В конце учебного года наиболее эффективными для учащихся в силу их возрастных особенностей развития становятся уроки с игровыми элементами, проводимыми вне стен классной комнаты.
Цели изадачи урока
Образовательные:
– Повторить учебный материал по физике за курс 9 класса;
– Акцентировать внимание учащихся на наиболее значимых темах, проверяемых в ходе ГИА.
Развивающие:
– создать условия для развития коммуникативных действий у учащихся;
– продолжить работу по развитию у учащихся регулятивных умений
– развивать умение применять знания в нестандартной учебной ситуации.
Воспитательные:
– показать эффективность применения физических знаний к решению практических задач
– способствовать укреплению здоровья обучающихся.
Место проведения — пришкольная территория (спортивный зал)
Форма проведения — командные соревнования
Оборудование:
1) обруч
2) измерительная рулетка — 2
3) секундомер — 2
4) 2 блокнота
5) 2 шариковые ручки
6) мяч
7) карточки с заданиями «Покажи движение»
8) карточки с заданиями игры «Графики»
9) карточки с заданиями игры «Физический крокодил»
10) карточки с заданиями игры «Строимся»
11) цветные атласные ленты
12) метровые линейки
Сценарный план урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Проверяет готовность класса к уроку. Сообщает учащимся цели и задачи на урок Выбирает из числа учащихся капитанов соревнующихся команд Объясняет учащимся правила соревнований, систему оценивания отдельных конкурсов, каким образом будут выставляться отметки учащимся за урок. Консультирует учащихся в случае затруднения поисков пути решения. Фиксирует результаты конкурсов в оценочных листах. Комментирует качество взаимной оценки учащимися друг друга. Подводит итоги урока. Организует этап рефлексии. |
Капитаны команд по очереди набирают себе команду из учащихся класса Учащиеся, получив очередное конкурсное задание, самостоятельно распределяют роли в команде, планируют этапы решения нестандартной учебной задачи, выбирают необходимые приборы и материалы, определяют формы представления результатов. Обсуждая свое решение с членами команды, капитаны выставляют отметки членам своей команды за урок. Учащиеся делятся своими впечатлениями, отмечают наиболее интересные задания, учебные ситуации, вызвавшие наибольшее затруднение, анализируют причины трудностей. |
Конкурсные задания
- «Физическая азбука»
Участники команд встают в две шеренги друг напротив друга, бросая мяч противоположно стоящему игроку, называют произвольные физические явления, величины, единицы измерения, фамилии ученых в алфавитном порядке (пропуская буквы Щ, Ь, Ъ). Если участник испытывает затруднение он может взять помощь команды. В этом случае правильный вариант оценивается 0,5 балла.
- «Покажи движение»
Учащимся предлагается проблемное экспериментальное задание «С помощью измерительной рулетки и секундомера продемонстрировать движение с заданной средней скоростью».
1 команда — 3,6 км/ч
2 команда — 9 км/ч
- «Графики»
Учащимся предлагается с помощью атласных лент изобразить координатные оси и вид графиков Vх(t), ах(t) (, в соответствии с заданным описанием движения:
1 команда «Тело, трогаясь с места, увеличивает свою скорость»
2 команда «Тело, брошенное вертикально вверх с поверхности земли, достигает наивысшей точки подъёма»
- «Физический «крокодил»»
Используя правила известной игры «Крокодил», в соответствии с заданием на карточке необходимо изобразить физическое явление, а задача команды соперников — угадать его без дополнительных подсказок. При иллюстрации можно использовать дополнительное оборудование.
- «Строимся!»
Команды выполняют на скорость команды ведущего:
1) Построиться в порядке возрастания силы тяжести
2) Увеличьте свое давление на пол в 2 раза
3) Построиться в порядке убывания потенциальной энергии головы (считать массы голов участников одинаковыми)
4) Пропеть звуки в порядке возрастания частоты и одновременного уменьшения амплитуды (дугой команде — с уменьшением частоты и возрастанием амплитуды)
5) Построиться в порядке увеличения длины волны электромагнитных излучений (учащимся раздаются карточки, иллюстрирующие электромагнитные излучения различных длин волн).
Подведение итогов(все учащиеся получают оценки от капитанов команд, делятся своими впечатлениями).
Приложение
К заданию 2 С помощью измерительной рулетки и секундомера продемонстрировать движение со средней скоростью 3,6 км/ч |
С помощью измерительной рулетки и секундомера продемонстрировать движение со средней скоростью 9 км/ч |
К заданию 3 С помощью линеек и атласных лент изобразить координатные оси и вид графиков Vх(t), ах(t), в соответствии с заданным описанием движения: «Тело, трогаясь с места, увеличивает свою скорость» |
С помощью линеек и атласных лент изобразить координатные оси и вид графиков Vy(t), аy(t), в соответствии с заданным описанием движения: «Тело, брошенное вертикально вверх с поверхности земли, достигает наивысшей точки подъёма» |
К заданию 4 Изобразите явление электромагнитной индукции с иллюстрацией правила Ленца |
Изобразите поперечную механическую волну |
Изобразите строение атома гелия |
Изобразите состояние невесомости |
Оценочный лист
№ команды |
«Физическая азбука» (1 балл за правильный ответ, 0,5балла если потребовалась помощь команды) |
«Покажи движение» (3балла за правильно выполненное задание с демонстрацией) |
«Графики» (максимум за правильно выполненное задание 2балла) |
«Физический крокодил» (за правильно выполненное задание 1балл, за угаданное задание соперников — 1 балл) |
«Строимся!» (1балл присуждается команде, которая быстрее выполнит задание) |
Итог игры |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|