В связи с введением ФГОС второго поколения остро встал вопрос о методах, способствующих формированию различных УУД. Большинство работающих учителей утверждают, что на формирование метапредметных умений в урочной деятельности времени нет, так как основной задачей урока все-таки считают достижение учащимися предметных результатов. Особенно это касается познавательных УУД. В этом призвана помочь внеурочная деятельность.
И, если во внеурочной деятельности общеинтеллектуального, художественно-эстетического и спортивно-оздоровительного направлений на это могут работать множество различных методов, то общекультурное направление все еще сводиться к проведению курсов в форме экскурсий, на которых всего лишь осуществляется трансляция информации о культурных объектах.
В этом может помочь образовательное путешествие, которое можно рассматривать и как форму и как метод.
Образовательное путешествие — особая форма, нацеленная на знакомство с некоторым количеством объектов и осознание их значения для культуры и истории государства.
Образовательное путешествие — это педагогический метод, позволяющий преобразовывать окружающую среду в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира — выявления культурных смыслов, значений, образов, которые в них заложены и являются отражением мировидения и мироощущения человека.
Основное отличие образовательного путешествия от экскурсии в том, что учащийся не получает знания в готовом виде от экскурсовода, а находит информацию самостоятельно, рассматривая, анализируя увиденные объекты.
Таким образом, в образовательном путешествии учащийся выступает не как объект обучения, а как его активный субъект. Педагогу же отводится роль наблюдателя, помощника.
Этот метод призван научить ребенка видеть объекты культуры, анализировать их элементы, устанавливать связи между отдельными культурными и природными объектами, делать выводы, то есть ориентироваться в мире искусства и природы.
Анализ сущностных характеристик метода, описанных Е. Н. Коробковой и Л. К. Ермолаевой, позволил сформулировать, что познание мира в образовательном путешествии строится в определенной логике, обеспечивающей формирование основных УУД:
‒ определение совместно с учащимися идеи или проблемы путешествия, осмысление которой актуально для современного школьника, способно «повести» его по пути познания — регулятивные и познавательные УУД;
‒ идет не от изложения готовых истин к их иллюстрации, в качестве которой выступают памятники культурного наследия, а, наоборот, — от личных ощущений и наблюдений к обобщению и формированию новых представлений — личностные УУД, включающие смыслообразование и нравственно-этическое оценивание;
‒ основывается на активной и самостоятельной деятельности участников путешествия, что позволяет превратить исследование объекта в личное переживание, связанное с определенными усилиями, с поиском и открытием — системно-деятельностный подход в обучении;
‒ предполагает соединение разных видов деятельности в процессе исследования — визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановка опытов и экспериментов — регулятивные УУД, связанные с прогнозированием, контролем, коррекцией результата освоения и познавательные УУД;
‒ предполагает свободу выбора источников получения информации об объектах окружающего мира — регулятивные и познавательные УУД.
Метод образовательного путешествия схож с методом проектов. Учащиеся самостоятельно осуществляют поиск информации (в данном случае получая ее знакомясь с объектом как текстом культуры), самостоятельно анализируют, делают выводы.
Этапы подготовки к образовательному путешествию:
- Постановка цели (проблемы). Идея путешествия должна быть понятна и актуальна для учащихся. Подбор реально существующих объектов, находящихся в зоне доступности. Составление маршрутного листа. В маршрутном листе необходимо указать объекты исследования (при их указывании стоит давать учащимся четкие ориентиры или приложить карту), порядок действий учащихся и поставить вопросы, на которые нужно будет ответить в ходе исследования.
- Непосредственно исследовательская работа учащихся. Удобнее проводить ее в группах.
- Подведение итогов путешествия. Учащиеся должны будут выяснить общее между исследуемыми объектами и сделать вывод о решении поставленной задачи.
Таким образом образовательное путешествие будет интересно учащимся, так как дает им определенную свободу действий и мысли, в то же время этот метод способствует формированию ключевых метапредметных умений учащихся.
Технологическая карта, которая раздается учащимся, выглядит в виде таблицы, состоящей из двух столбцов. В первом указаны вопросы, на которые должны ответить учащиеся, анализируя указанный объект, а вторая остается пустой для записи ответов детей.
Пример образовательного путешествия для младших школьников.
Образовательный маршрут врамках курса внеурочной деятельности «Отечество нам Царское Село» для учащихся 3 класса
«Ворота Царского Села».
Учащимся предстоит образовательное путешествие по Царскому селу.
Детям выдана карта с указанием улиц и пометками остановок и объектов. Кроме того, у учащихся есть возможность получать дополнительную информацию из сети Интернет через планшетные компьютеры.
Как называется улица, на которой они поставлены? Определите, элементами чего эти здания являются? Кто является архитектором этих зданий и решетки между ними? Жилые ли это здания в настоящий момент? Какими атрибутами они украшены? Как вы считаете, почему они поставлены именно здесь? Чем раньше они могли являться? Чем являются сейчас? |
Дети должны узнать Московские ворота, расположенные на Московском шоссе. Из надписи на доске узнают, что одним из создателей ворот был архитектор В. А. Глинка. Определяют, что в настоящий момент они не жилые, но изначально в них предусматривалось нахождение людей. По военной атрибутике делают вывод, что строительство ворот связано с армией. Из справочной литературы узнают, что Московские ворота раньше являлись сторожевыми форпостами. Делают вывод о том, что ворота поставлены при въезде в Царское Село на дороге, связывающей Москву и Санкт-Петербург. |
Что представляет собой решетка парка в этом месте? Подойдите к воротам, осмотрите их. Что собой они представляют? Выясните, что написано на воротах. Есть ли через ворота вход в парк? Попробуйте определить, из какого материала выполнены эти ворота. Какими атрибутами украшена решетка Екатерининского парка в этом месте? К какой эпохе нас отсылают эти атрибуты? Как вы думаете, кого или что могут прославлять эти ворота? |
Дети подходят к воротам «Любезным моим сослуживцам». Выясняют, что через них в парк входа нет. Рассмотрев украшение решетки парка по обе стороны от ворот, делают вывод о том, что они являются частью решетки парка. Ворота представляют собой чугунные колонны. Осмотрев украшения решетки и прочитав надпись на воротах, делают вывод о том, что строительство ворот было связано с прославлением русских войск (наподобие триумфальных арок в Древнем Риме). |
Осмотрите ворота. Из какого материала они выполнены? Что написано на воротах: прочитайте надписи с обеих сторон. Кому они посвящены? В связи с какими событиями? Выясните, кто архитектор. Как вы думаете, почему настолько дорогостоящее строение посвящено одному человеку? |
Дети доходят до Орловских ворот. Выясняют, что выполнены они из дорогостоящего материала — мрамора. Прочитав надпись на воротах, выясняют, что посвящены они графу Орлову, который помогал людям справляться с эпидемией чумы. |
Осмотрите ворота. Что вы видите за воротами? С помощью каких элементов они связаны со зданием Екатерининского дворца? Чем украшены эти ворота? Какие материалы использовались? Какие элементы ковки вы увидели? Символами чего они являются? О чем это свидетельствует? Для всех ли предусмотрен был вход через эти ворота? |
Дети подходят к воротам парадного двора Екатерининского дворца. Выясняют, что они являются элементом ансамбля Екатерининского дворца при помощи каменных колонн, выполненных в том же стиле, что и дворец. Делают вывод о том, что эти ворота предваряли вход в императорский дворец, т. к. в их декоре использовалось золото и украшены они государственными символами (короной и гербом). Предназначались въезда во двор самой Екатерины IIи важных посетителей дворца. |
|
Дети анализируют информацию обо всех увиденных объектах. Делаю вывод о том, что ворота могут являться и въездом в город, и элементом решетки, посвященным героизму, и входом в парк, отражающим благосклонность власти к одному человеку, и парадным входом во двор дворца, предназначенным не для всякого человека. |
Дополнительные источники информации для учащихся:
|
|
Литература:
- Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. — СПб, СМИО Прес, 2009.
- Коробкова Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: историко-педагогический аспект проблемы // Содержание образования: исторический и современный опыт. Материалы V научно-практической конференции 23 апреля 2002 г. — СПб.: СПбАППО, 2003.
- Нуриджанова Е. Л. Образовательное путешествие как один из методов формирования общекультурных и профессиональных компетенций в практике обучения будущего педагога. http://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1388
- Образовательное путешествие как проект. http://grantproject.ru/publ/konferencija_po_proektnoj_dejatelnosti/obshhie_voprosy_proektnoj_dejatelnosti_v_obrazovanii/obrazovatelnoe_puteshestvie_kak_proekt_iz_opyta_raboty/17–1-0–268