Лечебная физкультура при вегето-сосудистой дистонии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 28.11.2016

Статья просмотрена: 37580 раз

Библиографическое описание:

Чернова, М. О. Лечебная физкультура при вегето-сосудистой дистонии / М. О. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 617-619. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35769/ (дата обращения: 17.10.2024).



Вегето-сосудистая дистония (ВСД) — это функциональное заболевание организма, связанное с расстройствами вегетативной нервной системы в результате нарушения взаимосвязи между корковыми центрами и гипоталамусом. Она характеризуется разнообразием симптомов, вызванных нарушением нейроэндокринной регуляции, главным образом, сосудов, сердца, имеет постоянное течение с периодическими кризами. Довольно часто ВСД является самой ранней стадией гипертонической болезни, стенокардии, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом одной из основных причин «срыва» работы вегетативной нервной системы и снижения тонуса сосудов является недостаток элементарной физической активности — гиподинамия. Поэтому неотъемлемой частью лечения и профилактики ВСД является лечебная физкультура, что актуализирует тему данной работы.

Целью лечебной физкультуры при ВСД является:

− нормализация тонуса сосудов и функций головного мозга;

− снятие стрессового напряжения;

− повышение выносливости дыхательной, сердечно-сосудистой систем;

− оказание общеукрепляющего воздействия на организм, повышение адаптационных возможностей и работоспособности.

В комплекс упражнений включаются общеукрепляющие, дыхательные, расслабляющие упражнения, а также на равновесие и координацию движения. Высокой эффективностью обладают упражнения для позвоночника.

Лечебная гимнастика имеет некоторые различия в зависимости от вида вегето-сосудистой дистонии. Поэтому при данном заболевании обязательным моментом является измерение артериального давления и пульса перед лечебной гимнастикой и после нее.

  1. Лечебная гимнастика при ВСД по гипертоническому типу включает упражнения дыхательные, общеукрепляющие, расслабляющие в исходных положениях стоя, сидя и лежа. Исключаются прыжки, быстрый бег. Применяются циклические упражнения в спокойном темпе: ходьба, лыжные прогулки, плавание, медленный бег, тренажеры (с контролем АД и пульса). Во время бега необходимо дышать носом, при появлении одышки и желании дышать ртом, нагрузку следует снижать.
  2. Лечебная гимнастика при ВСД по гипотоническому типу ставит цель тонизировать организм, применяются упражнения общеукрепляющие, дыхательные, упражнения с гантелями, у гимнастической стенки. Полезны занятия на тренажерах, игры, медленный бег, ходьба на лыжах. Можно использовать упражнения с ускорением и с последующим расслаблением мышц, что помогает поднять общий тонус организма и способствует самообладанию. Не следует забывать и про контрастный душ.
  3. Рекомендованными видами спорта при ВСД по кардиальному типу являются: аэробика в воде; плавание; спортивная ходьба на свежем воздухе; катание на лыжах, коньках. При выборе тренажеров следует избегать того оборудования, которое предполагает положение тела вниз головой и выполнение упражнений вверх ногами. Оптимальным решением является беговая дорожка, гребной тренажер, велоэргометр.

Итак, при ВСД используются:

− общеукрепляющие упражнения, в том числе и комплекс упражнений при остеохондрозе позвоночника, в который входит тренировка осанки, укрепление мышц брюшного пресса, бедер, голеней и стоп, плечевого пояса, мышц шеи;

комплекс упражнений при всд

Рис. 1. Общеукрепляющие упражнения при ВСД

− упражнения на растяжку, равновесие, координацию;

− дыхательные упражнения: диафрагмальное дыхание, акцент на вдохе и выдохе во время общеукрепляющих упражнений, выдох во время растяжки и во время расслабления;

Для чего надо диафрагмальное дыхание

Рис. 2. Диафрагмальное дыхание

− упражнения на тренажерах в спокойном ритмичном темпе с контролем АД и пульса; занятия, как правило, проводятся 2 раза в неделю по 90 мин, однако с физиологической точки зрения лучше проводить 3-5 занятий в неделю по 35-45 мин.;

− велосипед, велотренажер — это универсальное средство для поддержания своего организма в тонусе, регулярная езда на велотренажерах полезна в любом возрасте, она оказывает комплексное воздействие на организм. Велотренажер улучшает состояние здоровья сердечнососудистой и дыхательной систем. Программа тренировок на велотренажере должна содержать в себе упражнения не высокого ритма, и предполагать небольшие остановки для восстановления дыхания. Упражнения на велотренажере необходимо повторять 4–5 раз в неделю, изменяя длительность тренировок и скорость вращения педалей, тогда они принесут ощутимую пользу, укрепят мышцы, повысят выносливость сердца. При невысокой скорости (60–75 об/мин) необходимо довести ежедневную нагрузку до 30 мин. при оптимальном сердечном ритме в пределах 60–70 % от индивидуального возрастного максимума, т. е. до 130–140 уд/мин;

− спортивная ходьба;

− медленный бег на свежем воздухе, беговая дорожка. На беговой дорожке не нужно стремиться увеличивать скорость до предела, от этого организм только быстрее устанет и результат будет хуже, лучше увеличить угол наклона (не более 7–8 градусов во избежание повышения нагрузки на коленные суставы), а скорость оставить на уровне 6–8 км/ч; можно чередовать периоды интенсивной и слабой нагрузки, например, 5 минут на беговой дорожке со скоростью 9–12 км/ч, 5 минут — 5–6 км/ч;

− ходьба на лыжах;

− командно-игровые виды спорта: волейбол, баскетбол по 15–20мин., не на результат, с возможностью выхода из игры при ухудшении состояния;

− оздоровительное плавание;

− аквааэробика с оптимальным графиком занятий — 3–4 раза в неделю по 40 минут и постепенным увеличением нагрузки и длительности каждого упражнения.

Не рекомендуются: спортивная гимнастика, легкая, тяжелая атлетика, прыжки, теннис, бокс, различные виды борьбы: каратэ, самбо.

Во время занятия рекомендуется между упражнениями делать 15-секундные перерывы, а после трудных упражнений для туловища и приседаний необходимо отдыхать не менее 40 секунд. На утреннюю гимнастику отводится 10–15 минут, затем можно принять контрастный душ. Во время занятий на тренажерах противопоказаны упражнения, где голова оказывается ниже уровня груди и выполняются упражнения вверх ногами в связи с опасностью развития обмороков. После ЛФК должна ощущаться не усталость, а бодрость, улучшение настроения и повышение работоспособности. Если после занятия самочувствие ухудшается, появляется головная боль, усталость, нужно снизить нагрузку и проконсультироваться с врачом.

Таким образом, без занятий лечебной физкультурой невозможно справиться с ВСД, даже если регулярно принимать все рекомендованные лекарственные препараты. Сосуды необходимо тренировать, и никакой альтернативы физической активности здесь нет.

Литература:

  1. Васильева В. Е. Лечебная физическая культура. — М.: Физкультура и спорт — 1999. — 368 с.
  2. Готовцев П. И., Субботин А. Д., Селиванов В. П. Лечебная физическая культура и массаж. — М.: «Медицина» — 1987. — 304 с.: ил.
  3. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура: Справочник. – М: Медицина. Изд. 2, перераб. доп. — 2001. — 304 с.
  4. Леонович А. Л Актуальные вопросы невропатологии — Минск: Высшая школа — 1990. — 208 с.
  5. Пасиешвили Л. М., Заздравнов А. А., Шапкин В. Е., Бобро Л. Н. Справочник по терапии с основами реабилитации. — Ростов-на-Дону: «Феникс». — 2004. — 414 с.
  6. Попова С. Н. Лечебная физическая культура — М.: «Физкультура и спорт — 1998. — 271 с., ил.
  7. Цыбульская Т. Б., Чудимов В. Ф. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации. — Барнаул: «Новоалтайская типография» — 1998. — 116 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, беговая дорожка, лечебная гимнастика, лечебная физкультура, медленный бег, вегетативная нервная система, диафрагмальное дыхание, контрастный душ, свежий воздух, спортивная ходьба.


Похожие статьи

Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников

Функциональное состояние вегетативной нервной системы у детей младшего школьного возраста с головными болями

Коррегирующая ритмическая гимнастика при сколиозе

Методика комплексного медицинского массажа для лечения и профилактики аллергических ринитов

Диагностика и лечение заболеваний пищеварительной системы лошадей

Методика комплексного медицинского массажа для лечения и профилактики заболеваний височно-нижнечелюстного сустава

Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия через использование фитбол-гимнастики с детьми дошкольного возраста

Гипнотерапия в лечении фобических расстройств у больных неврозами

Кинезиологические упражнения как средство повышения эффективности коррекционной работы

Ароматерапия, цветотерапия в физкультурно-оздоровительной работе

Похожие статьи

Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников

Функциональное состояние вегетативной нервной системы у детей младшего школьного возраста с головными болями

Коррегирующая ритмическая гимнастика при сколиозе

Методика комплексного медицинского массажа для лечения и профилактики аллергических ринитов

Диагностика и лечение заболеваний пищеварительной системы лошадей

Методика комплексного медицинского массажа для лечения и профилактики заболеваний височно-нижнечелюстного сустава

Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия через использование фитбол-гимнастики с детьми дошкольного возраста

Гипнотерапия в лечении фобических расстройств у больных неврозами

Кинезиологические упражнения как средство повышения эффективности коррекционной работы

Ароматерапия, цветотерапия в физкультурно-оздоровительной работе

Задать вопрос