основы исследования качества жизни населения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 22.11.2016

Статья просмотрена: 1327 раз

Библиографическое описание:

Чупров, И. В. Теоретические и концептуальные основы исследования качества жизни населения / И. В. Чупров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 429-432. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35631/ (дата обращения: 18.12.2024).



Главной задачей любого государства, является создание комфортных условий жизни своих граждан. Для этого необходимо понимать фундаментальные основы потребностей человека, учитывать его интересы, культуру общества и постоянно стремиться к повышению качества жизни.

Понятие «качество жизни» тесно взаимосвязано с категориями «уровень жизни», «индекс развития человеческого потенциала», «человеческий капитал» и др. Появление таких категорий напрямую связано с проблемами экономического роста и развития общества. В разные исторические периоды, с учетом развития социологических, философских и экономических наук, указанные категории претерпевали изменения во взглядах ученых, эволюционировали, корректировались, но и в настоящее время продолжают совершенствоваться, обрастать новыми методиками исследований. Появляются новые технологии, которые позволяют более точно изучать сложности человеческой природы. Исследователи, как зарубежные, так и отечественные, всё больше начинают уделять внимание понятию «качество жизни населения». Создано большое количество литературы, научных трудов, что показывает заинтересованность общества в исследовании, оценке и самом повышении качества жизни.

Современные концепции качества жизни населения берут свое начало у древних философов и развиваются на протяжении все человеческой истории. Однако, более четкие границы и прикладной характер, начали проявляться в 20-м веке и главной парадигмой, долгое время, считалось осознание, что человек это лишь средство для достижения экономической цели.

В отечественной науке понятие «качество жизни» практически не использовалось, хотя часть исследований и были направлены на определение данного термина. «Качество жизни» рассматривалось как часть более полного комплексного подхода, состоящего из качества и образа жизни. В частности, Н.М. Римашевская доказывала в своих исследования, что образ, уровень, и качество жизни следует определять как «характеристики общественного организма, которые лежат в разных плоскостях, частично пересекаясь, но не покрывая и не подменяя друг друга». Предполагалось, что указанные характеристики могут быть объединены в комплекс определяющий состояние народного благосостояния.

Новый взгляд начал развиваться в 60-х годах 20 века, формировались новые подходы к роли человека в экономической сфере, когда человек выходит на первый план, становится целью, а не средством экономической деятельности.

Международные организации и исследовательские центры начинают фокусировать свое внимание на проблемах развития человека, его потенциала, уровня и качества жизни в разных странах. Резкое обострение социальных противоречий и невозможность их решения на основе традиционных экономических методов, объективно привели к появлению новых методов, новых теорий, направленных на исследование, а затем и на решение возникших проблем.

В рамках всероссийской научно-практической конференции «Реальная социальная политика в условиях государственной модернизации: опыт, проблемы, перспективы» в выступлении А.Б. Докторовича и А.И. Щербакова было отмечено: «В наступившем веке главными целями экономического развития должны быть не темпы роста внутреннего валового продукта и объема промышленного производства, не снижение уровня инфляции и другие, несомненно, важные макроэкономические показатели развития, а социальная, экономическая и информационная безопасность общества, устойчивое повышение жизненного уровня и качества жизни всего населения страны, создание условий, необходимых для нормального развития каждого человека и всего человеческого потенциала, существенное повышение удовлетворенности социальных ожиданий всех социальных групп населения» [1]. А.Б. Докторович и А.И. Щербаков выделили наиболее приоритетные факторы социально-экономического развития, влияющие на жизнь человека, это — безопасность, условия, способные дать человеку возможность адаптироваться в быстроменяющемся мире, человеческий потенциал, динамика повышения качества жизни, и степень удовлетворенности социальных ожиданий всех социальных групп населения.

Стоит отметить, что общепризнанных, научно обоснованных методик и критериев оценки качества жизни пока не создано. В развитых европейских странах анализ и оценка качества жизни основываются на исследовании доходов населения, структуры и качества питания, условий проживания, а бедность оценивается долей продовольственных расходов, достаточных для физического выживания [2]. Кроме этого нет общего подхода к таким понятиям как «качество жизни» и «уровень жизни». Часть ученых объединяют эти понятия, используя как взаимосвязанные. Сам термин «качество жизни» возник в силу ограниченности термина «уровень жизни». Практика показала, что сам по себе высокий уровень экономики не спасает общество от нищеты, необходимо высокое качество предоставляемых обществу услуг в сфере здравоохранения, образования, жилищных условий и т.д. Следовательно, мы исходим из того, что эти понятия стоит различать. В сравнении «уровень жизни» является более узкой категорией, чем «качество жизни».

В 80-е и 90-е гг. XX века в отечественной науке доминировал подход, по которому качество жизни рассматривалось как совокупность качественных характеристик товаров, потребляемых населением, благ и услуг (качество питания, здравоохранение, образование, жилищные условия и т.д.). Таким образом, качество жизни определялось качеством услуг, питания и других благ, а само содержание качества жизни определялось понятием «высококачественная жизнь». При таком положении понятий, определение «степени или высоты качества жизни» теряет смысл, а категории населения с небольшим достатком, вынужденные довольствоваться благами и услугами невысокого качества, вообще не рассматривались, так как их жизнь не попадала под определение «качественная жизнь».

При таком рассмотрении теории нарушалась методология, принцип единства научного знания, т. е. понятия в экономических науках не соответствовали таким наукам как социология и философия.

«Уровень жизни» определяет потребление человека, и определяется через социально-экономические показатели, такие как доходы, образование, здравоохранение, жилищные условия и т.д.

«Качество жизни» — это комплекс, который более широко охватывает условия жизнедеятельности человека и включает в себя как «уровень жизни», так и другие составляющие, например, экология, социальное благополучие, политический климат, психологический комфорт. Для оценки качества жизни необходимы не только статистические данные, сухие выдержки цифр, определяющие сколько человек потребляет и чем пользуется, но и субъективные оценки, т. е. насколько сам человек считает, соответствует ли его жизнь норме, которую он сам для себя определил. Субъективные оценки важны, потому что они дают возможность дифференцировать статистические данные по районам, социальным группам, дают возможность увидеть настроение в обществе, отношение к государству, к своему региону, к различным социальным институтам.

Отечественная наука рассматривала понятие «качество жизни», как социологическую категорию, которая выражает качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питание, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, структуры досуга, степень удовлетворения потребностей и содержательном общении, знаниях, творческом труде, уровень стрессовых состояний, структура расселения и др.) [3]. Такой подход является не в полной мере корректным, так как излишне сконцентрирован на качестве предметов потребления.

С экономической точки зрения, «качество жизни» рассматривается как «совокупность характеристик существования и жизнедеятельности современного человека, включающую в себя как материальные, так и основные внешние условия его жизни, отраженные в массовом сознании населения» [4], такое определение дает заведующий лабораторией ИМЭИ Минэкономразвития России Н.А. Денисов.

Из всех научных изысканий, философских и социологических теорий, можно выделить главенствующий подход, в основе которого лежит утверждение, что цивилизованное общество должно стремиться не к количеству оказываемых услуг, а к повышению их качества. Учитывая сложность настоящего периода, связанного с экономическим кризисом, следует обратить внимание на вывод западных ученых, что в период радикальных преобразований или экстремальных ситуаций, понятие качества жизни у человека формируется не рациональным, а эмоциональным способом.

Наиболее полным и точным определением в рамках нашего исследования можно дать следующее: "качество жизни" — это комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связана с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе. [5]

В общенаучном представлении понятие «качество» — философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря, которой он является именно этим, а не иным [6]. Или же «качество» — комплекс характеристик, которые относятся к способности объекта, соответствовать предполагаемым потребностям.

Рассматривая понятие «качество жизни», мы сталкиваемся с необходимостью раскрыть термин «потребность». Потребность — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо [7]. Понимание потребности человека имеет важное значение, с точки зрения применения инструментов и методов их удовлетворения.

В начале 20 века потребности рассматривались в контексте взаимозависимого противопоставления между объектом и субъектом. Если существует человек, значит существуют потребности, нет человека — нет потребностей. Здесь потребность рассматривается не в конкретном предметном смысле, а более широко, как например, потребность в отдыхе, утолении голода или жажды. В данном контексте потребности рассматривал Н.Д. Кондратьев: «Состояние нарушенного соответствия или равновесия между отдельными частями организма (или и их функциями) или между организмом и внешней средой и вытекающее отсюда состояние искания путей и восстановление этого равновесия мы и обозначим общим понятием потребности» [8].

Раскрывая потребности человека, мы находим его интересы, которые формируют человека как личность. Во второй половине 20 века отечественная наука оставалась на позиции, с которой понятие «интересы» применялось к большим группам людей. Классовый подход определял, что индивидуальные интересы, должны исходить из общественных или государственных, и, соответственно, интересы личности не входили в предмет изучения экономических наук. Современная наука стоит на том, что интересы, например, в духовной сфере, могут быть в виде ценностей, которые определяют социальное поведение, а уже здесь начинается точка отсчета в формировании культуры, традиций, норм морали, что в свою очередь создает индивидуальное представление человека о качестве жизни.

При смене парадигмы, когда человек стал рассматриваться как субъект хозяйствующей деятельности, как цель экономического развития, потребности и интересы стали изучаться более активно.

Поэтому качество жизни необходимо рассматривать (в широком смысле), как удовлетворение целого комплекса потребностей и интересов. Наличие интересов говорит об эмоциональной стороне человека, которую необходимо учитывать, когда речь заходит об анализе или статистике, проводимой с целью установить качество жизни населения в том или ином регионе. Учет интересов, при рассмотрении качества жизни, имеет важное практическое значение. Когда мы учитываем потребности, подразумеваем главенствующую роль государства по их удовлетворению, учитывая интересы, государству отводится задача создать условия для самореализации человека.

Сложность в изучении «качества жизни» заключается в огромном многообразии потребностей и интересов человека, что в свою очередь определяет большое количество методик изучения, а так же сложность построения систем анализа. Ни одну из существующих методик нельзя назвать идеальной, более того большинство, как отечественных, так и зарубежных, ученых сходятся во мнении, что создать метод анализа качества жизни с общим интегральным показателем, фактически невозможно. В данном отношении очень важен опыт экспертов, которые под эгидой ООН подготовили доклад в 1954 году «О вопросе международного определения и измерении жизненного уровня». В ходе подготовки доклада появилось четкое представление, что измерить уровень жизни, состоящей из материальных и не материальных аспектов, очень сложно. А после доклада 1966 года «Индекс уровня жизни», было решено отказаться от создания единого интегрального показателя, в силу того, что не созданы условия для сбора объективной информации.

Стоит отметить, что отказываться от составления рейтингов стран и регионов по качеству и уровню жизни, не стоит, так как эта информация может помочь в составлении прогнозов, подготовки стратегии действий для реального улучшения жизни людей. Но необходимо учитывать возможные погрешности, и стараться уходить от субъективных мнений при составлении результатов.

Литература:

  1. Докторович А.Б., Щербаков А.И. Социальная политика для современной России: концепция развития человека и методология системного анализа // Всероссийская научно-практическая конференция «Реальная социальная политика в условиях государственной модернизации: опыт, проблемы, перспективы». — 2002: РАГС, 2002. — С. 8-32.
  2. Синицкая Н.Я. Развитие человеческого потенциала как стратегическая цель региональной социальной политики: Монография. — Архангельск: Поморский университет, 2004. — 298 с.
  3. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалев С.М., Панов В.Г. Качество жизни // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 840.
  4. Денисов Н.А. Сопоставление качества жизни начисления регионов России на основе интегрального показателя//Уровень жизни регионов России. № 2. — М., ВЦУЖ., 2002, с.23.
  5. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретация // Федеральный образовательный портал ЭСМ. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/978/946/1223/Belyaeva_4.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
  6. Качество // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/151618 (дата обращения: 16.11.2016).
  7. Потребность // Глоссарий.ru. URL: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RPuywlhtuxyo (дата обращения: 16.11.2016).
  8. Кондратьев, Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. — М.: Наука, 1991. — 591 с.
Основные термины (генерируются автоматически): качество жизни, отечественная наука, потребность, интерес, качество, качество питания, оценка качества жизни, уровень жизни, человеческий потенциал.


Похожие статьи

Методологические аспекты изучения и оценки уровня жизни населения

Методологические аспекты разработки прогноза развития пищевой промышленности

Теоретические и методологические аспекты анализа финансового состояния предприятия

Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения

Методологические основы анализа финансового состояния предприятий

Методические основы анализа конкурентной среды, измерения концентрации и силы рынка

Принципы и показатели устойчивого развития экономики

Сущность и нормативные характеристики технологического образования школьников

Методические и методологические аспекты анализа конкурентоспособности предприятий и продукции АПК

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Похожие статьи

Методологические аспекты изучения и оценки уровня жизни населения

Методологические аспекты разработки прогноза развития пищевой промышленности

Теоретические и методологические аспекты анализа финансового состояния предприятия

Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения

Методологические основы анализа финансового состояния предприятий

Методические основы анализа конкурентной среды, измерения концентрации и силы рынка

Принципы и показатели устойчивого развития экономики

Сущность и нормативные характеристики технологического образования школьников

Методические и методологические аспекты анализа конкурентоспособности предприятий и продукции АПК

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Задать вопрос