В статье представлен обзор набирающих популярность инновационных технологий, применяемых в логистике. Представлены краткий анализ текущего состояния российской логистической инфраструктуры и ее сравнение с показателями лидирующих в этой отрасли стран. Также обозначены основные тенденции развития отечественной логистики и возможности внедрения инновационных технологий при нынешнем состоянии инфраструктуры.
Ключевые слова: логистика, инновации, транспортно-логистические услуги (ТЛУ), беспилотные летательные аппараты (БПЛА),WMS-системы
Внедрение инноваций — неотъемлемая часть любого предприятия и головная боль любого предпринимателя, желающего удержать имеющихся клиентов и привлечь новых. Логистика — это особенно важная сфера деятельности, так как логистических подход можно увидеть во всем: от способа подачи информации до простой доставки конечному потребителю. По определению, логистика — методология оптимизации и управления потоками в системах.
Одна из проблем российской логистики — устаревшее оборудование и отсутствие современных методов управления и инновационных технологий. Так же следует обратить внимание и на существенную долю логистических издержек в валовом внутреннем продукте. Россия входит в число стран с высоким уровнем логистических издержек, что существенно снижает эффективность производства и торговли, отрицательно влияет на конкурентоспособность компаний и страны в целом. В валовом внутреннем продукте РФ доля логистических издержек доходит до 19 %, тогда как в Китае она составляет 18 %, в Бразилии и Индии — 11-13 %, в США — 8,5 %, в Италии — 9,7 %, в Японии и Германии — 8,5 % и 8,8 %, соответственно. Средний мировой показатель логистических издержек в 2014 г. оценивается Armstrong&AssociatesInc в 11,7 % [1].
Оценивая позицию российского рынка Транспортно-логистических услуг (ТЛУ) в мировом масштабе, выявим лидеров мирового рынка. Ими являются: США — 23 % объема рынка, европейские страны — 19 % и Китай — 15 % рынка. На долю российского рынка приходится 2,5 % объема услуг по данным за 2012 год [1]. Исходя из этих количественных показателей, можно прийти к такому выводу: в настоящее время на мировом рынке ТЛУ Россия не играет существенной роли, однако объем транспортно-логистических услуг возрастает[1]. Более полные данные приведены в таблице 1 [2].
Таблица 1
Мировой и российский рейтинг ТЛУ
|
ВВП, $ млрд |
Логистические затраты |
Доля логистических затрат в ВВП,% |
Транспортно-логистический рынок |
Рынок ТЛУ (логистический аутсорсинг) |
Доля аутсорсинга,% |
США |
15930,9 |
1332 |
8,5 |
1162,4 |
945,0 |
81,3 |
Европа |
16414,1 |
1487,6 |
9,2 |
1213,0 |
783,6 |
64,6 |
Китай |
8852,5 |
1486,8 |
18,0 |
1297,4 |
635,7 |
4,0 |
Россия |
2097,5 |
398,525 |
19,0 |
319,9 |
121,6 |
38,0 |
Мир, всего |
73786,5 |
8578,1 |
11,6 |
7521,4 |
4136, |
55,0 |
Рассмотрим современные тенденции развития и существующие инновационные технологии, которые активно применяются в западных странах или только набирают обороты.
- Беспилотные летательные аппараты (БПЛА).
Пока только компании-гиганты могут позволить себе экспериментировать и искать новые пути решения проблем, оптимизации и автоматизации. Так, например, компания-лидер по предоставлению логистических услуг — немецкая DHL, а также американские компании Google и Amazon, уже предприняли попытку внедрения БПЛА в логистический процесс. БПЛА, естественно, имеют и свои плюсы, и свои недостатки, представленные в таблице 2 [3].
Таблица 2
Достоинства и недостатки БПЛА
Преимущества |
Раскрытие параметра |
Недостатки |
Раскрытие параметра |
Экономия средств |
Стоимость доставки БПЛА груза, весом не более 2кг, была оценена в 0,1$ против 2-8$ наземным транспортом. |
Конфиденциальность и безопасность |
БПЛА — изначально военные объекты, что является важным фактором для его психологического восприятия. БПЛА являются основной угрозой информационной безопасности не только граждан, но и компаний. |
Экологичность |
Электроэнергия — единственный ресурс, который необходим для работы дрона, что в значительной мере «озеленяет» его. |
Законопроекты |
В законодательстве многих стран существует ряд законопроектов, так или иначе ограничивающих полеты беспилотников в воздушном пространстве. А также БПЛА подлежат обязательной регистрации, что также усложняет их в использовании, хотя и существуют дроны, освобожденные от регистрации в силу своих характеристик. |
Исключение «человеческого фактора» |
Данный фактор |
«Проблемы в воздухе» |
Птицы доставляют также ряд проблем. Например, в случае столкновения с ними, мы получим 3 проблемы сразу: сломанный БПЛА, испорченный груз и погибшую птицу. |
Автономность, гибкость |
Автономность позволяет корректировать курсы в случае необходимости или форс-мажорных обстоятельств. Гибкость проявляется в очень высокой скорости реагирования. |
Погодные условия |
БПЛА в зависимости от остальных транспортных средств, используемых в логистике, чувствителен к малейшим погодным условиям, что значительно затрудняет их использование. |
Подводя итог, можно сказать, что главными факторами, так или иначе, удерживающими логистические компании от применения ПБЛА являются «проблемы в воздухе» и чувствительность к погодным условиям. Но, по-моему мнению, дроны могут быть использованы в логистическом процессе внутри складских помещений или других закрытых пространствах для дополнительной автоматизации некоторых важных функций.
- Упаковочная машина E-Jivaro.
В 2015 году французская компания «Savoye» выпустила первую полностью автоматизированную упаковочную машину, которая сама регулирует высоту коробок в зависимости от их наполняемости. Применение данной технологии имеет ряд преимуществ, которые до появления E-Jivaro нельзя было достичь с помощью всего одной машины. Во-первых, технология позволяет минимизировать затраты на упаковку и транспортировку. Так, по данным британской компании «HallmarkCards» внедрение всего двух пилотных машин позволило сократить транспортные расходы минимум на 25 %. Также компания дополнительно сэкономила благодаря высокой производительности машины (14 коробок в минуту) при обработке в среднем 4 тысяч коробок ежедневно и сокращению высоты каждой из них на несколько сантиметров, что в перспективе дало хорошие результаты [4]. Во-вторых, E-Jivaro позволяет оптимизировать транспортный объем при перевозке, благодаря чему значительно сокращается количество выхлопов СО2. Способствование установлению более благоприятной экологической ситуации — также большой плюс в адрес французской машины. В-третьих, это снижение трудозатрат, что позволит оптимизировать работу сотрудников. И в виде приятного дополнения — это улучшение имиджа компании, благодаря современной упаковке.
- Автоматизированные системы загрузки/выгрузки (АСЗ).
К сожалению, в России до сих пор сохранилось скептическое отношение к автоматизации складов, и потому они работают «по-старинке». На самом деле уже существует достаточно широкий выбор автоматизированных систем, значительно упрощающих работу склада и повышающих его эффективность. Причем выбрать можно, как из отечественных систем, так и из зарубежных.
Рассмотрим пример АСЗ, разработанной совместно Европейско-российским центром инжиниринговых компетенций (ЕвРоЦИК) и Московской высшей школой инжиниринга.
Бесспорно, главным преимуществом АСЗ является сокращение времени на загрузку/разгрузку автотранспорта. Следует отметить и повышение коэффициента использования полезного объема склада, т. к. АЗС работает с четырехуровневым буферным складом, в котором компактно хранятся готовые к отгрузке слоты. Например, стандартное время загрузки фуры составляет 60 минут, при помощи АСЗ время сокращается в среднем до 8 минут [5].
Применение АСЗ обеспечивает:
– увеличение прибыли за счет повышения оборачиваемости товаров и роста коэффициента полезного объема как основного, так и буферного склада для скомплектованной продукции (буферный склад позволяет одновременно сформировать в 4 раза больше заказов);
– увеличение гибкости работы склада за счет повышения пиковой производительности и применения буферного хранения скомплектованной продукции;
– увеличение эффективности использования автотранспорта за счет улучшенной организации его маршрутов и снижения времени простоя на погрузке/разгрузке;
– равномерную занятость рабочего персонала склада;
– возможность еще на этапе планирования увеличить территорию склада за счет уменьшения площадей для стоянок автотранспорта, что, в свою очередь, обеспечит рост прибыли.
В результате компании, внедрившие данное решение, получают современный высокопроизводительный склад, а капитальные затраты на установку АСЗ покрываются за счет снижения операционных затрат в начале второго года работы системы.
- Виртуальный склад. 3D — Моделирование склада.
Если все-таки предприятие решает автоматизировать склад — первым этапом будет внедрение WMS-системы (WarehouseManagementSystem). В идеале, WMS делается под ключ, так как опыт показывает, что нет двух одинаковых складов, а значит, только с учетом всех особенностей складских помещений может быть достигнута максимальная его эффективность. Система WMS, обеспечивающая автоматизацию складских процессов в целом, обычно, выстраивается из более мелких автоматизированных производственных процессов, например, прогнозирование спроса и закупки товаров, оптимизация остатков, размещение на складе, контроль поставок и анализ данных, моделирование ситуации и т.д. Таким образом, можно настроить WMS-систему «под себя» и видеть только нужную информацию.
3D-Моделирование позволяет получать владельцу или ответственному лицу не просто сухие цифры, а наглядную картину, отражающую ситуацию в режиме реального времени и упрощающую восприятие большого объема информации. Интересны и некоторые «фишки», которые могут предоставить компании-разработчики. Например, компания «Silentium» в ее виртуальном складе «Storage 3D» предлагает раскрашивать грузы в разные цвета в зависимости от срока хранения: если срок хранения заканчивается, то цвет красный, если нет — зеленый [6]. Компания LoxistiX недавно представила систему мониторинга работы склада в режиме реального времени с использованием технологий виртуальной реальности (VR) на базе шлема SamsungGearVR. Некоторые компании, пока еще не признающие VR, иногда предоставляют дополнительную функцию — эффект присутствия от первого лица и возможность «прогуляться» по складу как в компьютерных играх.
Литература:
- Объем и структура российского рынка транспортно-логистических услуг // РБК. URL: http://www.rbc.ru/reviews/transport2013/chapter_1.shtml (дата обращения 23.10.2013).
- Рынок логистических услуг в условиях экономической рецессии: прогноз 2015-2017 // РБК. URL: http://bc.rbc.ru/2015/log/materials/585/EuSQht.pdf.
- Проблематика использования беспилотных летательных аппаратов (дронов) в логистике. Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана // Scientificarticle.ru. URL: http://scientificarticle.ru/images/PDF/2016/9/problematika-ispolzovaniya-bespilotnykh.pdf.
- Организация склада на производстве. Упаковочные системы Jivaro® на складах Hallmark Cards // Skladcom.ru. URL: http://www.skladcom.ru/articles.aspx?articles=835.
- Инновации в складской логистике // Logistika-prim.ru. URL: http://www.logistika-prim.ru/sites/default/files/log_0316_s22-24.pdf.
- Виртуальный склад «Storage 3D» // lentium.ru. URL: http://www.silentium.ru/main.php?part=storage.
- Корпоративная логистика в вопросах и ответах / Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Под общ. и науч. ред. В.И.Сергеева. -2-e изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ Инфра-М,2013.- 634 с.
- Дыбская В.В. Логистика складирования. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 559 с.
- Степанов В.И. Логистика производства. — М.: НИЦ Инфра-М, 2012. — 200 с.
- Логистика. Под ред. Б.А. Аникина. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 368 с.