Статья посвящена анализу состояния индустриального туризма в городе Екатеринбурге. Рассматриваются промышленные объекты как потенциальные маршруты индустриального туризма.
Ключевые слова: индустриальный туризм, туристский маршрут, самодеятельный туризм, экстремальный туризм, город Екатеринбург
Людей всегда манит неизведанное или же давно забытое. Перспектива оказаться там, где не ступала нога человека, вызывает почти первобытный трепет. Однако сейчас, когда белых пятен на карте все меньше, люди нашли новый путь к заветным ощущениям. Побывать в местах, откуда все ушли, пройтись по коридорам, где за десятки лет ступали единицы, вживую оказаться в местах, дающих фору любой постапокалиптической локации. Это все — индустриальный туризм.
Индустриальный туризм (от англ. «urbanexploration» — городское исследование) — это сравнительно молодое направление, включающее в себя исследование промышленных территорий, производственых зданий и сооружений, шахт и транспортных инфраструктур, как заброшенных, так и действующих. Существует несколько основных видов индустриального туризма такие как:
1) Посещение заброшенных объектов — сталкеринг;
2) Посещение охраняемых территорий, территорий действующих промышленных зон и зон, не созданных для нахождения в них людей, — инфильтрация;
3) Исследование подземных сооружений — диггерство;
4) Прогулки по крышам зданий — руфинг;
5) Постпаломничество — посещение заброшенных, десакрализованных объектов религиозного почитания;
6) Пассивный и коммерческий индустриальный туризм;
7) Урбанизм. В данном контексте этот термин рассматривается как некая любовь к городским ландшафтам и пейзажам;
8) Психогеография — изучение законов и специфических эффектов территориального окружения, оказывающих влияние на эмоции и поведение человека;
9) Индустриальная археология [5].
Анализируя индустриальный туризм в Европе, мы видим, что он уже давно занял свою рыночную нишу. Все ценные с исторической точки зрения промышленные объекты объединены в Европейский маршрут индустриального наследия, который включает в себя больше 850 пунктов в 32 странах. Из них сформированы 13 региональных маршрутов, раскрывающих промышленную историю территорий, а также 10 тематических маршрутов, которые показывают ретроспективу конкретных видов производств на европейских землях: добычи угля, выплавки железа и стали, изготовления керамики, стекла и хрусталя, историю доиндустриального наследства, промышленного ландшафта и т. д. Одним из способов привлечения туристов на объекты индустриального туризма является проведение на их территории различных социально-культурных проектов, поскольку объекты этих маршрутов так или иначе используются в развлекательных целях, при них организуются разнообразные мероприятия, экспозиции музеев, выставки и т. п. [6].
Итак, город Екатеринбург. Он возник как крупный казенный металлургический завод, а также как крепость для подавления волнений коренного населения и русских приписных крестьян. Вскоре Екатеринбург становится главным центром промышленного освоения обширных территорий восточной части империи и основным сосредоточием торговли, расположенным на удобных сухопутных и водных путях из Европейской России в Сибирь и Среднюю Азию [2, с.10]. На протяжении своего существования, Екатеринбург развивался, в первую очередь, как промышленный город, город-завод, подобно всему Уралу — «опорному краю державы». За свою более чем двухвековую историю Екатеринбург «накопил» большую коллекцию объектов, представляющих интерес для любителей индустриального туризма, а его удобное расположение на «перекрестке» автомобильных, железнодорожных и воздушных трасс может обеспечить значительный приток посещений.
В Екатеринбурге основные виды индустриального туризма — это самодеятельный и экстремальный, что лишь добавляет ему «изюминку» среди молодого поколения. Город располагает большим количеством объектов, привлекающих внимание искателей приключений.
Анализ интернет-ресурсов, посвященных сбору и хранению информации о заброшенных объектах Екатеринбурга, (https://urban3p.ru, http://swalker.org, http://ural-n.ru, http://ekabu.ru/ и др.) показывает изобилие таких мест. Например, около железнодорожного вокзала расположено здание мельницы Борчанинова-Первушина, интересное своим архитектурным решением, оно больше напоминает жилой дом, чем промышленный объект. «Белая башня» — бывшая водонапорная башня в Орджоникидзевском районе, интересна как архитектурный памятник эпохи конструктивизма. Могут привлечь внимание туристов недостроенная телевышка, заброшенные заводские корпуса, речушки, некогда несшие свои воды по поверхности, а теперь спрятанные в железобетонные русла огромных коллекторов. Интересен Городок-Чекистов со своими подземельями, а подземных ходов здесь немало — считается, что под Городком-Чекистов находился едва ли не каменный лабиринт, назначение которого до сих пор засекречено [4], и особенно таинственные подземелья Вознесенской горки. Жившие в нынешнем «Доме детского творчества» купцы Расторгуевы-Харитоновы обожали строить подземные скиты, хранилища и тайные ходы — чтобы в случае беды незаметно сгинуть в лабиринтах вместе со своими сокровищами. Здесь же чеканили золотую монету и хранили невероятные ценности. Тайна страшных подвалов не раскрыта до сих пор — проникнуть в них в XX веке пытались две экспедиции, но оба раза попытки обернулись провалом. Планов подземелий не сохранилось.Все это привлекает внимание любителей экстрима и несет в себе большой потенциал для роста потока туристов. Поскольку отдельные части индустриальных территорий на сегодняшний день не используются по назначению, сдаются в аренду или вообще находятся в запустении, необходимо реабилитировать эти площадки, раскрыть их туристам, наполнить социальной функцией.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма [1].
Самодеятельному и экстремальному туризму, как и его культурным видам, также свойственны познавательная, образовательная, эстетическая, творческая и паломническая функции [3]. Следует отметить, что индустриальный туризм, экстремальный по своей сущности, развивается бесконтрольно, и не способствует достижению поставленных задач. Отсюда следует, что в первую очередь нужно помнить о безопасности туристов, а значит, возникает необходимость в создании определенной организации способной предоставить эти услуги качественно, безопасно и получить соответствующую прибыль. Большинство людей, желающих посещать подобные индустриальные объекты, зачастую ограничивают себя, только потому, что в городе ещё не созданы условия, соответствующие мировым туристским нормам. Исходя из этого, можно говорить о необходимости разработки соответствующей программы на уровне муниципалитета, что обеспечит Екатеринбургу дополнительные рабочие места и еще большую привлекательность для туристов.
Заключение
Туристская отрасль является одной из ключевых и динамично развивающихся сфер деятельности в постиндустриальной экономике. По мнению экспертного сообщества, туризм должен стать одним из ключевых приоритетов экономического развития России.
Являясь отраслью агрегирующего типа, туризм оказывает стимулирующее воздействие на развитие смежных отраслей, таких как транспорт, связь, общественное питание, сельское хозяйство, ремесленническая деятельность, пищевая промышленность, услуг в сфере развлечений и отдыха, торговли, бытовых услуг, что, в свою очередь, способствует обеспечению занятости и повышению качества жизни населения.
С точки зрения индустриального наследия Екатеринбург занимает лидирующие позиции среди городов Российской Федерации. Промышленная архитектура здесь оригинальна, самобытна и имеет большое значение в различных сферах городской жизни, начиная с экономики и заканчивая социальными процессами. При умелом использовании у нас есть возможность использовать это преимущество для развития города, привлечения сюда как инвесторов, так и туристов. Разработка «Индустриальных маршрутов» позволит Екатеринбургу по-новому вдохнуть жизнь в свое индустриальное наследие, занять важное место в сфере российского туризма. Особую актуальность это приобретает в преддверии Чемпионата мира по футболу — 2018.
Литература:
- Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ. Режим доступа: Консультант Плюс (Дата обращения: 11.11.2016 г.)
- Букин В. П., Пискунов В. А. Свердловск — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982. — 257 с.
- Изотова М. А., Матюхина Ю. А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме — М., 2006. — 136 с.
- «Городок Чекистов»: легенда Екатеринбурга [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://ekb-room.ru/gorodok-chekistov-legenda-ekaterinburga-88632 (Дата обращения: 11.11.2016 г.)
- Индустриальный туризм и городские исследования [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/industrial_tourism.htm(Дата обращения: 11.11.2016 г.)
- Тхорик А. С., Чакрыгина Е. С. Развитие индустриального туризма в донецком регионе // Социально-экономические аспекты развития экономики и управления. Сборник материалов международной научно-практичной интернет-конференции 16–17 января 2014 р. г. Днепропетровск. С. 166–168.