Ключевые слова: физическое воспитание, физкультура, урок, физическое культуры и спорта, здоровья, метод
В школе утвердилось несколько относительно самостоятельных разделов по физическому воспитанию детей школьного возраста.
К ним относятся:
‒ физическое воспитание, организуемое школой;
‒ физическое воспитание, организуемое внешкольными учреждениями и организациями;
‒ физическое воспитание, осуществляемое в семье.
Все эти формы занятий подчинены общим задачам и интересам школы.
Физическое воспитание в школе осуществляется в следующих формах:
‒ урок физической культуры;
‒ оздоровительные мероприятия в режиме дня школы (утренняя гигиеническая гимнастика, организованные физкультминутки в младших классах и самостоятельные физкультпаузы в старших классах, игры и соревнования на больших переменах, 1 час занятий физкультурой в распорядке работы продленного дня);
‒ внеклассная форма занятий (работа в спортивных секциях, проведение соревнований, спартакиад, туристических походов, спортивных вечеров, праздников, конкурсов, работа со школьным коллективом, самостоятельная работа и др.).
Урок физической культуры проводится в обязательном порядке под руководством учителя при наличии учащихся класса (все одного возраста, примерно с одинаковыми знаниями, умениями и навыками), при строгом соблюдении расписания; содержание урока должно четко отвечать требованиям государственной программы. Основным содержанием уроков по физической культуре являются основная и художественная гимнастика, легкая атлетика, кроссовая подготовка, борьба, кураш, подвижные и спортивные игры (футбол, баскетбол, ручной мяч, волейбол).
Преподавание физической культуры, как самостоятельного предмета, в школе проводится согласно учебному плану — 68 академических часов в год (по 45 минут) по 2 часа в каждую учебную неделю.
В расписании школьных занятий уроки целесообразно размещать так, чтобы между ними было примерно равное количество дней (например, во вторник и в четверг, среду и пятницу). Нерационально уроки сдваивать, ставить первыми, последними, в начале недели.
Основные задачи, решаемые на уроках: обеспечение общей физической подготовки, укрепление здоровья, обучение основам двигательных действий, выполняемых в различных ситуациях; развитие двигательных качеств; обогащение учащихся специальными знаниями, умениями и навыками в области физической культуры и спорта; привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями; развитие у учащихся организаторских, инструкторских и судейских навыков; подготовка к сдаче норм комплекса «Алпомиш» и «Барчиной».
Средствами физического воспитания преподаватель на уроках решает задачи формирования личности учащихся в целом, развития общественного сознания, патриотизма, интернационализма, коллективизма, моральной стойкости, воспитания добросовестного отношения к труду, культуры поведения, стремления сохранять и приумножать общественную собственность, воспитания положительных черт характера -честности, принципиальности, целеустремленности, дисциплинированности, упорства и настойчивости в достижении поставленной цели.
Практика учебной работы в школах показывает, что в настоящее время сложились 3 основных типа уроков: уроки общей физической подготовки, спортивно-тренировочные и методические, которые отличаются друг от друга по своей внутренней структуре и по содержанию, т. е. по подбору средств, методов и по своим задачам.
Уроки общей физической подготовки (ОФП) решают задачи улучшения деятельности всех органов и систем, укрепления здоровья, повышения работоспособности, воспитания двигательных, морально-волевых качеств, овладения и совершенствования прикладных навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и др. Подбор средств на уроке должен обеспечивать разностороннее влияние на организм в целом, формировать правильную осанку, красоту, культуру движения. К урокам общей физической подготовки относятся уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных игр, борьбы и др. Эти уроки не требуют достижения высокого спортивного мастерства, но требуют движения, определенного уровня физического развития для успешной сдачи нормативных требований комплекса «Алпомиш» и «Барчиной».
Спортивно-тренировочные уроки отличаются от урока ОФП по своей направленности, а следовательно, и по содержанию. Чаще всего эти уроки проводятся в старших классах. Они имеют своей целью обеспечить совершенствование в избранном виде спорта, а также в избранном виде физических упражнений, чтобы достигнуть определенного мастерства в выполнении формы движения, либо высокого результата. Поэтому здесь большое внимание уделяется специальной физической, морально-волевой, технической и тактической подготовке, что в совокупности обеспечивает высокий уровень спортивного мастерства. Эти уроки характеризуются специализированным воздействием на организм, высокой степенью напряжения и высокой нагрузкой.
Как уроки ОФП, так и спортивно-тренировочные, по своим педагогическим задачам имеют несколько разновидностей: уроки вводные, ознакомительные, уроки изучения нового материала, повторения или совершенствования изучаемого материала, уроки учета или контрольные и уроки смешанного характера.
Так, исходя из решения педагогических задач, вводные уроки проводятся либо в младших классах, либо при переходе к новому учителю. Эти уроки проводятся в форме простейших состязаний, прикидок, игр. На этих уроках учитель знакомится с уровнем физической подготовленности, знаниями, дисциплиной, организованностью детей, выявляет активность, увлеченность класса и т. д.
Урок изучения нового материала — это типичный урок начала нового вида учебной программы. Эти уроки интересны своей новизной, но очень утомительны из-за большого физического и эмоционального напряжения.
Уроки повторения, закрепления и совершенствования изучаемого материала проводятся в течение определенного времени в зависимости от возраста, физической подготовленности* правильного подбора средств, количества накопленных двигательных навыков, сложности движений, правильного подбора методических приемов. Эти уроки интересны тем, что здесь Учащиеся с каждым разом все легче справляются со сложными Мигательными действиями, совершенствуются приспособительные механизмы организма детей, движения становятся более совершенными и координированными, более экономичными, точными, красивыми. Однако, эти уроки могут несколько утомлять, надоедать, если не вносить в них хотя бы незначительную новизну: менять последовательность упражнений, скорость их выполнения, варьировать усилия, менять темп, изменять пространственные параметры движения (направление, траекторию, положение тела, амплитуду движения и др.), чаще использовать игровой и соревновательный методы, включать эмоциональные моменты, широко использовать восстановительные и стимулирующие двигательную активность средства, а в условиях высокой внешней температуры — гипотермические паузы.
Контрольные или зачетные уроки проводятся в виде соревнований или приема контрольных нормативов. Эти уроки требуют от школьников большой выдержки, дисциплины, умения сдерживать свои эмоции, умения правильно и объективно относиться к результатам, своим и товарищей.
Оценка может быть нормативной (балл, секунды, метры, километры и т. д., широко используются в старших классах) и пятибалльной, которая выставляется учителем, визуально наблюдающим за действиями учащихся (используется такая оценка в младших классах).
В школьной практике широко используется метод устной оценки двигательных действий (хорошо, правильно, точно, красиво, молодец; либо: плохо, неправильно, неточно, невыразительно, не эффектно и т. д.). Однако, во всех случаях оценка должна быть объективной и не вызывать у учащихся недоразумений и неправильного ее восприятия, особенно, когда подсчитывается промежуточный и заключительный рейтинг.
Но практика школы показывает, что чистых разновидностей этих уроков, как правило, не проводится, а чаще всего встречается смешанный урок, который состоит из изучения нового материала, повторения уже пройденного и оценки уже изученных движений.
Методические уроки проводятся с целью овладения учащимися педагогическими, организаторскими и судейскими навыками, а также теоретическими знаниями по основам физической культуры и спорта. В процессе этих уроков повышается профессиональная подготовка учащихся, они приобретают возможность самостоятельно помогать друг другу, анализировать действия и свои, и своих товарищей, приобретают навыки страховки, помощи, подачи методических указаний, следят за ошибками и др.
Методические уроки по своим задачам имеют следующие разновидности:
‒ уроки разбора учебного материала школьной программы (в спортивных секциях — классификационной программы) с демонстрацией и последующим разбором движений;
‒ урок ознакомления с методами обучения и воспитания. Например, при изучении прыжка в длину способом «согнув ноги» ученику необходимо не только самому научиться выполнять его, но и уметь научить другого, правильно методически объяснять, демонстрировать и т. д. Учитель при обучении дает все методы и приемы выполнения подготовительных, подводящих и вспомогательных упражнений, указывает на ошибки, подсказывает способы их устранения, требует от учащихся видеть ошибки, быстро находить эффективные приемы их устранения и т. д.;
‒ показательные уроки — демонстрация своего педагогического мастерства, всех своих возможностей в подборе методов, приемов, средств для решения поставленных задач;
‒ уроки совершенствования педагогических навыков — повышения инструкторских знаний у учащихся;
‒ контрольные уроки учета, проверки педагогических навыков, знаний терминологии, команд, судейских навыков и др.;
‒ уроки теоретические — сообщение знаний о развитии физической культуры и спорта в современных условиях, об олимпийском движении, о значении физической культуры в жизни общества, о гигиене питания, развитии физических качеств, о комплексе «Алпомиш» и «Барчиной», о правилах самостоятельного выполнения физических упражнений, правилах безопасности и страховки во время выполнения упражнений, правилах самоконтроля и т. д.
Теоретические знания учащихся по физкультуре должны базироваться на знаниях смежных дисциплин биологии, анатомии, физиологии, физики, математики. Этому должны способствовать требования школьной программы, в которой придается большое значение межпредметным связям.
Литература:
- Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. «Просвещение», М,1978.
- Выдрин В. Н., Гужаловский А. А., Кряж В. Н. Основы теории и методики физической культуры. Учебник для гехн.ФК, Изд. ФиС, Москва, 1986.
- Керимов Ф. А. Спорт кураши назарияси ва услубияти.Тошкент, 2001,286 6.
- Кошбахтиев И. А. Основы оздоровительной физической культуры молодежи. Ташкент, 1994, 100 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Уч. для инст.физ.культуры. М, «ФиС», 1991.
- Матвеев Л. П. Формы построения занятий в физическом воспитании. Метод, разраб. М, 1998, 74 с.
- Пономарев И.И с соавт. Физическое воспитание. М, Высшая школа, 1983.
- Усмонов Г., Абдужаббарова Т., Мамажонов Н., ва бош-к,алар. Болалар богчаларида ва мактабда болаларни халк, уйинлари воситалари билан жисмоний тайёрлаш. Фаргона, 1995, 38 6.