Особенности производства дознания сучастием несовершеннолетних лиц
Федулова Ирина Игоревна, преподаватель
Московский Университет МВД России имени В. Я. Кикотя
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностью правового статуса несовершеннолетнего как участника уголовного процесса. Особое внимание уделяется защите законных прав и свобод несовершеннолетних на этапе предварительной проверки сообщения о преступлении.
Ключевые слова: несовершеннолетний, подозреваемый, потерпевший, свидетель, законный представитель, психолог, педагог, защитник, допрос, очная ставка, проверка показаний на месте, обеспечение и соблюдение прав и свобод.
Назначение уголовного судопроизводства, согласно ст. 6 УПК РФ, заключается как в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, так и в равной степени в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод. Если же перспектива привлечения к уголовной ответственности в силу сложившихся обстоятельств открывается перед несовершеннолетними, то следует вести речь о повышенной степени защиты.
В своей деятельности дознаватели органов внутренних дел, зачастую сталкиваются с расследованием уголовных дел с участием несовершеннолетних, которые могут обладать различным процессуальным статусом и фигурировать в уголовном деле как в качестве подозреваемых, обвиняемых, так и в качестве потерпевших и свидетелей. Основной проблемой при производстве дознания с участием несовершеннолетних лиц является обеспечение и соблюдение законных прав и свобод несовершеннолетнего при производстве расследования по уголовному делу, качественное и своевременное выполнение всех процессуально закрепленных процедур в целях исключения нарушения со стороны дознавателя указанных прав. Поэтому деятельность органа дознания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних должна осуществляться таким образом, чтобы, с одной стороны, решать задачи предупреждения совершения подростками преступлений и содействовать их исправлению и воспитанию, а с другой стороны, надежно обеспечивать права и законные интересы данной категории граждан.
Порядок производства дознания по уголовному делу с участием несовершеннолетнего с одной стороны определен спецификой возрастных и психологических особенностей этих лиц, а с другой расширенным предметом доказывания по уголовным делам, требующим обязательного установления дополнительных обстоятельств. Привлечение большого количества дополнительных участников, в лице законных представителей несовершеннолетнего, педагога, психолога, защитника вызывает определенные сложности в процессе расследования по уголовному делу. Учитывая сложность и особенность производства расследования уголовных дел с участием несовершеннолетних, существует необходимость привлекать в качестве дознавателя высокопрофессиональных людей имеющих специальные навыки и знания.
В 2015 году в УПК РФ внесены существенные изменения, которые предусматривают изменение порядка производства отдельных следственных действий, таких как допрос, очная ставка, опознание и проверка показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие. Согласно внесенным изменениям участие психолога при производстве вышеуказанных следственных действиях обязательно, а при участии несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению дознавателя. На наш взгляд участие, в перечисленных следственных действиях, проводимых с участием несовершеннолетнего, педагога должно быть обязательным, без разграничения по возрастным группам.
Кроме того, с учетом психофизических особенностей несовершеннолетних потерпевшего или свидетеля подразделены в разные возрастные группы: не достигшие 7 лет, от 7 до 14 лет, старше 14 лет. Причина такой градации совершенно обоснована, т. к. данные следственные действия требуют значительных эмоциональных затрат, данная стрессовая ситуация заставляет вспоминать неприятные обстоятельства и напрягать память. С такой ситуацией не всегда может справиться взрослый, не говоря уже о несовершеннолетнем, тем более малолетнем [4, с. 1899]. Предусматривается обязательное применение видеозаписи или киносъемки при производстве указанных следственных действий, в случае если несовершеннолетние потерпевший и (или) свидетель, а также их законные представители не возражают против этого. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле. Данная норма подчеркивает важность повышенной защиты и соблюдения прав и свобод несовершеннолетнего при производстве следственных действий и в большей части исключает факты давления на несовершеннолетнего со стороны дознавателей и изменение показаний данных участников на этапе окончания дознания или судебного разбирательства. Остаются без внимания и вопросы, связанные с участием педагога или психолога, законного представителя и адвоката, а также с ограничением максимальной продолжительности при производстве освидетельствования, следственного эксперимента или получения образцов для сравнительного исследования, где участие несовершеннолетних возможно, как в качестве потерпевшего, так и в качестве свидетеля [3, с. 507].
Основываясь на вышеизложенном считаем необходимым внести соответствующие изменения в УПК РФ, касающиеся участия законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, потерпевшего, свидетеля на стадии возбуждения уголовного дела при получении объяснения у указанных лиц, а так же при проведении следственных действий, допустимых до возбуждения уголовного дела, таких как: освидетельствование, следственный осмотр, а также процессуальных действий.
Литература:
1. Анисимова Н. В. Проблемные моменты участия несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве // Миграционное право. 2014. № 3. С. 27–29.
2. Бородкина Т. Н. К вопросу о привлечении специалиста-педагога при производстве следственных действий с участием потерпевших по уголовным делам // Всборнике: Проблемы досудебного производства по УПК Российской Федерации сборник статей по материалам межведомственной научно-практической конференции. 2015. С. 37–42.
3. Вершинин А. Г. Особенности правового регулирования следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля (с учетом изменений УПК, вступающих в силу 01.01.2015 г.). Процессуальный и криминалистический аспекты // Молодой ученый. 2014. Выпуск № 21. С. 504–506.
4. Домовец С. С., Синкевич В. В. О несовершенстве уголовно-процессуального законодательства об участии несовершеннолетних в отдельных следственных действиях. Современные проблемы науки и образования. Выпуск № 1. 2015 г.: с. 1899.
5. Федулова И. И. О пределах компетенции дознавателя ОВД //Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 3. С. 167–170.