Особенности производства допроса с участием несовершеннолетних лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Анисимова, Н. В. Особенности производства допроса с участием несовершеннолетних лиц / Н. В. Анисимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25.1 (129.1). — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35719/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье акцентируется внимание на особом порядке допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Вносятся предложения по совершенствованию действующего процессуального законодательства и оказанию психологической помощи, направленные на повышение эффективности защиты прав и интересов несовершеннолетнего.

Ключевые слова: допрос несовершеннолетнего, законный представитель несовершеннолетнего, особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Несовершеннолетний возраст не позволяет лицу самостоятельно или в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности при производстве следственных действий, в том числе и при производстве допроса. В связи с этим одной из основных гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц данной категории при их допросе является институт представительства [3, с. 7].

При производстве следственных действий с несовершеннолетними вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В качестве законного представителя допускается один из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей либо уполномоченный представитель учреждения или организации, на попечении которого находиться несовершеннолетний, а также органы опеки и попечительства. На наш взгляд, перечень лиц, которые могут представлять интересы несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве, безосновательно сужен. В случаях, когда родители отсутствуют, ведут антиобщественный образ жизни, не желают участвовать в уголовном судопроизводстве, находятся в неприязненных отношениях с несовершеннолетним, возможность представлять интересы подследственных в уголовном судопроизводстве должна быть предоставлена иным родственникам по их просьбе. Органы опеки и попечительства формально подходят к представительству, в отличие от родственников, которым не безразлична судьба несовершеннолетнего.

В связи с этим предлагаем дополнить перечень лиц, которые могут быть признаны законными представителями несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и включить в него других родственников несовершеннолетнего (например, таковыми могут быть признаны совершеннолетние братья и сестры, тети, дяди и другие) [1, с. 27].

Следует отметить, что в п. 12 ст. 5 УПК РФ определен законный представитель подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего, хотя в статьях 191 и 280 УПК РФ указаны и законные представители несовершеннолетнего свидетеля. В связи с этим предлагаем устранить данное несоответствие, предусмотрев законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

В зависимости от процессуального статуса несовершеннолетнего участника и стадии судопроизводства меняется и круг участвующих при их допросе лиц. Так, при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого предусмотрено участие законного представителя. При допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на стадии предварительного расследования его законный представитель вправе присутствовать (ч.1 ст.191 УПК РФ). В суде обязательное участие законного представителя предусмотрено при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста 14 лет (ч.1 ст.280 УПК РФ), а по усмотрению суда законный представитель вправе участвовать в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки (ч.4 ст. 280 УПК РФ).

Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей обусловлены своеобразием их возрастной психики и характером восприятия ими происходящих событий, особенностями формирования показаний в целом. Участие законных представителей имеет существенное значение для обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, и в первую очередь - на стадии предварительного расследования, поэтому предлагаем изменить ч. 1 ст. 191 УПК РФ и указать, что при допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в возрасте до 14 лет, а также имеющих физические или психические недостатки, участие законного представителя обязательно.

Допрос несовершеннолетних потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя – и в возрасте до 18 лет, производиться с участие педагога (ч. 1 ст. 191 УПК РФ). Допрос в суде несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в возрасте до 14 лет, а также имеющих физические и психические недостатки, проводиться во всех случаях с участие педагога (ч.1 ст.280 УПК РФ). В допросе лиц от 14 до 18 лет педагог участвует по усмотрению суда.

Участие педагога в допросе несовершеннолетнего лица имеет своей целью оказание помощи следователю в получении правдивых показаний от допрашиваемого, правильную постановку вопросов и помощь в проведении допроса в целом. Однако не менее важно установление психологического контакта с допрашиваемым, учет его эмоционального состояния, правильная оценка данных показаний с учетом возраста, психологического состояния, влияния травмирующей ситуации на психику ребенка или подростка, для чего необходима помощь психолога. Его участие в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей ни на стадии предварительного расследования, ни в суде, не предусмотрено.

По мнению Н.А. Курмаевой «несовершеннолетний потерпевший или свидетель, также, как и подозреваемый или обвиняемый, нуждается в помощи специалиста-психолога, поскольку допрос может травмировать психику ребенка» [3, с. 37].

Таким образом, анализ действующего уголовно-процессуального законодательства показывает, что в настоящее время наблюдаются положительные тенденции в сфере усиления гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства при выполнении отдельных следственных и процессуальных действий. Вносимые предложения по совершенствованию действующего процессуального законодательства и оказанию действенной психологической помощи направлены на повышение эффективности защиты прав и интересов несовершеннолетних, вовлекаемых в сферу уголовно-процессуальных правоотношений.

Литература:

  1. Анисимова Н.В. Проблемные моменты участия несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве // Миграционное право № 3. 2014. С. 27-29.
  2. Блинова Е.В.Субъекты обеспечения неразглашения данных предварительного расследования // Российский следователь. 2012. № 3. С. 7-10.
  3. Дощицын А.Н. Процессуальные особенности несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. № 18. С.7.
  4. Курмаева Н.А. Тактические и процессуальные особенности участие специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей на предварительном следствии // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. № 1 (33). С. 37.
  5. Корнелюк В.С. Расследование хищений чужого имущества: учебное пособие. - Волгоград, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): законный представитель, РФ, допрос, потерпевший, несовершеннолетний свидетель, предварительное расследование, свидетель, уголовное судопроизводство, участие педагога, действующее процессуальное законодательство.


Ключевые слова

допрос несовершеннолетнего, законный представитель несовершеннолетнего, особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Похожие статьи

Особенности уголовного процесса в отношении несовершеннолетних

В статье рассматриваются предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства в отношении несовершеннолетних. Поддержана практика привлечения медиаторов в уголовном судопроизводстве, обозначена необходимость обязательного участи...

Особенности производства дознания с участием несовершеннолетних лиц

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностью правового статуса несовершеннолетнего как участника уголовного процесса. Особое внимание уделяется защите законных прав и свобод несовершеннолетних на этапе предварительной проверки сообщения...

Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Статья посвящена рассмотрению некоторых процессуальных особенностей допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Анализируется содержание ст. 425 УПК РФ. Предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее уголовно-процессу...

О роли педагога в уголовном процессе

В данной статье рассматривается вопрос о значении педагога при проведении расследования с участием несовершеннолетнего. Получение наиболее полных и достоверных показаний от несовершеннолетнего лица возможно лишь при обеспечении грамотного педагогичес...

Особенности правовой защиты интересов несовершеннолетних в уголовном праве

В данной статье рассматриваются особенности правовой защиты интересов несовершеннолетних в уголовном праве при преступлениях против них. Особое внимание уделяется анализу законодательных мер, направленных на ужесточение наказаний за преступления прот...

Противодействие домашнему насилию уголовно-правовыми средствами

В статье представлено актуальное состояние уровня домашнего насилия в Российской Федерации. Были сделаны выводы о серьезном росте количества случаев домашнего насилия в период введения ограничительных мер, связанных с пандемией новой коронавирусной и...

Правовое регулирование применения мер процессуального принуждения в отношении несовершеннолетних

В статье рассмотрены особенности и проблемы правового регулирования применения мер процессуального принуждения в отношении несовершеннолетних.

Реализация принципов достаточности и своевременности профилактики правонарушений при избрании следователем меры пресечения

В статье авторы рассматривают вопросы о профилактической деятельности следователя при решении вопроса об избрании меры пресечения. Авторы делают акцент на реализацию принципов достаточности и своевременности в ходе указанной деятельности.

Участие педагога и психолога в уголовном процессе: проблемы законодательного регулирования и теоретические предложения по их разрешению

В данной статье рассматриваются проблемы законодательной регламентации процессуального статуса педагога и психолога в уголовном процессе, а также освещаются теоретические предложения по внесению изменений в нормы, регламентирующие деятельность педаго...

Обвиняемый как участник уголовного судопроизводства

Статья посвящена рассмотрению обвиняемого как участника уголовного судопроизводства. Анализируется состав процессуального статуса обвиняемого. Предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее уголовно-процессуальное законодательство...

Похожие статьи

Особенности уголовного процесса в отношении несовершеннолетних

В статье рассматриваются предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства в отношении несовершеннолетних. Поддержана практика привлечения медиаторов в уголовном судопроизводстве, обозначена необходимость обязательного участи...

Особенности производства дознания с участием несовершеннолетних лиц

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностью правового статуса несовершеннолетнего как участника уголовного процесса. Особое внимание уделяется защите законных прав и свобод несовершеннолетних на этапе предварительной проверки сообщения...

Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Статья посвящена рассмотрению некоторых процессуальных особенностей допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Анализируется содержание ст. 425 УПК РФ. Предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее уголовно-процессу...

О роли педагога в уголовном процессе

В данной статье рассматривается вопрос о значении педагога при проведении расследования с участием несовершеннолетнего. Получение наиболее полных и достоверных показаний от несовершеннолетнего лица возможно лишь при обеспечении грамотного педагогичес...

Особенности правовой защиты интересов несовершеннолетних в уголовном праве

В данной статье рассматриваются особенности правовой защиты интересов несовершеннолетних в уголовном праве при преступлениях против них. Особое внимание уделяется анализу законодательных мер, направленных на ужесточение наказаний за преступления прот...

Противодействие домашнему насилию уголовно-правовыми средствами

В статье представлено актуальное состояние уровня домашнего насилия в Российской Федерации. Были сделаны выводы о серьезном росте количества случаев домашнего насилия в период введения ограничительных мер, связанных с пандемией новой коронавирусной и...

Правовое регулирование применения мер процессуального принуждения в отношении несовершеннолетних

В статье рассмотрены особенности и проблемы правового регулирования применения мер процессуального принуждения в отношении несовершеннолетних.

Реализация принципов достаточности и своевременности профилактики правонарушений при избрании следователем меры пресечения

В статье авторы рассматривают вопросы о профилактической деятельности следователя при решении вопроса об избрании меры пресечения. Авторы делают акцент на реализацию принципов достаточности и своевременности в ходе указанной деятельности.

Участие педагога и психолога в уголовном процессе: проблемы законодательного регулирования и теоретические предложения по их разрешению

В данной статье рассматриваются проблемы законодательной регламентации процессуального статуса педагога и психолога в уголовном процессе, а также освещаются теоретические предложения по внесению изменений в нормы, регламентирующие деятельность педаго...

Обвиняемый как участник уголовного судопроизводства

Статья посвящена рассмотрению обвиняемого как участника уголовного судопроизводства. Анализируется состав процессуального статуса обвиняемого. Предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее уголовно-процессуальное законодательство...

Задать вопрос