Начало XX века было временем невероятного интеллектуального подъема в области образования в США. Философы, учителя, психологи, занимающиеся проблемами образования и воспитания, начали в полном смысле революционное наступление на то, что считалось неоспоримой истиной. Истина эта гласила, что образование — процесс насильственный, и что единственный способ научить детей — это посадить их в классы ровными рядами, при этом естественные желания детей играть, двигаться, говорить и свободно задавать вопросы должны подавляться.
Школа Дальтон, которая первоначально называлась Детская университетская школа, была основана в 1919 году американским педагогом Хелен Паркхерст. Начала она свою работу в школе для детей с физическими недостатками. В 1920 году провела экспериментальное обучение в обычной средней школе небольшого городка Дальтон в штате Массачусетс, и затем в течение нескольких лет Хелен Паркхерст экспериментировала в собственной школе, состоящей только из одной классной комнаты. В результате напряженной работы появился так называемый «Лабораторный план». План был разработан таким образом, чтобы объединить учителей и учащихся для работы по достижению индивидуализированных целей обучения.
Это и положило начало «Лабораторному плану» в школе нового типа. Называться школа стала Дальтон — по имени города, где план был впервые апробирован. Школа Дальтон росла и расширялась. Сегодня эта школа является центром социума, разнообразного по своему составу, постоянно растущего, быстро воспринимающего инновации, но в то же время преданного традиционным, в лучшем смысле этого слова, ценностям. Эта школа известна далеко за пределами США. Ведущие школы Японии, Голландии, Великобритании, Южной Кореи, а теперь и России, Украины и Беларуси работают, используя полностью или частично Дальтон-план.
Хелен Паркхерст выделяла два основных принципа, на которых зиждется ее система:
- Предоставление полной свободы действия. Полная свобода без перерывов заниматься каким бы то ни было предметом, который захватил учащегося, поскольку пока ребенку не предоставят возможность воспринимать знания его собственным темпом, он никогда ничего не изучит основательно.
- Кооперация ивзаимодействие учеников иучителей. Жизнь школа должна быть организована, чтобы ни ученик, ни учитель не могли изолироваться, чтобы каждый вносил свою долю, принимал посильное участие в активностях и затруднениях всех других.
Дальтон — план не предполагает наличие четко установленной процедуры работы, которой должны следовать все без исключения. Это не шаблон, по которому без труда может строиться деятельность любой школы. Дальтон-план возник и складывался именно благодаря разнообразию условий и практики обучения.
Сущность Дальтон — плана состоит в сочетании обычных уроков в классах и самостоятельных занятий учащихся в предметных лабораториях. Проводившиеся по основным предметам раз в неделю общеклассные уроки использовались Хелен Паркхерст для того, чтобы учитывать самостоятельную работу учащихся, разбирать общие затруднения, совместно обсуждать результаты лабораторных занятий, сообщать такие новые факты, которые учащимся сложно отыскать самостоятельно, устанавливать связи между новыми знаниями и старыми, делать собственные обобщения и выводы. Такое мнение об использовании Дальтон-плана высказывал Дж. Дьюи.
Во время самостоятельной работы, которая проводилась по утрам в лаборатории без расписания, ученики выполняли индивидуальные задания — подряды, рассчитанные на месяц. Подряды планировались и выполнялись одновременно не более, чем по пяти различным предметам. Предметными лабораториями заведовали учителя-специалисты. Они консультировали учащихся во время их самостоятельных занятий по вопросам методики работы, по технике безопасности при проведении опытов и т. д.
Новая система очень быстро стала известна в различных странах и нашла своих сторонников. Наиболее ценным в ней было то, что данная система полностью отрицала характерные для классно-урочной системы того времени пассивность и скованность учащихся и казалась сравнительно легким путем преодоления этих коренных недостатков старой школы.
Занятия в лабораториях или, как их называла Х. Паркхерст, «мастерских умственного труда» приучали учеников, по мнению учителей, активно включившихся в разработку данного метода, самостоятельно планировать и организовывать свою учебную деятельность, развивать у них самостоятельность и активность, а также умение добиваться заранее намеченной цели. И, конечно же, большие надежды возлагались на развитие у обучаемых социальных навыков, так как учащиеся работали над общими заданиями, объединяясь при этом во временные или постоянные группы. При такой совместной работе более слабые ученики могли обращаться за помощью к более сильным, младшие к старшим и т. д.
В начале 20 века педагоги советской школы имели возможность ознакомиться с Дальтон-планом. В 1923 году появилась переведенная на русский язык книга Дж. Дьюи «Дальтонский лабораторный план». И, естественно, многие школы начали перестраиваться на эту систему. Но, что интересно, и советские партийные школы, и военные академии, и многие высшие учебные заведения стали внедрять в процесс обучения Дальтон-план. Соответственно, появилось много литературы по теории и практике использования Дальтон-плана в системе обучения того времени. Он заинтересовал учителей-практиков и ученых своей прогрессивной концепцией, которая в противоположность зубрежке, которая господствовала в старой школе, основывалась на развитии активности и познавательной самостоятельности учащихся, а также она предлагала широкие возможности для сочетания коллективного и индивидуального труда обучаемых.
Но Дальтон-план в советской школе не был заимствован полностью, он подвергся некоторым изменениям и модификациям. Например, на первое место были выдвинуты два основных элемента:
− работа бригадой;
− ведущая роль лабораторных (самостоятельных) занятий.
И в таком виде он получил название «лабораторно-бригадного метода».
Рассмотрим подробнее схему Дальтон — задания. Одним из главных компонентов Дальтон-плана является задание. Срок выполнения задания может быть различным — от нескольких дней до нескольких месяцев. Задание — это своего рода контракт, который заключают между собой учитель и ученик. Учащийся обязуется выполнить определенный объем работы к определенному сроку.
Рассмотрим следующий вариант Дальтон-задания:
Контрольные сроки |
Тема для усвоения |
Необходимо знать, уметь |
Задания на оценку |
Индивидуальные задания |
Оценка |
определяются временными рамками сдачи материала |
указываются задания для усвоения темы |
обозначаются лексические единицы (ЛЕ), грамматические структуры, текст |
размещаются задания по уровням |
используется при неподтверждении учеником выбранного им уровня |
итоговая оценка |
Графа, в которой предлагается индивидуальное задание, определяется учителем в том случае, если ученик не подтверждает оценку выбранного им уровня. Здесь вероятно предложить ему задания более низкого уровня или же несколько дополнительных заданий, выполнение которых помогло бы ему получить желаемую оценку. Графа «индивидуальные задания» на старшей ступени обучения может быть сформулирована по желанию ученика, так как на этой стадии задания могут быть направлены на углубленное изучение материала по данной теме или же на ликвидацию «пробелов» в знаниях учащегося. Также на этом этапе выполняются тесты для самоконтроля. Ученики должны четко знать, сколько ошибок возможно допустить для получения того или иного балла (для этого к тестовым заданиям прикладываются не только ключи, но и «схема контроля знаний»).
|
Краткое сообщение о том, что ученику предстоит выполнить. Это сообщение служит стимулом интереса. |
|
Это центральная идея программы, которую нужно развивать. |
|
Сюда входят правила, инструкции, пояснения и задачи, которые нужно выполнить. |
|
Все требуемые письменные работы с обозначением срока, когда они должны быть представлены. Под письменными работами подразумеваются и краткие заметки, и письменные упражнения, и рефераты, и сочинения и т. д. |
|
Заучивание правил, стихов, песен. |
|
Указывается время, когда та или иная тема будет обсуждаться на устном уроке, чтобы учащиеся могли самостоятельно подготовиться к дискуссии, собрать нужные материалы и выполненные работы для иллюстрации предмета обсуждения. |
|
Литература, справочники, словари. |
|
Как правило, учащийся не может выполнить месячную работу по предмету за один присест. Поэтому в недельной программе должен быть указан эквивалент времени для выполнения того или иного задания. Так, например, изучение программной грамматики по иностранному языку может считаться работой 2 дней (2 единицы работы), перевод — 3 единицы работы, чтение вслух — 1 единица работы. |
|
Этот пункт имеется в том случае, когда учащийся проводит определенную работу, требующую визуального воплощения (презентация, плакат, и т. д.) |
|
Ученик сдает зачет по изученному материалу. |
В углубленных гимназических и лицейских классах или же там, где обучаются одаренные дети, учитель может составлять Дальтон-задания следующим образом:
Виды деятельности |
Содержание деятельности |
Формы контроля |
Контрольные сроки |
Оценка |
Изучить |
Указываются ЛЕ, речевые структуры, грамматический материал, тексты для чтения. |
|||
Выполнить |
Указываются упражнения. |
|||
Уметь |
Указываются задания по применению усвоенных знаний. |
|||
Дополнительно |
Указываются задания сверх программы по желанию ученика. |
Работа на уроке по Дальтон — заданиям не нашла пока широкого применения на уроках иностранного языка. У этого метода есть свои положительные стороны и отрицательные, как и у любого метода. К положительным сторонам можно отнести следующее:
− индивидуализация процесса обучения
− развитие способности выбора
− активный способ обучения
− стимулирование развития индивидуальных талантов и способностей
− создание условий в познании самого себя (своих возможностей)
− развитие чувства ответственности за результаты собственной деятельности
− развитие умения сотрудничества
− развитие собственных идей
− развитие умений планировать результаты своей учебной деятельности
− развитие умения работать со всякого рода справочной литературой.
К отрицательным моментам в организации Дальтон-уроков относятся:
− трудоемкость в составлении Дальтон-заданий
− необходимость составления заданий для каждого ученика
− большая подготовительная работа
− создание соответствующих условий для выполнения Дальтон-заданий
− организация консультаций после основных уроков для выполнения Дальтон-заданий.
Подводя итог вышесказанному, следует выделить основные этапы работы по планированию и проведению Дальтон-уроков и Дальтон-часов.
1) при составлении календарно-тематического планирования изучения курса выбрать тему Дальтон-урока в системе других традиционных уроков темы.
2) при подготовке Дальтон-уроков заранее (за 1–2 недели) составить Дальтон — задание на урок или на Дальтон-час.
3) в Дальтон-задании должна быть указана тема, цель (что надо уметь, что надо знать в результате выполнения данного задания). Цели должны быть понятны и ученикам, и их родителям.
4) Дальтон-задание может предусматривать изучение нового материала, отработку понятий, закрепление и обобщение темы, а также материала опережающего характера.
5) подборка содержания для Дальтон-урока и Дальтон-задания.
6) подбор разноуровневых заданий (задания нормативного уровня, задания компетентного уровня, задания творческого уровня) для обеспечения свободы выбора заданий и максимальной индивидуализации.
7) оформление Дальтон-задания и его размножение (по одному экземпляру на каждого ученика).
8) отбор средств обучения для Дальтон-урока и Дальтон-задания: учебники, словари, справочники, дополнительная литература, видеофильмы, памятки и т. д.
9) раздача Дальтон-заданий ученикам и инструктаж по их выполнению.
10) объяснение права ученика на выбор задания, места, времени и способа его выполнения.
11) обсуждение с учащимися срока сдачи задания.
12) нацеливание на рефлексию процесса и результатов выполнения Дальтон-задания.
13) выбор формы проведения (лабораторное занятие, коллективный урок, классный урок, конференция) Дальтон-урока.
14) подготовка листков и тетрадей учета выполнения и оценки знаний.
15) проведение Дальтон-урока.
16) проверка и оценивание результатов выполнения Дальтон-задания.
17) проведение урока-конференции, на котором анализируются результаты и продвижение учеников.
Карточка с Дальтон-заданием оформляется на иностранном языке, т. е. все задания предлагаются на изучаемом языке. К карточке выдаются ключи, оформленные на отдельном листе, по которым учащиеся могут проверить правильность выполнения задания. В конце задания учитель обязательно пишет пожелание своему ученику.
Дальтон-задание (образец).
Тема: Моя школа (срок выполнения: 5 дней).
Надо знать: ЛЕ по теме «Моя школа».
Надо уметь:
1) работать со словарем.
2) употреблять ЛЕ в речи.
3) отвечать на вопросы по теме
№ |
Задание |
Комментарии |
1. |
Прочитайте, переведите и запишите в словари следующие слова (слова выписываются в столбик). |
сделайте это задание самостоятельно (письменно) |
2. |
Проверьте и оцените свои ответы. За каждый правильный ответ 0,5 балла. |
проверьте свои ответы по ключу |
3. |
Прочтите и переведите текст (текст может быть в учебнике, а можно его вынести и на карточку). |
устно |
4. |
Найдите иноязычные эквиваленты к следующим выражениям (даются предложения на родном языке, к ним нужно найти эквиваленты из прочитанного текста). |
работа с текстом (устно) |
5. |
Проверьте и оцените себя. За каждый правильный ответ 0,5 балла. |
проверьте свои ответы по ключу |
6. |
Закончите данные предложения |
письменно |
7. |
Проверьте и оцените себя. За каждый правильный ответ 0,5 балла. |
проверьте свои ответы по ключу |
8. |
Дайте ответы на следующие вопросы. |
устно |
9. |
Контрольный диктант (написан текст, основанный на новых словах, в котором пропущены определенные буквы, их нужно вставить). |
письменно |
10. |
Проверьте и оцените себя. За каждое правильное слово 0,5 балла. |
проверьте свои ответы по ключу |
11. |
Нарисуйте школу, о которой говорилось в тексте (за это задание вы можете получить дополнительные баллы) |
групповое задание |
12. |
Рефлексия: шкалу оценок учитель устанавливает сам, но учащиеся должны быть с ней ознакомлены: 23,5–21,5 — «отлично» 21–19 — «хорошо» 18,5–16,5 — «удовлетворительно» |
Я желаю Вам успехов при выполнении этого задания! |
Дальтон-урок.
Тема: «Моя школа».
Надо знать:
1) значение ЛЕ по теме;
2) употребление глаголов в прошедшем времени.
Надо уметь: употреблять ЛЕ в различных лексико-грамматических конструкциях.
№ |
Задание |
Комментарии |
1. |
Повторите слова по теме «Школа» |
учебник (самостоятельно) |
2. |
Выберите слова к теме «Школа в России» (слова выписываются в столбик) |
письменно (за правильный ответ 0,5 балла) |
3. |
Найдите антонимы к следующим словам (выписываются слова и антонимы в два столбика) |
письменно (за правильный ответ 0,5 балла) |
4. |
Повторите образование прошедшего времени |
устно |
5. |
Вставьте пропущенные глаголы в нужной форме |
письменно |
6. |
Образуйте предложения со следующими словами |
устно |
7. |
Переведите следующие предложения |
письменно (за каждое правильно переведенное предложение 0,5 балла) |
8. |
Рефлексия:
а. мне легко было выполнять задание № … б. мне особенно интересно было выполнять задание № … в. я с трудом справился с заданиями № …
19–17 — «отлично» 16,5–14,5 — «хорошо» 14–12 — «удовлетворительно» |
Я желаю вам больших успехов в дальнейшем изучении иностранного языка! |
Литература:
- Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: Учебник / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2000.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
- Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.
- Шиянов E. H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие. М.: Академия, 2000.
- Штайнер В. Учитель, ученик, родители. М.: Просвещение, 1998.
- Щетинин М. П. Детское государство любви // Первое сентября, № 51, 1999.
- Адамский А. Педагогика сотрудничества // Первое сентября, № 32, 2000.
- Паркхерст Х. Система Дальтон-План. М.: Астон, 2000. С. 6.
- Валенская Е. С. Я работаю в Дальтон-школе. М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 1998. С. 21.
- Валенская Е. С. Я работаю в Дальтон-школе. М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 1998. С. 22.
- Валенская Е. С. Я работаю в Дальтон-школе. М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 1998. С. 24.
- Валенская Е. С. Я работаю в Дальтон-школе. М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 1998. С. 28.