В данной статье рассмотрены возможности использования потенциала наукоградов России, проанализированы характерные особенности их развития и функционирования, а также роль в инновационном развитии России, выделены существующие проблемы. На примере наукограда Фрязино, в контексте реализации политики импортозамещения, представлено текущее социально-экономическое положение объекта, определены особенности, проблемы, а также предложены меры по достижению сбалансированного развития с учетом экологической, социальной и производственной составляющих.
Ключевые слова: наукоград, импортозамещение, территориальное планирование
Направление стратегического развития национальной экономики в современной России направлено на реализацию политики импортозамещения. Предпосылкой для значительного изменения вектора движения развития экономики послужили финансово-экономические и технологические ограничения ряда западноевропейских государств в отношении России, а также контрмеры, которые вынуждены были ввести в ответ Российские власти, что в свою очередь еще больше подтвердило неустойчивость и не надежность функционирования сырьевой модели экономики. Основную цель данной концепции правительство сформулировало как: создание конкурентоспособной отечественной продукции, повышение промышленного самообеспечения страны, а также увеличение объемов конкурентоспособных товаров за рубеж. На сегодняшний день как никогда создание конкурентоспособной продукция должно основываться на применении высоких технологий, а также с использованием и совершенствованием методов и механизмов по модернизации, оптимизации и адаптации как научных, производственных, так и управленческих процессов. Таким образом, реализация политики импортозамещения должна опираться на научно обоснованные инновационные подходы. Точками инновационного роста и развития могут стать наукограды.
Современные российские наукограды обладают особенностями, такими как: концентрация лучших исследовательских кадров и ведущих научно-исследовательских предприятий, формируются по определенным критериями, где основные фонды научно-производственного комплекса составляют не менее 50 % от общего объема основных средств, а объем научной продукции в общем объеме более 50 %, число занятых в НПК не менее 15 %. [1] Данный статус временный и его получение даёт возможность наукоградам получить дополнительное финансирование как своих научных разработок, особенно тех, которые могут обеспечить реализацию политики импортозамещения, так и для поддержания социально-экономической инфраструктуры территории. Не смотря на то, что некоторые ученые считают идею наукоградов не реализуемой в существующих условиях, так как им не хватает государственной поддержки, особенно в условиях финансовых ограничений, все-таки развитие именно наукоградов продолжает реализовываться в нашей стране. Научное сообщество по данному вопросу разделилось на две основные группы: те, кто считают, что необходимо реализовывать потенциал наукоградов, но это возможно только при изменении существующей стратегии государства, и те, кто считают, что идея наукоградов была провальной изначально. К противникам идеи «наукоградов» можно отнести к. э.н. А. Б. Гусева, который в своей статье «Наукограды: забытый жанр или ренессанс?» не видит перспектив развития наукоградов, так как они, по его словам, подвержены всем проблемам моногородов и постоянно будут находиться в состоянии реципиента государственной поддержки, при этом, если наукоград будет развиваться многопрофильно, то его экстенсивное развитие неизбежно приведет к тому, что город перестанет соответствовать критериям, определяющих его статус «наукограда». [2, c.42] К сторонникам идеи «наукоградов» можно отнести, например, Монахова И. А., Клюшникову Е. В., Барсукову Н. Е., которые в своей монографии «Методология и практика управления развитием наукоградов Российской Федерации на современном этапе» проводят анализ социально-экономического развития наукоградов и приходят к выводу, что наукограды играют важную роль решения научно-технологических задач в интересах страны, а также важную социальную функцию в формировании кадрового потенциала. К проблемам, которые не дают полностью реализовать потенциал наукограда, авторы монографии относят: старение кадрового состава, износ основных средств, несовершенство нормативно-правовой базы, дефицит средств на развитие инфраструктуры, нехватка свободных площадей для создания новых единиц НПК. [3, c.114]
На примере наукограда Фрязино рассмотрим возможности повышения эффективности развития территории согласно сформулированной правительством экономической концепции.
Наукоград Фрязино располагается на северо-востоке Московской области в 20 км от Москвы. Дата его основания считается 1584 год, что связано с первым письменным упоминанием деревни Фрязино, которая входила в состав села Гребнево. Интенсивное развитие территории началось в 17 веке вместе с развитием шелкоткацкого дела, что привело в дальнейшем к возникновению первого фабричного каменного здания — шелкоткацкой фабрики, где трудилась большая часть населения. В 1933 году на базе здания фабрики был организован завод «Радиолампа», этот год знаменует зарождение Фрязино, как центра электронной промышленности страны. В военные годы здесь появляется первый в стране институт электровакуумных приборов. С 1942 года здесь начинается производство военной продукции: радиолампы, радиостанции и т. д. С 1951 Фрязино присваивается статус города, в 2003 году — статус наукограда. Сегодня население наукограда составляет 60 тыс. населения, площадь 9,18 км2, плотность 6513 чел/км2. В настоящее время основными предприятиями научно-производственного комплекса наукограда являются: АО «НПП «Исток» им. Шокина» (выпуск изделий СВЧ-электроники), АО «НИИ «Платан» с заводом при НИИ» (электро-лучевые приборы), Фрязинский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института радиотехники и электроники им. В. А. Котельникова РАН (исследования в области радиотехники), ФГУП «Специальное конструкторское бюро Института радиотехники и электроники РАН» (волоконные сети, оборудование для космических исследований), ООО «НТО «ИРЭ-Полюс» (лазерное производство). [4]Результаты деятельности предприятий наукограда Фрязино представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты деятельности предприятий наукограда Фрязино
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Средний темп прироста |
Прибыль (убыток) |
1724718 |
3261835 |
3201518 |
4988126 |
7407943 |
48% |
Обрабатывающие производства |
1001548 |
1941653 |
1859702 |
2764138 |
7298090 |
76% |
Производство и распределение энергии, газа и воды |
27239 |
40169 |
19326 |
44911 |
12058 |
14% |
Оптовая и розничная торговля |
-52 |
182879 |
95140 |
29054 |
59675 |
-4% |
Операции с недвижимым имуществом |
695983 |
1097134 |
1227350 |
2150023 |
38120 |
12% |
Основные показатели динамики развития предприятий НПК по прибыли(убытку) показывают два пика экономической активности: 2012 год (экономический бум), когда общий показатель прибыли вырос на 89 %, в том числе на 94 % по обрабатывающему производству, и 2015 год (экономический кризис),когда общая прибыль выросла на 49 %, при отрицательной динамике по производству и распределению электроэнергии, газа, воды, а так же по операциям с недвижимостью (табл.1). Если в первом случае источником резкого роста стал общий подъем экономики и рост спроса на товары производимые предприятиями наукограда, то во втором случае можно говорить, что источником роста отдельных видов товаров стала начало реализации политики импортозамещения, так как именно в разделе «обрабатывающее производство» отмечается рост на 164 %. Производители были поддержаны государством, что дало положительный результат, при этом, резкое снижение прибыли произошло в сфере производства электроэнергии, газа и воды, а также в сфере операций с недвижимым имуществом, где подобной поддержки не было и произошло снижение спроса со стороны населения(рис.1).
Рис. 1. Динамика производства и продажи товаров предприятиями наукограда Фрязино за период 2009–2015 гг.
На основе представленных данных (рис.1), можно с сделать заключение, что экономический успех предприятий в 2015 году не связан с увеличением объема и снижением издержек производства, скорее рост прибыли компаний связан с ростом продажи продукции несобственного производства, а также за счет государственной поддержки в результате которой повысилась рентабельность отдельных видов производимых товаров в контексте реализации политики импортозамещения. Для наукограда в частности, является более важным аспектом- рост производства собственной научной продукции (НПК входит в раздел «обрабатывающие производства»), чем увеличение других продаж. Динамику развития производственно-хозяйственной деятельности предприятий можно охарактеризовать анализируя соотношение дебиторской и кредиторской задолженности:
Таблица 2
Дебиторская икредиторская задолженность предприятий наукограда Фрязинов период 2014–2015гг.
Показатели |
2014 |
2015 |
Средний темп прироста |
Дебиторская задолженность, всего тыс. руб. |
8 264 305 |
14 307 555 |
73% |
Обрабатывающие производства |
5 410 298 |
13 231 189 |
145% |
Операции с недвижимым имуществом |
2 369 637 |
385 086 |
-84% |
Кредиторская задолженность, всего тыс. руб. |
14 792 355 |
9 850 783 |
-33% |
Обрабатывающие производства |
12 410 454 |
8 365 662 |
-33% |
Операции с недвижимым имуществом |
1 901 030 |
418 135 |
-78% |
По разделу операции с недвижимым имуществом произошло снижение прибыли (табл.1), при снижении объема, производимых товаров и услуг, и, соответственно, снизилась в равной доли кредиторская (на 78 %) и дебиторская задолженность(на 84 %), где кредиторская задолженность немного превышает дебиторскую, но в пределах допустимой нормы. В случае с обрабатывающей промышленностью происходит резкий рост дебиторской задолженности на 73 % и сокращение кредиторской на 33 % (табл.2). Превышение кредиторской задолженности над дебиторской в теории характеризуется негативно, так как означает отвлечение оборотных средств предприятия для расчетов с дебиторами. [5, c. 124] Для данного объекта исследования, рост дебиторской задолженности может быть связан с увеличением срока платежа, невозможностью дебиторов оплатить товары и услуги, что, вполне вероятно, в условиях финансово-экономического кризиса и международных ограничений. Дальнейшее преобладание дебиторской задолженности над кредиторской может негативно сказаться на производство, так как может привести к сокращению оборачиваемых средств и необходимостью привлечения займов. Более того, по статистике с 2 до 6 увеличилось число убыточных организаций (4 в сфере сделок с недвижимостью и 2 в сфере обрабатывающего производства), соответственно, сократилось число прибыльных организаций с 21 до 18.
При анализе развития города необходимо и важно учитывать его социальную сторону. Особенную роль в данном контексте играют показатели развития здравоохранения.
Таблица 3
Численность медицинского персонала внаукограде Фрязино впериод 2008–2013гг.
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Средний темп |
Число жителей на врача в 2013 |
Численность врачей всех специальностей (без зубных) |
210 |
188 |
220 |
220 |
207 |
192 |
-1% |
298 |
Численность среднего медицинского персонала |
486 |
467 |
566 |
512 |
437 |
440 |
-1% |
130 |
Численность населения |
52400 |
52980 |
55369 |
55400 |
56365 |
57252 |
2% |
|
В данной сфере наблюдается планомерное снижения числа врачей, а нехватка среднего медицинского персонала стала одним из пунктов для анализа в Стратегии развития города до 2035 года(табл.3). Для решения данной проблемы следует в первую очередь пересмотреть систему подготовки(переподготовки) кадров для медицинского персонала всех уровней, создать условия для привлечения в наукоград молодых специалистов с предоставлением служебного жилья с возможностью дальнейшей его приватизации, осуществлять выплаты единовременных пособий и надбавок за трудовой стаж и повышение квалификации.
Рис. 2. Текущие затраты на охрану окружающей среды, включая оплату услуг природоохранного назначения, тыс. руб.
Другим существенным показателем развития наукограда является отношение к охране окружающей среды. Затраты по данному направлению выросли значительно в 2015 году по сравнению с 2014, но еще далеки от уровня 2011–2012 года (рис.2). Количество выбросов в атмосферу загрязняющих веществ растёт с каждым годом (рис.3).
Рисунок 3. Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, всего тыс. тонн
Территория наукограда Фрязино ограничена — 9,8 км2, а ее производственная зона занимает около трети города, следовательно, защита окружающей среды является одним из главных приоритетов для общего развития всего города. Создание общественной (ГЧП) организации мониторинга качества окружающей среды, которая могла бы совместно с федеральными и местными органами, взять на себя часть функций по отслеживанию ситуации по выбросам в воздух загрязняющих веществ с предоставлением ей права остановки предприятий до устранения причин, по мнению авторов является достаточно актуальной в настоящее время для города. Финансирование может осуществляться за счет отчислений предприятий пропорционально объему выбросов при возможном снижении ставки экологического налога за выбросы, а также за счет партнерства международных экологических организаций и органов местного самоуправления, что позволит сбалансировать рост экономики и удерживать уровень выбросов в пределах 0,4 тыс.т. в год
В наукограде Фрязино необходимо обеспечить стабильный приток кадров в области здравоохранения, образования, культуры. Для этого возможно организовать от муниципалитета и предприятий площадку, где осуществлять целевое обучение, переподготовку и повышение квалификации жителей наукограда за счёт средств федерального, местного бюджетов и привлеченных средств по программам ведущих вузов города Москвы и Московской области. Это также поможет удержать рост маятниковой миграции не занятого в НПК населения.
Так же есть и общие факторы, которые сдерживают социально-экономическое развитие наукоградов, в частности Фрязино. Во-первых, это нехватка финансирования на развитие инфраструктуры наукограда, так как НПК освобожден от уплаты налогов, соответственно, налогооблагаемая база сравнительно мала, а государственное финансирование рассчитывается, исходя из численности жителей (не фактической потребности). Например, для Фрязино трансферты государства за статус наукограда составляют 28 млн. рублей в год, что не может кардинально решить проблем города. Во-вторых, это высокая плотность населения 6 тыс/км2, практически не осталось области свободной для застройки. В-третьих, несовершенство нормативной базы: с 2017 года должно пройти ужесточение критериев для получения статуса «наукограда», что повлечет за собой снижение количества таких объектов, это в свою очередь должно повлиять на увеличение финансирования оставшихся городов. Но это ставится под сомнение, после того как в 2010 году председатель комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев, говоря о наукоградах, заявил: «Конкурсов на инновационные проекты сейчас очень много — участвуйте в них, получайте деньги». Так, по сравнению с 1,5 млрд. руб. в 2009 году, в 2010 году наукограды были профинансированы на 570 млн. руб, то есть почти в три раза меньше. [6] В 2016 г. на развитие наукоградов было выделено 482 млн. руб.
Наукограды в сегодняшней ситуации не могут остаться без дотаций, так как их научная продукция коммерциализируется через массовое производство только после разработки и апробации опытных образцов малыми партиями, совмещать разработку, и серийное производство, в связи с ограниченностью территории, производства и инвестиций практически невозможно, а пользователями разработок наукограда могут стать предприятия всей страны. Особую озабоченность для развития наукоградов представляет социальная сфера, которая являясь самой затратной статьей муниципалитета, не может развиваться без поддержки федеральных и региональных властей. Необходимо отметить, что НПК наукограда Фрязино составляют государственные предприятия работающие в радиоэлектронной отрасли, относящейся к Военно-промышленному комплексу и попадающие под влияние сферы национальной безопасности. Безусловно часть научных разработок может быть использована в гражданских отраслях, но необходимы механизмы передачи таких технологий в массовое производство, а это задача скорее федеральных властей, чем собственные предложения. Эффективным инструментом внедрения разработок и технологий наукограда может стать создание в нем общественной организации, на подобие «Агентства стратегических инициатив», для того чтобы связать частный бизнес и науку. Такая организация также поможет привлечь частных инвесторов и сделать упор на разработки, имеющих практическое применение.
В целом, наукоград подвержен тем же проблемам, что и другие города: зависимость промышленного производства от экономической конъюнктуры, несбалансированности экономического и социального развития национальной экономики. Несмотря на рост прибыли организаций НПК, нельзя говорить об их экономической стабильности, так как другие рассмотренные показатели, говорят об обратном. Однако, в отличие от других городов, наукоград, в силу возложенных на него задач и специфике своей продукции, должен поддерживаться государством и меньше быть подвержен колебаниям экономики. Именно реализации политики импортозамещения предоставляет возможность для дальнейшего развития Наукоградов в общем и Фрязино в частности. Таким образом, концепция импортозамещения и активная поддержка отечественных предприятий государством, санкции европейских стран и США — всё это может дать отличную возможность российским компаниям увеличить свои обороты, провести технологическое переоснащение. Наукограды России разрабатывают зачастую технологическую продукцию, опережающую мировые стандарты. Сегодня необходимо поддержать существующую тенденцию на одних территориях и раскрыть научный потенциал в других.
Литература:
- Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» // КонсультантПлюc URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22630/
- Гусев А. Б. Наукограды: забытый жанр или ренессанс? // «Наука. Инновации. Образование». — 2015. — № 18.
- Методология и практика управления развитием наукоградов Российской Федерации на современном этапе: монография / Монахова И. А., Клюшников Е. В., Барсуков Н. Е., Под ред. А. А. Мальцевой. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016.
- Официальный сайт наукограда Фрязино URL: http://www.fryazino.org/
- Управление финансами. Финансы предприятий: Учебник / А. А. Володин, Н. Ф. Самсонов и др.; Под ред. А. А. Володина — 3-e изд. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 364 с.
- Сколково убивает наукограды // Общественно-политическая газета «Труд» URL: http://www.trud.ru/article/06–10–2010/251611_skolkovo_ubivaet_naukogrady.html
- База данных показателей муниципальных образований URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm