Статья посвящена исследованию различия творческого воображения русских и вьетнамских студентов по результатам методики «Самооценка творческих способностей» Е. Е. Туника.
Ключевые слова: творческое воображение, воображение, творчество
Альберт Эйнштейн говорил: «Логика может привести Вас от пункта, А к пункту Б, а воображение — куда угодно»; и «Воображение гораздо важнее знаний. Знания опираются лишь на то, что мы сейчас знаем и понимаем, в то время как воображение включает в себя целый мир и все то, что мы когда-либо поймем и узнаем».
Воображение-это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат [1].
Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно — образной форме [3].
Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника [4].
В данной работе использована методика «Самооценка творческих способностей» Е.Е. Туника для изучения различия творческого воображения русских и вьетнамских студентов по курсам обучения.
Исследование проведено на 100 студентах из России и 163 студентах из Вьетнама.
Е.Е. Туник видоизменил и создал методику «Самооценкa творческих способностей». Этот тест позволяет определить четыре особенности творческой личности: 1) любознательность (Л); 2) воображение (В); 3) сложность (С) и 4) склонность к риску (Р). Нас интересует только результат воображения, который представляется в следующей таблице:
Таблица 1
Уровни творческого воображения русских и вьетнамских студентов по курсам обучения
Воображение |
Низкий |
Пониженный |
Средний |
Повышенный |
Высокий |
||||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
||
Курс-1 |
Россия |
0 |
0,0 |
2 |
11,8 |
11 |
64,7 |
4 |
23,5 |
0 |
0,0 |
Вьетнам |
2 |
8,0 |
6 |
24,0 |
10 |
40,0 |
7 |
28,0 |
0 |
0,0 |
|
Курс-2 |
Россия |
2 |
8,0 |
5 |
20,0 |
11 |
44,0 |
8 |
32,0 |
0 |
0,0 |
Вьетнам |
2 |
9,1 |
8 |
36,4 |
11 |
50,0 |
1 |
4,5 |
0 |
0,0 |
|
Курс-3 |
Россия |
0 |
0,0 |
4 |
11,1 |
13 |
36,2 |
17 |
47,2 |
2 |
5,5 |
Вьетнам |
1 |
3,4 |
10 |
34,5 |
10 |
34,5 |
8 |
27,6 |
0 |
0,0 |
|
Курс-4 |
Россия |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
6 |
42,86 |
7 |
50,0 |
1 |
7,14 |
Вьетнам |
0 |
0,0 |
9 |
23,1 |
16 |
41,0 |
14 |
35,9 |
0 |
0,0 |
|
Курс-5 |
Россия |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
3 |
37,5 |
5 |
62,5 |
1 |
12,5 |
Вьетнам |
0 |
0,0 |
2 |
8,7 |
4 |
17,4 |
17 |
73,9 |
0 |
0,0 |
|
Курс-6 |
Россия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Вьетнам |
1 |
4,4 |
5 |
21,7 |
13 |
56,5 |
4 |
17,4 |
0 |
0,0 |
|
Результаты, представленные в таблице 1, показывают, что уровень творческого воображения российских студентов выражает порядочное развитие по курсам. Студенты 1-го курса установили уровень творческого воображения с наименьшими процентами (64,7 % средний, 23,5 %: выше среднего и ни одного процента высокого уровня ); студенты 2-го курса установили уровень творческого воображения выше студентов 1-го курса (44,0 % средний, 32,0 % выше среднего и ни одного процента высокого уровня); студенты 3-го курса еще выше (36,2 % средний, 47,2 %: выше среднего и 5,5 % высокий ); студенты 4-го курса еще выше (42,86 % средний, 50,0 %: выше среднего и 7,14 % высокий ) ; у студентов 5-го есть наилучший результат (37,5 % средний, 62,5 %: выше среднего и 15,5 % высокий).
Уровни творческого воображения вьетнамских студентов отличаются по курсам, но не следует по постоянному порядку. Студенты 1-го курса установили творческого воображения с наименьшими процентами (50 % средний, 4,5 % выше среднего); у студентов 5-го есть наилучший результат (73,9 % выше среднего). Студенты остальных курсов незначительно отличаются друг от друга, ни один студент не достиг высокого уровня.
В результате анализа показано, что существует различие уровня творческого воображения между русскими и вьетнамскими студентами. Эта разница конкретно представляется в диаграмме 1 и 2:
Рис. 1. Распределение русских студентов по уровню творческого воображения от курса обучения
Рис. 2. Распределение вьетнамских студентов по уровню творческого воображения от курса обучения
В результате анализа сделан вывод, что различия в уровнях творческого воображения зависит от внутренних факторов личных студентов. Внешней причиной этого неудовлетворения является ограничительные факторы, такие как окружающая среда, культура, образование, наука, техника и технология. Образование является основной главной причиной различия творческого воображения между российскими и вьетнамскими студентами.
Литература:
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казань, 1988. — 255 с.
- Динь Нгок Тханг. Изучение влияния образовательного фактора на творческие способности студентов. // Гуманитарные исследования журнал, 2015, № 3 (55) — c. 137- 145.
- Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. -М.: Просвещение, 1989. — 274c.
- Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. //Психологический журнал. -М.: Наука/Интерпериодика, 2001, № 5. с.57-68.