Законодательное регулирование отношений в области высшего образования. Проблемы реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 25.11.2016

Статья просмотрена: 1853 раза

Библиографическое описание:

Югова, Н. Е. Законодательное регулирование отношений в области высшего образования. Проблемы реализации / Н. Е. Югова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 518-521. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35841/ (дата обращения: 15.11.2024).



Образование является одной из сфер общественной жизни. Одни получают его сразу после окончания 11 классов школы, другим получение высшего образования становится необходимым для продолжения карьерного роста. По данным Росстата в 2015 году государственными, муниципальными и частными образовательными организациями высшего образования было выпущено1219,4 тысяч человек. В 2015/16 учебном году количество студентов образовательных организаций высшего образования составило 4766,5 тысяч человек. [7]

Среди прав человека и гражданина, провозглашённых Конституцией РФ, закреплено право на образование. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. [1] Эти положения также закреплены в федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В процессе регулирования отношений в области образования сформировалось образовательное право. К отношениям, которые регулирует образовательное право относятся образовательные отношения, конституционные, управленческие, трудовые, социальные, имущественные, финансовые и др. Эти отношения выступают предметом правового регулирования образовательного законодательства.

Образовательные отношения возникают между образовательной организацией и обучающимся; организацией и работником по поводу обучения; родителями и обучающимся ребенком; родителями и образовательной организацией.

Отношения, которые складываются в сфере образования, регулируются российским правом. Так, трудовые отношения, складывающиеся между образовательной организацией и работником, регулируются трудовым правом. Нормы гражданского права призваны регулировать имущественные отношения. Такие отношения возникают в связи с необходимостью урегулирования вопросов собственности, лицензирования и аккредитации образовательной организации, возмещения ущерба, причинённого некачественным образованием, аренды и др.

Финансовые отношения регулируют нормы финансового права. Особенности регулирования касаются налоговых льгот, отношений между государством и образовательными организациями, отношений между Правительством и Министерством образования и науки, отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, отношений между субъектом Федерации и образовательными организациями.

Социальные отношения имеют особенности в социальном обеспечении обучающихся, пенсионном обеспечении педагогических работников, льготах для обучающихся и педагогов и т. д.

Управленческие отношения возникают в отношениях, которые касаются качества работы образовательной организации. Это также отношения между муниципальными органами и образовательными организациями, семьями, обучающимися по поводу образования. [6, с. 60–61].

К законодательству, регулирующему отношения в области высшего образования в России, относятся:

1) Конституция РФ;

2) Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3) нормативно-правовые акты РФ;

4) законы, нормативно-правовые акты, принимаемые в субъектах РФ в соответствии с федеральным законом «Об Образовании».

Основным законом, регулирующим отношения в области образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Регулирование отношений в области образования согласно федеральному закону «Об образовании» осуществляется в соответствии с установленными принципами. К таковым относятся: признание приоритетности образования; обеспечения права каждого человека на образование; недопустимость дискриминации в сфере образования; создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования и др. [2]

В целях осуществления единой государственной политики в области образования Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования.

К целям правового регулирования отношений в сфере образования, в том числе и высшего, относятся установление государственных гарантий, механизмов реализации, защиты прав и свобод человека в сфере образования, создание и обеспечение условий развития системы образования.

Для качественного осуществления правового регулирования образовательных отношений необходимо выполнять такие задачи, как:

– реализация конституционного права на образование;

– создание правовых гарантий для реализации прав в сфере образования;

– создание правовых, экономических и финансовых условий для развития системы образования;

– определение правового положения участников отношений в сфере образования;

– создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

– разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Для реализации права на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления оказывается содействие образовательным организациям в различных сферах (финансовой, социальной и др.).

Для качественного решения задач, которые ставятся перед высшим образованием, образовательные отношения должны быть упорядочены на законодательном уровне. На данный момент эти отношения подвержены противоречивому регулированию разных отраслей права, таких, какгражданского, финансового, налогового, административного, образовательного и др. [5, с. 4]

Стратегической целью государственной политики в области образования, в соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, является повышение доступности качественного образования, которое будет соответствовать требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества. [4]

Проведениеединой государственной политики в области образования призвано обеспечивать Правительство Российской Федерации. Основой государственной образовательной политики в Российской Федерации является Федеральная целевая программа развития образования, принятая на период 2016–2020 гг.

Задачи доступности образования на основных уровнях в России в значительной степени сегодня решены. Новым для государственной политики в сфере образования становится принцип обеспечения права каждого человека на образование, что дублирует норму статьи 43 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на образование». Вторая часть принципа — недопустимость дискриминации в сфере образования — дублирует норму Всеобщей декларации прав человека, закрепляющей «недопустимость дискриминации права каждого человека на образование. Также новым принципом для государственной политики в сфере образования в Российской Федерации стал принцип, направленный на создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе. Указанный принцип отражает вступление Российской Федерации в Болонский процесс. Как следствие, интеграция российского образования в общеевропейское образовательное пространство требует модернизации общего и высшего образования с учётом целей и задач, заявленных Болонским процессом. Политический механизм реализации этих целей предполагает:

– ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора;

– повышение конкурентоспособности российской системы образования;

– переход к обществу знаний со значительным расширением академической мобильности и масштабов межкультурного взаимодействия. [3]

Основная проблема реализации прав на образование заключается в несовершенстве законодательства. Среди причин — это и присоединение России к Болонской системе образования. Такая форма образования не имеет соответствующего правового закрепления и обеспечения в трудовом законодательстве. До настоящего времени бакалавры ценятся на рынке труда ниже дипломированных специалистов. При приёме на работу сотрудника при равных условиях работодатель отдаст предпочтение кандидату, получившему образование по программе специалитета, а при наличии оконченной магистратуры, такой кандидат будет рассматриваться наравне с дипломированным специалистом.

На сегодняшний день до сих пор сохраняются проблемы реализации конституционного права на образование в России. Для преодоления сложившихся проблем следует разрабатывать новые правовые методы и средства в области реализации человека права на образование.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 04.08.2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ: по состоянию на 06.04.2015 г. // Собрание законодательства РФ. — 31.12.2012. — № 53. — Ст. 7598.
  3. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р: по состоянию на 29.12.2014 г. // Собрание законодательства РФ. — 12.01.2015. — № 2. — Ст. 541.
  4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р: по состоянию на 08.08.2009 г. // Собрание законодательства РФ. — 24.11.2008. — № 47. — Ст. 5489.
  5. Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: монография / В. В. Кванина. — М.: Готика, 2005. –432 с.
  6. Шкатулла В. И. Образовательное право России: учебник для вузов / В. И. Шкатулла. — М.: Юстицинформ, 2015. — 774 с.
  7. Образование [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистки: сайт. — URL http://www.gks.ru/wps/wcm/cоnnect/rоsstаt_mаin/rоsstаt/ru/stаtistics/pоpulаtiоn/educаtiоn/# (дата обращения 25.10.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, сфера образования, высшее образование, отношение, область образования, государственная политика, образование, образовательная организация, Россия, Болонский процесс.


Задать вопрос