Данная статья посвящена определению понятия «электронное правительство», анализу проблем, с которым сталкивается Россия в рамках мероприятий по его внедрению. А также рассмотрены перспективы дальнейшего развития «электронного правительства».
Ключевые слова: электронное правительство, электронные государственные услуги, Интернет, информационно-коммуникационные технологии, информационное общество
В связи с переходом к новому, информационному этапу общественного развития, различные сферы социальной жизни тоже подвергаются разного рода изменениям. Благодаря научно-техническому прогрессу, компьютеризации и внедрению современных информационных технологий можно говорить о новой форме государственного управления, концепция которой активно разрабатывается и претворяется в жизнь уже в настоящее время. Речь идет об «электронном правительстве».
Среди причин, подтверждающих актуальность данной темы, можно отметить то, что благодаря введению «электронного правительства» происходит следующее:
– снижение трудовых и финансовых затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне;
– качество услуг, предоставляемых государством гражданам, неуклонно возрастает;
– сокращение времени ожидания гражданами получения своих услуг, путем повышения оперативности взаимодействия за счет использования ИКТ, что в свою очередь должно сэкономить бюджетные средства;
– совершенствование механизма и системы государственного управления;
– система становится более открытой, увеличивается контроль со стороны граждан за деятельностью государственного аппарата;
– снижение количества обращений граждан в государственные органы за предоставлением различных услуг;
– уменьшение административной нагрузки на органы и граждан, так как вся необходимая информация уже есть в сети интернет.
«Электронному правительству» посвящено множество работ, где приводятся наиболее приемлемые, с точки зрения авторов этих работ, определения данного понятия, рассматриваются его принципы, значение и роль для правового развития общества. Но сегодня единого определения данного термина нет, хотя многие нормативные правовые акты, в том числе и международные, используют данный термин.
Согласно определению, И. Л. Бачило, «электронное правительство» представляет собой систему органов и организаций, нацеленных на создание условий, обеспечивающих формирование таких параметров Российского государства, при которых оно может рассматриваться как информационное общество.
Основные положительные черты «электронного правительства заключаются в следующем:
– увеличение степени участия граждан в государственном управлении;
– повышение эффективности деятельности государственного аппарата;
– упрощение системы взаимодействия межведомственных структур за счет доступности информации.
Сегодня в России уже были осуществлены некоторые шаги к становлению такой системы. Во — первых, в октябре 2010 г. В. В. Путин подписал распоряжение об утверждении государственной программы «Информационное общество» на 2011–2020 гг. Обсуждение этой новой, разработанной Министерством связи и массовых коммуникаций программы, которая пришла на смену Федеральной целевой программе «Электронная Россия», велось на протяжении длительного времени, что обуславливает важность этой темы. Во — вторых, сегодня уже введены очень популярный среди населения портал государственных и муниципальных услуг, высокотехнологичные порталы Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ и др.
Но, несомненно, внедрение такой масштабной системы в социально-экономическую жизнь любой страны влечет за собой ряд некоторых сложностей. Сравнение уровня развития «электронного правительства» в России с состоянием других стран показывает, что наша страна значительно отстает от стран Запада по всем основным показателям. Это обстоятельство, обусловлено следующими причинами:
- Слабая оснащенность ИКТ населения;
- Слабая законодательная составляющая;
- Плохой уровень безопасности.
Разберем каждую из них.
Во — первых, возможность существования «электронного правительства» предоставлена только развитому информационному обществу, так, как только в таком типе общества вся полнота ИКТ доступно каждому из граждан. На сегодняшний день показатель насыщенности населения ИКТ очень отстаёт от западных стран, что конечно негативно сказывается на показателе его использования. По известным исследованиям, Россия по индексу развития информационно-коммуникационных технологий на 2015 год занимает 45 место из 167 стран, а в рейтинге по развитию «электронного правительства» — 27 место. Данная проблема решается путем широко распространения доступных устройств, которые будут иметь возможность предоставления взаимодействия с «электронным правительством».
Во — вторых, недостатки нормативно-правовой основы негативно влияют на развитие «электронного правительства». Многие нормативно–правовые акты, закрепляющие основы такого вида государственного управления, противоречат друг другу. Поэтому существует необходимость полностью регламентировать деятельность «электронного правительства».
В — третьих, проблема безопасности постоянно дает о себе знать. В последнее время участились случаи хакерских атак на государственные сайты. Для эффективного использования «электронного правительства» необходимо формирование единой базы с личной информацией о гражданах (их прописке, владении частной собственностью, семейном положением и др.). Утечка такой информации, может привести к серьезным проблемам.
Несмотря на все вышеперечисленные проблемы в России создана благоприятная среда для развития «электронного правительства». Вместе с тем можно констатировать, что «…Россия прошла первый этап внедрения технологий информационного общества в сферу функционирования властных структур и построения электронного правительства» [3]. Властями уделяется достаточное внимание. На государственном уровне рассматриваются и внедряются программы, целями которых становятся свободный доступ к ИКТ, позволяющим воспользоваться «электронным правительством», создание нормативной базы, регламентирующей его деятельность, а также обеспечение безопасности получаемой информации от граждан.
Важным компонентом деятельности в данном направлении является важность осуществления исследований необходимости данного информационно-коммуникативного комплекса со стороны граждан и выявления основных целевых групп, которые в настоящее время максимально готовы к его восприятию.
Тем не менее, сегодня в России происходит динамичное развитие информационного общества и предприняты серьезные шаги по формированию электронного правительства. И несомненно при наличии постоянного финансирования и должного контроля, его эффективность быстро возрастёт и затраты оправдают себя, как это произошло в ведущих странах запада.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р (ред. от 26.12.2013) «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» // Консультант. URL: (дата обращения: 24.11.2016).
- Бачило И. Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. — М.: Юркомпани, 2012. — 280 с.
- Зарецкая Д. С. Электронное правительство: понятие и перспективы развития // Актуальные проблемы российского права. — 2013. — № 3. — С. 245–250.