The article considers the problem of readiness for professional activity of students of bachelors of pedagogical education through verification of the level of mastering employment actions, skills and knowledge to promote the emergence of developmental features of students.
Key words: Professional standard; students; labor actions; required skills; required knowledge
В условиях смены образовательных парадигм и перехода на многоуровневую систему обучения высшее образование изменяет свою траекторию благодаря внедрению новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
В связи с динамично меняющейся социальной средой, активным процессом информатизации образования, усиления роли психологии в воспитательной деятельности меняются и требования к квалификационным характеристикам учителя. 18 октября 2013 г был утвержден «Профессиональный стандарт педагога», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Особенность этого документа — значительное повышение профессиональных требований к психологической подготовке педагога. В блоках 3.1.1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение», 3.1.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность», 3.1.3. Трудовая функция «Развивающая деятельность» более половины действий, знаний и умений либо напрямую указывают на необходимость соответствующей психологической подготовки (например, «Освоение и применение психолого-педагогических технологий...» [2], либо предполагают ее (например, «Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития» [2]; или «Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе» [2].
Согласно исследованиям Ю.П. Поваренкова, стадия профессионального обучения в педагогическом университете делится на два периода: учебно-академический (1-3 курсы) и учебно-профессиональный. В течение первого периода формируется учебная деятельность в соответствии с университетскими требованиями и личность студента, на втором — закладываются основы личности профессионала и психологической системы профессиональной деятельности [1]. Дидактическая компетентность педагога — интегральная комплексная психолого-педагогическая характеристика профессионализма — как на уровне общей готовности к деятельности по организации дидактического процесса, так и на уровне ее осуществления [3].
Проблема формирования профессиональной компетентности студентов в настоящее время не теряет своей актуальности, в частности, наше исследование направлено на изучение готовности к профессиональной деятельности студентов — бакалавров педагогического образования через проверку овладения трудовых действий, необходимых умений и знаний в обучающей, воспитательной и развивающей деятельности педагога в условиях внедрения профессионального стандарта. Для реализации поставленной цели нами были разработаны и проведены тестовые задания с помощью, которых проверялась психологическая подготовка студентов, в уровне овладения трудовыми действиями, умениями и знаниями, содействующие формированию развивающих функций обучающихся.
Выборку составили: студенты-бакалавры Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, четвертого и пятого года обучения, направления подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование. Направленность (профиль): Хакасский язык и литература, Русский язык; 44.03.05 Педагогическое образование. Направленность (профиль): Начальное образование: Хакасский язык и литература; 4.03.05 Педагогическое образование. Направленность (профиль): Математика, Физика; 44.03.05 Педагогическое образование. Направленность (профиль): Информатика, Математика; 4.03.05 Педагогическое образование. Направленность (профиль): Безопасность жизнедеятельности (N=135).
Исследование показало, что у студентов — бакалавров педагогического образования в обеспечении развивающей функции большие трудности связаны с реализацией трудовых действий педагога (рис. 1.).
Рис. 1. Уровень овладения трудовой функцией
Как видно из рисунка, 37,7 % студентов имеют низкий уровень овладения трудовыми действиями педагога, чуть больше студентов — 49,5 % показали средний уровень овладения трудовыми действиями и только у 16,4 % бакалавров выявлен высокий показатель рассматриваемой характеристики. Это может говорить о выраженных трудностях в практической деятельности студентов направленной на обеспечение развивающей функции обучения.
Однако в исследовании той же функции, у бакалавров выявлен достаточный уровень необходимых знаний. Большая часть студентов — 48,8 % демонстрируют хороший средний уровень овладения необходимыми знаниями, 34,07 % исследуемых показали высокий запас знаний и всего 17,03 % — низкий уровень.
Что касается овладения студентами необходимых умений содействующих формированию развивающей функции обучающихся, то здесь выборка распределилась следующим образом: почти половина бакалавров — 49,6 % имеют средний уровень сформированности необходимых умений, высоким уровнем обладает меньшая часть студентов — 22,9 % и 27,4 % исследуемых показали низкий уровень необходимых умений.
Рассмотрим более подробно, какие показатели повлияли на полученные результаты.
Таблица 1
Развивающая деятельность
Трудовые действия |
Высокий % |
Средний% |
Низкий% |
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития |
25,9 |
43,7 |
30,3 |
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка |
17,7 |
39,4 |
42,9 |
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума |
26,6 |
51,1 |
22,2 |
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка |
18,5 |
41,5 |
40 |
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу |
21,5 |
34,1 |
44,4 |
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
40 |
43 |
17 |
Как показывает таблица 1, основные трудности в реализации трудовых действий связаны, с низкой практико-ориентированной психологической подготовкой студентов-бакалавров педагогического образования. Наиболее затруднено, как показывает наше исследование, выбор и применение инструментария, методов диагностики и оценки показателей уровня, динамики развития ребенка, адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу. Так же студенты бакалавры продемонстрировали затруднения в разработке программ индивидуального развития ребенка. Полноценное освоение педагогами образовательных программ предполагает не только следование определенной технологии, но и ясное понимание всего комплекса ее психолого-педагогических оснований, узловых моментов логики развития детей.
Таблица 2
Развивающая деятельность
Необходимые знания |
Высокий % |
Средний% |
Низкий% |
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития |
45,9 |
42,9 |
11,2 |
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ |
41,5 |
46,6 |
11,9 |
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью |
25,9 |
51,8 |
22,3 |
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей |
26,6 |
54,1 |
19,3 |
Как показывает таблица 2, у студентов бакалавров педагогического образования выявлен средний и высокий уровень психологических знаний, необходимых для обеспечения развивающей деятельности обучающихся. Бакалавры педагогического образования имеют достаточно устойчивые представления о законах развития личности и проявления личностных свойств, психологических законах периодизации и кризисов развития, а так же они успешно ориентируются в закономерностях формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенностях и закономерностях развития детских и подростковых сообществ.
Существуют некоторые трудности и в овладении бакалаврами необходимых умений обеспечивающих развивающую деятельность обучающихся.
Таблица 3
Развивающая деятельность
Необходимые умения |
Высокий % |
Средний % |
Низкий % |
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ |
20 |
42,9 |
37,1 |
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) |
20,1 |
48,1 |
31,8 |
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося |
13,5 |
57,7 |
28,8 |
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |
17 |
40 |
43 |
Из таблицы 3 видно, что основные сложности в овладении необходимых умений связаны с проблемами взаимодействия педагога с другими специалистами — психологами, дефектологами, логопедами в целях совместной реализациипсихолого-педагогического сопровождения основных общеобразовательных программ, а так же составленияпсихолого-педагогической характеристики личности обучающегося.
Таким образом, полученные результаты подводят к тому что в учебной деятельности студентов необходимо создать систему действий, по своей психологической структуре одинаковых с действиями, совершаемыми в реальной обстановке т. е. создать систему действий для тренировки. Возникает необходимость разработки и новых требованийк преподаванию психологии, требующиевключения в программу, как минимум, двухновых блоков — психодиагностики и семейной психологии.
Литература:
- Поваренков, Ю.П., Слепко Ю.Н. Оценка эффективности педагогической деятельности Текст. учебное пособие / под общ. ред. Ю.П. Поваренкова. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. 167 с.
- Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, г. Москва. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedag0g-d0k.html.
- Оруджалиева Э.Р. Диагностика готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования: Автореф. дис. ... кандидата педагогических наук:- Махачкала, 2011. 22с.