Использование фитнес-программ как компонент образовательного процесса по физическому воспитанию студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 29.11.2016

Статья просмотрена: 523 раза

Библиографическое описание:

Фарафонтова, О. А. Использование фитнес-программ как компонент образовательного процесса по физическому воспитанию студентов / О. А. Фарафонтова, Е. В. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 601-603. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35722/ (дата обращения: 18.12.2024).



Современные тенденции в мировом оздоровительном движении сопровождаются появлением новых терминов и понятий в сфере этого социокультурного феномена. Одним из таких понятий является «фитнес», получивший за последнее десятилетие широкое распространение.

Физические упражнения аэробной направленности, конечной целью которых является здоровье, относятся к фитнесу. Занятие каким-либо видом спорта, ставящее своей целью достижение высших (рекордных) результатов уже не могут быть отнесены к фитнесу [1].

Практическим проявлением физкультурно-оздоровительных досуговых технологий в физическом воспитании являются различные фитнес-программы, которые составляют основное содержание деятельности физкультурно-оздоровительных групп, а также персональных фитнес-занятий.

Фитнес-программы как форма двигательной активности, специально организованной в рамках групповых или индивидуальных (персональных) занятий, могут иметь как оздоровительно кондиционную направленность (снижение риска развития заболеваний, достижение и поддержание должного уровня физического состояния), так и преследовать цели, связанные с развитием способностей к решению двигательных и спортивных задач на достаточно высоком уровне. В первом случае фитнес-программы ориентированы на цели оздоровительного фитнеса, во втором — спортивно-ориентированного, или двигательного [2].

По мнению специалиста В. А. Магина (2003) оздоровительная физическая культура рассматривается как наиважнейший компонент здорового образа жизни. Для того чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности.

В настоящее время наиболее активно ведётся поиск новых методик оздоровительной тренировки в сфере фитнес-индустрии. Развитая система фитнес-клубов, от маленьких до больших сетевых, сделали фитнес доступным видом занятий оздоровительной физической культурой. Одновременно с этим развивается внутренняя программная структура фитнеса. Однако, появление и внедрение многих оздоровительных программ, предлагаемых фитнес-клубами, недостаточно обосновано научно-методически, это касается их эффективности и безопасности для здоровья, возрастной ориентации, а также методики проведения занятий и способов индивидуализации нагрузки.

В то же время забота о здоровье становится элементом имиджа преуспевающих, серьёзных деловых людей. Это позитивное влияние реформ. Вместе с тем отмечается, что ценность здоровья в нормативных представлениях повысилась, но не стала фактом сознания, осталась пока на уровне моды. Реальное поведение под влиянием сложившихся условий ухудшилось.

В свою очередь, по мнению известного специалиста В. К. Бальсевича (2004), категория волеустановки тесно сопряжена с аналогичным по смыслу феноменом — культура здоровья. Оба понятия включают культурное освоение окружающего мира, образование, здоровье на уровне личности. Такие категории как «культура эмоций», «культура питания», «культура движения», «гигиеническая культура»; «культура общения», характеризуемые как составляющие здорового образа жизни, безусловно, относятся к общему определению человека культурного.

В базовое понятие «гармоничная и всесторонне развитая личность» всё чаще включается личность здоровая, ориентированная на здоровье.

Существует ряд противоречий, например, несоответствие между требованиями к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем развития. А это является основной движущей силой его развития средствами фитнес-культуры.

Фитнес-культура в вузе является одним из компонентов процесса формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманитарного воспитания студентов. Как учебная дисциплина она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки [2].

Фитнес-культура студентов ориентирована на развитие целостной личности, гармонизацию её духовных и физических сил, активизацию готовности реализовать потенциальные возможности в здоровом стиле жизни профессиональной деятельности. Достигая при этом гуманизации педагогического процесса, которая характеризует его очеловечивание, выдвижение студента в качестве главной ценности.

Фитнес-культура охватывает свойства личности, позволяющие ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческих действий, разрешить противоречия между производством, трудом и отдыхом. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает её социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создаёт ей психологический комфорт.

Из всего изложенного следует, что фитнес-культура важна для студентов, она жизненно необходима. Известно, что ежедневные многочасовые академические и самостоятельные занятия вынуждают студентов вести малоподвижный образ жизни. С точки зрения физиологии это один из стресс-факторов гиподинамии на фоне интеллектуальных перегрузок, который является противоречием между достижениями студентов в освоении профессии и потерями в состоянии здоровья.

Многолетний опыт использования фитнес-программ в зарубежных странах позволяет определить основные факторы их эффективной реализации в современных условиях:

  1. Фитнес-программа способствует формированию у занимающихся осознанного отношения к участию в ней.
  2. Комплексы упражнений составляются с учётом подготовленности и доступности.
  3. Фитнес-программа нацелена на получение удовольствия от занятий. На первый план выносятся потребности, мотивы и интересы занимающихся.
  4. Фитнес-программа состоит из конкретных целей, которые перед ними ставятся: активный отдых, повышение уровня физической подготовленности, снижение массы тела.
  5. Фитнес-программа предусматривает оценку состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся, причём тестирование осуществляется систематически с помощью комплексного контроля и проводится через определенные промежутки времени, так как это способствует поддержанию интереса занимающихся к программе.
  6. Фитнес-программа способствует общению занимающихся друг с другом на фоне положительных эмоций в процессе выполнения упражнений.
  7. Фитнес-программа регулярно обновляется, что поддерживает здоровую конкуренцию, избегая выражений соревновательности и связанных с этим больших и значительных нагрузок.

Литература:

  1. Григорьев В. И., Давиденко Д. Н., Малинина С. В., Фитнес-культура студентов: теория и практика: Учебное пособие. — СПб. Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 228 с.
  2. Магин В. А., Психолого-педагогический аспект культуры здоровья личности будущего специалиста по физической культуре и спорту. / Мат. VII Межд. Научн. Конгресса, Т.1 — М. Спорт Академ Пресс, 2003. — 543 с.
  3. Малозёмов О. Ю., Физкультурная деятельность в сохранении здоровья учащихся социально педагогический аспект: Монография. Екатеринбург: УроРАО, УГМА. Изд-во АМБ, 2008. — 215 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, оздоровительная физическая культура, развитая личность, физическая подготовленность, физическое воспитание.


Похожие статьи

Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры

Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения

Использование мультимедийной презентации как средства повышения мотивации школьников к изучению английского языка

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Использование приемов арт-терапии в обучении иностранному языку младших школьников

Использование IT-технологий в организации совместной образовательной деятельности детей и родителей

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку

Использование аутентичных видеоматериалов в целях повышения мотивации к изучению английского языка студентами языковых вузов

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Похожие статьи

Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры

Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения

Использование мультимедийной презентации как средства повышения мотивации школьников к изучению английского языка

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Использование приемов арт-терапии в обучении иностранному языку младших школьников

Использование IT-технологий в организации совместной образовательной деятельности детей и родителей

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку

Использование аутентичных видеоматериалов в целях повышения мотивации к изучению английского языка студентами языковых вузов

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Задать вопрос