Необходимость оценки научного потенциала высших образовательных (ВОУ) и научно-исследовательских учреждений (НИУ) продиктована потребностью во владении объективной информацией об уровне научного потенциала (НП) в целом, а также межвузовского и меж научно-исследовательского сопоставления НП с целью выявления всех объективных особенностей и выполнения необходимых решений.
Достоверная информация, которая может быть получена в рамках регулярного мониторинга и стратегического анализа НП, необходима для развития, как самого учреждения, так и в целом.
Отсутствие новых методов и инструментария,обеспечивающего мониторинг, делает процесс сбора и обработки информации трудоёмким.С момента сбора информации, обобщения и анализа данных проходит слишком много времени, а иногда временной показатель препятствует к быстрому обобщению материалов. Поэтому повысить качество и эффективность организации мониторинга возможно только с использованием информационных технологий, то есть разработкой информационных систем, позволяющие получать ежедневно обновлённую информацию.
В настоящее время в ВОУ и НИУ наблюдается возрастная диспропорция в составе педагогических (ПР) и научных работников (НР), дефицит педагогических и научных работников необходимой высшей квалификации являющиеся элитой учреждений, ослаблении интереса к научно-педагогической деятельности.
Вместе с тем, необходимость поддержания конкурентоспособности рассматриваемых учреждений на высоком уровне требует от них повышения эффективности принимаемых решений в области воспроизводства научно-педагогических кадров. В этой связи возникает необходимость поиска эффективных внутренних механизмов управления формированием и использованием научного потенциала, которая требует постоянного мониторинга кадрового потенциала [1,2].
Результатомнашейработы явилась разработка информационной системы «Научный потенциал» предназначенная для мониторинга научного потенциала высших образовательных и научно-исследовательских учреждений сформировавшая постоянно возобновляемую базу данных, которая осуществляется доступом через Интернет и позволяющая создавать сложные отчёты в любых форматах [3].
Информационная система «Научный потенциал» представляет собой веб-приложение. Веб-приложение — ПР-НР — серверное приложение, в котором ПР-НР выступает браузер, а сервером — веб-сервер. Логика веб-приложения распределена между сервером и ПР-НР, хранение данных осуществляется преимущественно на сервере, обмен информацией происходит по сети. Одним из плюсов такого подхода является независимость от операционной системы ПР-НР — пользователя, поэтому веб-приложения служат межплатформенными сервисами. На PHP (YIIFramework) выполнена серверная часть web-приложения. Информация ПР-НР реализована на HTML5, CSS3, JavaScript (JQuery). При разработке ИС «Научный потенциал» использовался новый подход к разработке веб-приложений, называемый AJAX технологии. При использовании AJAX технологии страницы веб-приложения не перезагружаются целиком, а лишь догружают необходимые данные с сервера, что делает их более интерактивными и производительными. Доступ пользователя к информации осуществляется с помощью подключения модулей информационной системы к «серверу СУБД». Применение данного программного обеспечения может в любых сетях, функционирующих на основе протокола TCP/IP.
Для работы с базами данных применён MySQL, являющийся лучшим решением для малых и средних приложений [4]. Гибкость СУБД MySQL обеспечивается поддержкой большого количества типов таблиц, а запросы происходят на «понятном» ПР-НР — пользователю языке.
Применение при разработке информационной системы Yii Framework обусловлен тем, что он оборудован многими мерами безопасности для предотвращения веб-приложений от неспровоцированных атак, таких как SQL инъекции, межсайтовый скриптинг (XSS), подделка запроса кросс-сайт (CSRF).
Для определения состояния и оценки научного потенциала, а также его прогнозирования разработанная информационная система «Научный потенциал», включает в себя базу данных педагогических работников 75 ВОУ и научных работников 70 НИУ.
Информационная система позволяет всесторонне проследить динамику формирования научного потенциала для ВОУ: кадров, кафедр, факультетов и ВОУ, для НОУ: кадров, лабораторий, отделов, НИУ, а также выявить участие кадрового потенциала ВОУ и НИУ в проведении научных исследований, с опубликованием научных статей в зарубежных и научных журналах рекомендуемых ВАК. Получения патентов или свидетельств на изобретение выданные Агентством по интеллектуальной собственности.
Рис. 1. Схема функционирования информационной системы НП
Для определения научного потенциала ВОУ и НИУ в целом:
– предложены критерии формирования научного потенциала учреждений с точки зрения остепенённой и возрастной динамики, научной активности, конкуренто-способности подразделений между собой по научному потенциалу;
– анализ текущего состояния научного потенциала подразделений ВОУ и НИУ с использованием статистических данных из базы ИС «Научный потенциал»;
– Предложен системный и единый подход по определению научного потенциала для ВОУ и НИУ с использованием информационной системы, которая позволяет:
- учитывать развитие научного потенциала, позволяющие прогнозировать необходимость количественных и качественных параметров воспроизводства и ротации кадров с высшей квалификацией;
- проведения многофакторного анализа возрастной динамики научного потенциала, научной активности педагогических и научных работников.
Реализация разработанной ИС «Научный потенциал» позволит усовершенствовать систему управления подготовки научно-педагогических кадров и развития кадрового потенциала, которая поможет решить задачу обеспечения квалифицированными научными кадрами, повысить ответственность организаций образования и науки за качество и эффективность подготовки.
Результаты мониторинга ВОУ иНИУ ИС «Научный потенциал»
Сформирована база данных (БД) педагогических и научных работников из числа работающих в ВОУ и НИУ, составляет более 30 000 и на их основе проведены анализ данных и мониторинг:
– так для ВОУ и НИУ по БД определены количество педагогических и научных работников в каждом из рассматриваемом учреждении, при этом определены штатные педагогические или научные работники, из них число остепенённых, число ПР или НР без учёной степени и звания.
– определены совместители, в том числе остепенённые, число педагогических или научных работников без учёной степени и звания (форма таблица 1).
– Мониторинг ВОУ и НИУ показал, что научный потенциал по ВОУ и НИУ составляет по основному штату педагогических и научных работников разный в зависимости от учреждения, региона, направлений и специальностей образования и т. д. Мониторинг позволяет также оценить научный потенциал привлекаемых по совместительству педагогических и научных работников.
Результаты мониторинга факультетов, кафедр ВОУ и отделов, лабораторий НИУ ИС «Научный потенциал»
Анализ мониторинга в разрезе факультетов и кафедр ВОУ, а также в разрезе отделов и лабораторий НИУ по научному потенциалу педагогических и научных работников, как по основному штату, так и по совместительству позволяет ранжировать показатели в рейтинговой форме, тем самым определить успешные подразделения или наоборот требующие стратегических решений (форма таблица 2, 3).
Мониторинг позволяет обобщить, ситуацию и при необходимости интегрировано подойти к вопросам привлечения для педагогической или научной деятельности ведущих в своей области ученых и специалистов из ВОУ-НИУ-ПРОИЗВОДСТВО (организации).
Результаты мониторинга педагогических и научных работников ВОУ и НИУ
Поскольку доктора и кандидаты наук наиболее квалифицированная часть педагогических/научных работников, было интересно проанализировать возрастные характеристики педагогических работников 75 ВОУ и научных работников 70 НИУ.
В исследуемых учреждениях картина возрастного ценза отличается друг от друга в зависимости от учреждения. Тенденция притока молодого поколения наблюдается по направлениям математики, физики и химии полимеров (форма таблица 4).
Противоположная картина наблюдается в гуманитарной (философии) отрасли науки там данные мониторинга показали, что одной из проблем этих учреждений является тенденция к «старению» высококвалифицированного кадрового потенциала. По базе данных и анализа имеет место тенденции старения докторов и кандидатов наук, в связи, с чем возникает необходимость создания условий для привлечения молодых учёных и специалистов в ВОУ и НИУ из числа окончивших соответственные специальности магистратуры.
Проанализирована деятельность введённых в БД педагогических и научных работников по индикатору научные работы и публикации.
Анализ научных статей в зарубежных научных журналах (за 5 лет) по БД ВОУ и НИУ показало, что педагогическими и научными работниками опубликованы научные статьи в странах Европы,Азии, Америки и СНГ, и активность научных работников научных подразделений в 1,5 раза выше педагогических работников. При этом необходимо указать на высокие показатели научных работников НИУ (по математики), которые активно участвуют, в международных публикаций показав тем самым своё место в международном обществе математиков и показатель публикации за 5 лет составляет, для них 8,65 публикаций/1 сотрудника.
БД имеет данные зарегистрированных (за 5 лет) объектов интеллектуальной собственности предложенных педагогическими и научными работниками, лидером из которых являются научные работники НИУ (по направлению физики и химии полимеров).
Примеры форм отчетности
Таблица 1
(ВОУ/НИУ)
Наименование ВОУ / НИУ |
кол-во педагоги-ческих / научных работ-ников (осн/совм) |
из них работающих |
научный потенциал ВОУ/НИУ, (%) по |
|||||
в основном штате |
совместителем |
|||||||
осте-пенен-ные |
не осте-пенен-ные |
осте-пенен-ные |
не осте-пенен-ные |
основ-ному штату |
для сведения |
|||
совместительству |
общее |
|||||||
|
|
|||||||
Таблица 2
(факультеты ВОУ/отделы НИУ)
Наименование факультетов/ отделов ВОУ/НИУ |
кол-во педагоги-ческих и научных работни-ков (осн/совм) |
из них работающих |
научный потенциал факультетов/отделов, (%) по |
|||||
в основном штате |
совместителем |
|||||||
осте-пе-нен-ные |
не осте-пенен-ные |
осте-пенен-ные |
не осте-пенен-ные |
основ-ному штату |
для сведения |
|||
совмес-титель-ству |
общее |
|||||||
|
|
|||||||
Таблица 3
(кафедры ВОУ/лаборатории НИУ)
Наименование кафедр/ лабораторий ВОУ/НИУ |
кол-во педагоги-ческих и научных работни-ков (осн/совм) |
из них работающих |
научный потенциал кафедр/лабораторий, (%) по |
|||||
в основном штате |
совместителем |
|||||||
осте-пе-нен-ные |
не осте-пенен-ные |
осте-пенен-ные |
не осте-пенен-ные |
основ-ному штату |
для сведения |
|||
совмес-титель-ству |
общее |
|||||||
|
|
|||||||
Таблица 4
(ВОУ/НИУ возрастные характеристики)
Наименование ВОУ/НИУ |
кол-во педагогических/ научных работников |
возрастные характеристики остепененных,% |
||||||||
общее |
остепененные |
|
||||||||
всего |
средн. возраст |
всего |
средний возраст |
до 30 лет |
31–40 лет |
41–50 лет |
51–60 лет |
61–65 лет |
66 лет ивыше |
|
Выводы
- На сегодняшний в ВОУ и НИУ появилась возможность, мониторинга состояния и развития научного потенциала по базе данных информационной системы «Научный потенциал», а также проработки прогнозирования подготовки научных и научно-педагогических кадров.
- Проведённый мониторинг состояния научного потенциала ВОУ и НИУ в разрезах вуза, факультетов, кафедр и научных подразделений — отделов, лабораторий показал необходимость поиска организационных решений, позволяющих рационально использовать имеющийся научный потенциал, расширять возможности обеспечения за счет интеграции ВОУ-НИУ-ПРОИЗВОДСТВО и внутри вузовских ресурсов подготовки, привлечения и закрепления кадров, а также необходимо разрабатывать и внедрять механизмы, способствующие к повышению эффективности воспроизводства высоко-квалифицированного кадрового потенциала ВОУ и НИУ.
- Стратегией развития ВОУ и НИУ требует разработки и реализации концепции опережающей подготовки научно-педагогических кадров, важнейшим элементом которой должны стать выявление и поддержка интеллектуального класса педагогических и научных работников.
Литература:
- Донецкая С. С. Научный потенциал преподавателей российских университетов (на примере химических факультетов) //Эко.2007. № 4. С.131–143.
- Степанов Ю. С., Рабинович М. И., Рабинович С. Ю. О построении функций свертывания информации для оценки деятельности подразделений и сотрудников высших образовательных учреждений // Technology-2001: Сб.науч.тр.междунар.дистацион.науч.-техн.конф.Орел, 2001.С.270–272.
- Махманов О. К., Хакимов З. Т.,Таджиходжаев З. А. “Илмий салохият/ Научный потенциал” // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ, № DGU 02952 от 31.12.2014г.
- Гайдамакин Н. А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных / Н. А. Гайдамакин. — М.: Бином-Пресс, 2002 — С. 365.