В современных российских условиях существует стереотип о том, что сырьевые богатства Сибири — это гарантия стабильного развития данных территорий. В современных условиях становится очевидным тот факт, что ресурсный потенциал в совокупности с производственным, научно-техническим и человеческим потенциалом лимитирован временными рамками его полной реализации. То есть, существует так называемое «окно реализации потенциала», когда имеющиеся предпосылки развития будут реализованы в виде создания прочных экономических взаимосвязей региона в национальном и международном масштабах, а также в виде создания объектов промышленности, всех видов инфраструктуры и общего повышения качества жизни населения региона.
Для Красноярского края «окно реализации потенциала», как и для Сибири в целом, открылось в период распада СССР и перехода нового государства (Российской Федерации) на капиталистическую модель хозяйствования. Данный переход создал предпосылки для преодоления плановой и сырьевой парадигмы развития региона и избавления его от роли «сырьевого придатка» государства. В виде противопоставления сложившейся парадигме, региональное развитие на современном этапе должно быть основано на следующих составляющих: 1) создание промышленных комплексов высокой переработки; 2) выстраивание новых и утраченных в период распада СССР цепочек максимальной добавленной стоимости; 3) обеспечение высокой степени диверсификации региональной промышленности; 4) обновление основных производственных фондов (ОПФ) промышленных предприятий, переход на новейшие технологические уклады; 5) повышение конкурентоспособности продукции региональной индустрии; 6) увеличение восприимчивости предприятий всех отраслей регионального хозяйства к модернизации и инновациям; 7) обеспечение высокой инвестиционной привлекательности региона; 8) выстраивание передовой промышленной, энергетической и транспортной инфраструктуры с ориентацией на внешние рынки; 9) переориентация промышленности региона на экспорт инновационной продукции и продукции высоких переделов, в совокупности с обеспечением товарной диверсификации экспорта (повышение его несырьевой доли); 10) создание механизма встраивания региона в систему международных внешнеэкономических связей [3]. Указанные выше составляющие — это воплощение реализованного потенциала края, которое необходимо для попадания во временные рамки «окна», и выведения региона на новый уровень социально-экономического развития. Однако сегодня существует ряд факторов (предпосылок) для скорого закрытия «окна реализации потенциала» для края: 1) давление антироссийских санкций на национальную экономику; 2) чрезмерная финансовая централизация государства на уровне федерального центра, ущемляющая интересы регионального развития; 3) рост конкуренции с другими «сырьевыми»регионами в глобальном масштабе; 4) низкая инвестиционная привлекательность региона; 5) низкий уровень региональной экономической безопасности; 6) применение офшорных схем и схем трансфертного ценообразования при деятельности крупных корпораций на территории края, т. е. бегство капитала и потеря инвестиционных ресурсов; 7) незначительный объем внутреннего рынка региона; 8) снижение мировых цен на энергоресурсы цветные металлы; 9) недостаточность качества и мощностей предприятий обрабатывающей отрасли промышленности края; 10) высокий износ ОПФ; 11) отсутствие региональной комплексной инфраструктуры; 12) низкая инновационная активность; 13) постепенная утрата человеческого и научно-технического потенциала; 14) отсутствие (неэффективность) региональных институтов развития; 15) относительная географическая удаленность от бурно развивающегося азиатско-тихоокеанского региона (АТР) [5].
Анализ главного показателя регионального социально-экономического развития — валового регионального продукта (ВРП), позволяет дать оценку экономическому состоянию Красноярского края (таблица 1).
Таблица 1
Динамика показателя ВРП Красноярского края, млрд. руб.*
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Объем ВРП |
439,7 |
585,8 |
734,1 |
737,9 |
749,1 |
1055,2 |
1188,7 |
1192,6 |
1256,7 |
Изменение к пред. году, в % |
20,33 |
33,23 |
25,31 |
0,52 |
1,52 |
40,89 |
10,92 |
1,06 |
6,21 |
*составлено по материалам [1]
В рассматриваемом периоде показатель ВРП, с одной стороны, демонстрировал тенденцию к увеличению, с другой — рост характеризовался резкими скачками и падениями. Особый интерес вызывает период 2007–2009 гг., когда в пору мирового кризиса ВРП региона буквально «замер» на уровне 750 млрд. руб. Однако уже в 2010 г. произошел прирост ВРП на 40,89 %, что было связано не с резким скачком развития промышленности, а с началом реализации инвестиционного проекта Ванкорского нефтегазового месторождения компанией НК «Роснефть». В силу данного факта можно утверждать, что в отсутствие крупных государственных инвестиций региональная экономика не имела бы показателей, которые сегодня «симулируют» ее рост [3]. Подтверждает данную позицию факт того, что крупные инвестиции не вызвали положительного экономического эффекта в смежной отрасли — машиностроении. Отсюда, существует предположение о том, что исключительно внутригосударственное развитие края сегодня не дает положительных экономических эффектов для региона, таким образом, подставляя под угрозу его социально-экономическое развитие.
В этой связи возникает необходимость в определении приоритетных направлений социально-экономического развития края через его встраивание в систему международных внешнеэкономических связей и производственной кооперации, прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Сегодня ориентация на азиатские страны (главным образом на Китай) — это ключевое направление развития национальной экономики в плане внешнеэкономического сотрудничества. Однако, в условиях санкций данное направление внешнеэкономического развития может быть охарактеризовано как вынужденное, что подтверждает структура экспорта и импорта РФ с различными группами стран (рисунок 1).
Рис. 1. Динамика доли стран ОЭСР и АТЭС в экспорте Российской Федерации [2]
Если предположить, что Россия будет пытаться переориентировать свой экспорт на азиатский рынок, то это будет априори неэффективно. Страны ОЭСР — потребители львиной доли отечественного экспорта, а АТЭС — новый быстрорастущий рынок, но его объемы слишком малы для полной переориентации. При этом, в условиях санкций против РФ, когда экономические отношения с западными стран чересчур политизированы, экономические связи с ОЭСР могут быть сохранены только при условии их дальнейшей экономической целесообразности. В сложившейся ситуации главная задача России — оптимизация импортных потоков с точки зрения их экономической привлекательности и уменьшения стоимости совокупного национального импорта, а также выстраивание нового азиатского комплекса национального экспорта.
Рассматривая Красноярский край с позиции его «встраивания» во внешнеэкономические отношения со странами АТЭС необходимо выявить явные конкурентные преимущества региона по сравнению с другими субъектами РФ, в первую очередь с регионами Дальневосточного Федерального Округа (ДФО), т. к. географически данные территории наиболее блики к азиатским рынкам. Потенциальный «разворот» экономики РФ на Восток, предполагает на начальном этапе стремительное развитие экспортно-сырьевых отношений. В этой связи, положение СФО по отношению к ДФО выглядит более перспективным (рисунок 2).
Рис. 2. Динамика долей экспорта СФО, ДФО и Красноярского края в структуре экспорта РФ [2]
Рассматривая Красноярский край на уровне экспортных показателей федеральных округов замечаем, что объем экспорта края составляет в рассматриваемом периоде от половины до трети объемов экспорта целого федерального округа (ДФО). Таким образом, можно предположить, что высокие объемы экспорта края могут быть заложены в качестве приоритетного фактора новой экспортной политики России со странами Азии с позиции определения регионов-участников.
Второе преимущество — лидерство СФО и края в частности в объеме показателя ВРП, который наиболее полно отражает развитие региональной экономики (таблица 2).
Таблица 2
Динамика ВРП Сибири иДальнего Востока, млрд. руб.*
Федеральный округ (субъект Федерации) |
2005г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
Валовой региональный продукт |
|||||
Дальневосточный ФО |
826,4 |
2110,7 |
2532,5 |
2700,3 |
- |
Сибирский ФО |
1951,3 |
4131,4 |
4802,9 |
5147,4 |
- |
Красноярский край |
439,7 |
1055,2 |
1188,7 |
1192,6 |
1256,7 |
*составлено по материалам [1]
Стоит отметить, что за последние годы, разрыв между объемами ВРП Красноярского края и ДФО — более 2 раз, но мы должны понимать, что сравниваем субъект Федерации с целым Федеральным округом. Данный факт подчеркивает факт более интенсивного развития сибирских территорий, в особенности Красноярского края.
Третье преимущество территорий Сибири — динамика и объем привлеченных инвестиций в основной капитал (таблица 3).
Таблица 3
Динамика инвестиций восновной капитал, млрд. руб.*
Федеральный округ (субъект Федерации) |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
Дальневосточный ФО |
725,7 |
1013,9 |
940,1 |
814,4 |
н/д |
Сибирский ФО |
889,7 |
1214,7 |
1416,6 |
1377,7 |
н/д |
Красноярский край |
266,9 |
308,6 |
381,7 |
376,9 |
344,5 |
*составлено по материалам [1]
Сравнивая СФО (в т. ч. Красноярский край) и ДФО, стоит отметить тот факт, что к 2013 г. показатель объема инвестиций в основной капитал сибирских территорий больше аналогичного показателя восточных территорий почти на 70 %, тем самым, не при самом высоком и диверсифицированном инвестиционном потенциале, территории Сибири привлекают куда более значительные объемы инвестиций, нежели дальневосточные.
Таким образом, подводя итог анализу основных показателей Красноярского края с позиции его преимуществ и выявленных в процессе исследования узких мест, можно предположить, что скорейшая интеграция региона в систему экономических взаимосвязей с азиатскими странами — это выход из сложившейся ситуации, когда регион нуждается в реализации, имеющегося не одно десятилетие, комплексного потенциала.
Решив или нивелировав проблемы регионального развития, Красноярский край может в полной мере вписать себя в экономическую карту Азии, предопределив интенсивное развитие экономики региона. При этом основными приоритетными направлениями встраивания региональной экономики в систему внешнеэкономических связей со странами азиатского региона, на наш взгляд, являются следующие (таблица 4).
Таблица 4
Приоритетные направления интеграции Красноярского края всистему внешнеэкономических связей АТР
Направление |
Характеристика |
Интеграция региона в глобальный инфраструктурный проект транспортно-торговой сети КНР — «Новый шелковый путь» (НШП). |
Наличие инфраструктурного проекта мирового уровня вблизи границ края предоставляет уникальный шанс для изменение статуса края на динамичную территорию магистрали НШП. У края не просматриваются явные конкурентные преимущества для безусловного вхождения в этот проект мирового уровня, кроме одного — наличия в регионе «точек примыкания» к Северному Морскому пути, Дудинки и Игарки (территории арктической зоны края), и главное — единственного на всей азиатской части маршрута. При этом, проект «Новый шелковый путь» на сегодняшний день предусматривает южный морской маршрут и центральный сухопутный маршрут в Европу, однако, Северный морской путь пока не входит в проект, хотя и является кратчайшим (короче южного в 2 раза, а с учетом необходимого меридионального транспортного коридора от его крайней железнодорожной точки (ст.Урумчи) через Красноярский край — почти в 4 раза) [4,5]. |
Интенсификация внешней торговли региона, ориентированной на экспорт сырьевой и, что важнее, продукции высокой переработки. |
|
Интенсификация деятельности в плане отношений производства (капитала), т. е. процесса стимулирования корпоративных и корпоративных инвестиций [3]. |
|
*составлено по материалам [3,4,5]
Вышеперечисленные направления можно назвать «триадой встраивания» («НШП» — внешнеторговые отношения — инфраструктурные и корпоративные инвестиции) Красноярского края в систему мирохозяйственных связей со странами азиатского региона [3]. При этом акцент должен быть сделан на формировании комплексного механизма стимулирования инвестиций в регион с параллельным выстраиванием промышленного комплекса с доминированием продукции высоких переделов, ориентированного на азиатский рынок, что в дальнейшем позволит региону минимизировать негативный эффект кризисных явлений в экономике России и выйти на путь самостоятельного развития.
Литература:
- Официальный портал Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru
- Официальный портал Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru/
- Тетерин Ю. А. Руйга И. Р. Необходимость совершенствования региональных инвестиционных механизмов в условиях интеграции субъектов России в систему экономических связей с азиатскими странами (на примере Красноярского края). Экономика и предпринимательство. 2015. № 12–1. С. 404–411.
- Руйга И. Р. Формирование специализированных институтов развития Красноярского края в условиях встраивания региона в глобальный мегапроект «Новый Шелковый Путь» / И. Р. Руйга, Ю. В. Пиманов, П. Е. Анисимов, В. А. Богомолов, Э. К. Веккессер, А. В. Васильев // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 11–6. — С. 1241–1248.
- Руйга И. Р. Формирование «Шелкового меридиана Сибири» в условиях реализации глобального мегапроекта Нового Шелкового Пути / И. Р. Руйга, Ю. В. Пиманов, П. Е. Анисимов, В. А. Богомолов, Э. К. Веккессер, А. В. Васильев // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 11–1 (64–1). — С. 186–194.