В статье рассматривается деятельность прокурора по исключению недопустимых доказательств в ходе досудебного производства по уголовному делу.
Ключевые слова: прокурор, недопустимые доказательства, надзор, возвращение уголовного дела.
Прокурору, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов расследования, отводится особая процессуальная роль в выявлении и исключении доказательств, полученных с нарушением закона (недопустимых доказательств), определение которых дано в ст.75 УПК РФ (далее — УПК).
Полномочия прокурора при осуществлении возложенных на него функций по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного расследования изложены в ст.37 УПК. Конкретизация этих полномочий находит отражение в Федеральном законе Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» [1], в частности главе 3 «Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» и приказах Генерального прокурора Российской Федерации [2, с. 49].
Прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК вправе признать доказательство недопустимым как по ходатайству подозреваемого (обвиняемого), так и по собственной инициативе или иначе по собственному усмотрению, которое следует понимать как решение о целесообразности применения закона (ч. 2 ст. 75, ч. 2, ч. 3 ст. 88 УПК).
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор может инициировать деятельность по исключению недопустимых доказательств в связи с: 1) рассмотрением материалов проверок сообщений о преступлениях, в ходе которых проводились разрешенные до возбуждения уголовного дела следственные действия (ч. 1 ст. 144 УПК); 2) проверкой законности и обоснованности возбуждения уголовного дела; 3) проверкой законности и обоснованности задержания лица в порядке ст.91 УПК; 4) рассмотрением жалоб участников уголовного судопроизводства в порядке ст.124 УПК; 5) участием в судебном заседании по рассмотрению ходатайств следователей, дознавателей о проведении следственных действий, требующих судебного решения в соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК; 6) проверкой законности и обоснованности прекращения уголовного дела (уголовного преследования), а также приостановления предварительного следствия; 7) вынесением представлений об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства; 8) рассмотрением поступившего от следователя уголовного дела в порядке ст. 221 УПК; 9) рассмотрением поступившего от дознавателя уголовного дела с обвинительным актом в порядке ст. 226 УПК РФ и обвинительным постановлением в порядке ст. 226.8 УПК РФ.
Причем, как показывают проведенные автором исследования, решения о возвращении уголовного дела и исключении доказательств, как правило, принимаются одновременно. Так, заместитель Мещанского межрайонного прокурора г. Москвы Цабрия Д. Т. по уголовному делу № 330709 по обвинению Б. в совершении преступления, предусмотренного ст.162 ч.1 УК РФ, поступившему для утверждения обвинительного заключения, своим постановлением признал недопустимыми доказательствами: протокол допроса подозреваемого Б., протокол очной ставки между подозреваемым Б. и потерпевшей М. в связи с тем, что подозреваемому при производстве данных следственных действий не был предоставлен переводчик, а русским языком он не владеет. В тот же день уголовное дело возвращено следователю для производства дополнительного расследования.
Современная уголовно-процессуальная действительность оставляет за прокурором право в полном объеме осуществлять надзор за расследованием преступлений в форме дознания. Прокурор, как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, осуществляя надзорные функции уполномочен давать письменные указания дознавателю, обязательные для исполнения, в том, числе, по мнению автора и о признании доказательств недопустимыми по конкретным уголовным делам.
В связи с изложенным предлагается конкретизировать данное полномочие прокурора путем внесения дополнений в п.4 ч.2 ст. 37 УПК РФ.
Непосредственно механизм реализации процессуальных полномочий прокурора по исключению недопустимых доказательств регламентируется приказами Генерального прокурора России. Так, пункт 22 приказа Генерального прокурора № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» [3] обязывает прокуроров, выявив недопустимые доказательства, выносить мотивированное постановление об их исключении.
Аналогичная норма содержится и в п. 1.15 приказа № 162 Генерального прокурора России «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» [4] о вынесении мотивированного постановления о признании недопустимыми доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства. Несмотря на различную трактовку «исключение» и «признание», автор полагает, что речь идет об одной и той же деятельности прокурора.
С учетом отмеченного, предлагается конкретизировать полномочия прокурора по исключению недопустимых доказательств путем внесения соответствующих дополнений в п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.
В исследовании, проведенном К. А. Таболиной, отмечается, что количество признанных прокурорами недопустимыми доказательств по уголовным делам, расследованным следственными органами, возросло втрое (с 1007 постановлений прокуроров о признании недопустимыми доказательств по уголовным делам, расследованным в форме предварительного следствия, в 2008 году до 3027 постановлений в 2014 году) [5, с. 3].
Таким образом, можно сделать вывод, что прокуроры используют предусмотренное законом процессуальное право по исключению недопустимых доказательств в ходе досудебного производства по уголовному делу.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» //Российская газета. N 229. 25.11.1995.
- Макеева Н. В. Меры безопасности: правовые основы применения в отношении участников уголовного судопроизводства. Калининград. 2008.
- Таболина К. А. Надзор прокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2016.
- Приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» (ред. 28.12.2007) // Законность. N 11. 2007.
- Приказ Генерального прокурора РФ от 02.06.2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. № 11. 2011.